Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм




Философия позитивизма прошла три этапа развития. Первый этап связан с именем французского философа и социолога Огюста Конта начинается с 40-х гг. XIX века. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное положительное /позитивное/ знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук и прежде всего естествознания. «Всякая наука сама себе философия» – лозунг позитивистов, который означает, что науки не нуждаются в какой-либо стоящей над ними философии, а потому философия как самостоятельная область знания не имеет права на существование, ее задача – подвергнуть факты естественных наук логическому анализу. Но сохранить название «философия», по мнению Конта, надо. Однако это будет новая наука, которая не имеет ничего общего с традиционной философией. Но в конце XIX века «классический» позитивизм оказался в кризисном состоянии, в связи с коренной ломкой традиционных понятий в физике и основными идеями в области психологии.

В это время начинает формироваться вторая форма позитивизма, получившая название махизма /по имени австрийского физика и философа Э. Маха/. В России сторонниками махизма были В. Базаров, А.Богданов, П. Юшкевич. Исходный пункт и основная посылка махизма – мир есть «комплекс ощущений», «элементов». Задача науки, по мнению Э. Маха, лишь описание этих ощущений. Вторая историческая форма позитивизма отличается от первой и определением предмета философии. Махисты считают, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания. Но махисты видели основное назначение философии как теории познания в удалении из науки всех «метафизических функций» /к числу которых они относят не только причинность, но и молекулярно-кинетическую теорию строения материи/.

Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм, который в основном распространен среди научной интеллигенции, берет начало с 20-х годов ХХ века. Основная цель неопозитивизма – выявить логику научного познания, а это значит создать на основе математической логики /в ее разработку они внесли действительно большой вклад/ «язык науки».

Неопозитивизм, в отличие от позитивизма, не отвергает философию в целом, понимая под ней аналитическую деятельность; т.е. выяснение логического смысла языка конкретных наук, его логический анализ. Главное в философии, утверждает неопозитивисты, не мировоззренческие проблемы, не познание, а логика. Философия, по их мнению, не имеет своего предмета исследования, потому что она не содержательная наука о какой-то реальности, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков. У философии лишь две цели: I) исключить из науки все не имеющие смысла рассуждения, возникающие из-за неправильного употребления языка; 2) обеспечить построение в логической последовательности осмысленных рассуждений. Таким образом, философия должна ограничиться лишь толкованием знаний, полученных конкретными науками, их расположением в логически стройном порядке.

В чем же ошибочность такой трактовки предмета философии? Дело в том, что неопозитивизм отождествляет методы конкретных наук с методом философии, игнорируя тот факт, что конкретные науки изучают отдельные стороны объективного мира и закономерности движения различных форм материи, а не мир в целом, как это делает философия.

Стержнем неопозитивизма является принцип верификации /проверки/. Согласно этому принципу, критерием истинности знаний является возможность проверки того или иного положения с помощью органов чувств, непосредственного наблюдения. Суть принципа «верификации», считают неопозитивисты, состоит в том, что нужно сравнить предложение с фактами, указать конкретные эмпирические условия, при которых оно будет истинно или ложно. Если же нельзя найти путь доказательства истинности или ложности данного предложения, то оно лишено смысла, и мы произносим пустые слова. Применяя принцип верификации, можно легко установить, что предложение «На улице идет дождь» вполне осмысленно, т.к. можно указать метод его проверки: выглянуть в окно. Предложения же типа «Существует всемогущий бог» – бессмысленны, т.к. никакой метод эмпирической проверки не может быть указан в этом случае. По этой причине они объявляют ложными, бессмысленными этические, эстетические суждения.

Принцип верификации достаточно ограничен по своей сути. Во-первых, он отрицает существование самой объективной реальности за пределами чувственного отражения; во-вторых, наносит большой ущерб науке, т.к. считает возможным свести все теоретические положения к элементарным наблюдениям, а все содержание теории – к чувственными данным; в-третьих, абсолютизируя роль чувственных данных, принцип верификации по существу ведет к признанию единственной реальностью только индивидуального сознания /так называемый солипсизм/. Но при этом следует отметить, что принцип верификации вырос из потребности очистить науку от непроверенных фактов, лишить обыденную речь, да и научную, пустословия, бессмысленности. Это была попытка оказать на философию своего рода дисциплинарное воздействие. Будучи не только философами, но и математиками и логиками /Б.Рассел, М. Шлик/, неопозитивисты внесли определенный вклад в разработку логического аппарата.

Одной из разновидностей неопозитивизма является семантический идеализм /семантика – это раздел языкознания, изучающий смысловое значение грамматических форм/. Представители этого течения, центр которого находится в США, - Р. Карнап, А. Тарский, А. Кожибокий. Характеризуя семантический идеализм, следует подчеркнуть, что его сторонники считают первоосновой всего существующего язык. Мир, утверждают они, - это проекция слов, производное от них. Язык – вот единственная реальность. Поэтому предметы, явления объективной реальности начинают существовать лишь после того, как им нашли языковое обозначение, а не сами по себе. В центре своего учения семантики ставят раскрытие смысла слов, видя в них источник здравого мышления или, наоборот, причину противоречий, непонимания друг друга, источник человеческих иллюзий, заблуждений и т.д. Все эти конфликты, противоречия являются результатом языковых ошибок. Именно «плохой язык», несовершенный язык вызывает революции, войны. Тирания слов – основное препятствие на пути разрешения социальных конфликтов.

В 60-х годах возник современный вариант эволюции позитивизма – постпозитивизм. Основной его представитель – австрийский философ и социолог К. Поппер. По его мнению, проверка научной осмысленности, а затем и истинности научных теорий должна осуществляться не через их подтверждение; а только через их опровержение. Рост научного знания состоит в выдвижении гипотез и осуществлении их опровержений. Конечно, не приходится возрождать, что есть такие факты, которые могут противоречить научной теории. Однако из этого не следует, что научная теория является таковой, поскольку она опровергаема. Теория относительности не опровергала классическую механику как таковую, хотя указывала на факты и закономерности, которые с ней не согласуются, она просто опровергала мнение об ее универсальности. Идея К. Поппера об опровержении фактов в конечном итоге привела к тому выводу, что история науки – это история заблуждений. Но вскоре, стремясь уйти от критики теории фальсификации, К. Поппер объявил о создании новой концепции «критического рационализма»: признавая теперь факт развития научных знаний, он считал, что развитие в этой сфере происходит через всеобщую «борьбу за существование», в результате которой одни научные теории временно побеждают другие и в конце концов все они опровергаются. К. Поппер считается родоначальником исторического направления в философии науки.

Но наибольший вклад в исследование истории науки внес американский исследователь Т. Кун. В своей книге «Структура научных революций», Т. Кун отмечает, что развитие науки проходит две фазы: эволюционную и революционную. В эволюционный период в науке господствует система общепринятых научным сообществом идей, совокупность теоретических стандартов, которые до поры до времени не подвергаются сомнению. Т. Кун называет ее парадигмой. В истории науки неизбежно наступает такой момент, когда данная парадигма не удовлетворяет научное сообщество, она не способна обеспечить эффективное решение научных задач. Возникший в науке кризис преодолевается путем отказа от прежней парадигмы и замены ее новой. Происходит революция в науке, которая изменяет взгляд на мир.

Подытоживая разговор о неопозитивизме, необходимо отметить, что он предъявил строгие требования к философии и попытался осуществить переоценку ценностей и приоритетов философии, пользуясь критериями формальной логики. Результаты подобных действий весьма неоднозначны. С одной стороны, используя мерки точного знания по отношению к философии, они способствовали обновлению, очищению философии от полу мистических понятий, которыми, по их мнению, загромоздили ее философы-классики. С другой стороны, многие претензии неопозитивистов показали свою несостоятельность в области философского анализа культуры, социального развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.