Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциализм




Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться середине XIX века. Его основателем принято считать датского философа Съорена Кьеркегора. Он считал, что философия в меньшей степени должна заниматься материей, Богом, пределами и механизмами познания, а основное свое внимание сосредоточить на человеке, его житейских проблемах, чтобы помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

Къеркегор считает, что человек может существовать на двух стадиях. Первая – неподлинное существование – это полная подчиненность человека обществу, «жить как все», «плывя по течению», без осознания своего «Я», без нахождения своего призвания. Вторая – подлинное существование – сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция /лат. – существование/. И в своем восхождении к экзистенции человек проходит три стадии /ступени/: эстетическую, этическую, религиозную. На эстетической стадии жизнь человека определяется всяческими мирскими соблазнами и человек стремится ко всякого рода удовольствиям. На этической стадии человек делает сознательный выбор, выбирает себя, теперь им движет долг. И на высшей – религиозной стадии – человек глубоко осознает свое признание, он как бы «несет свой крест» /уподобляясь этим Иисусу Христу/, превозмогая все страдания и житейские невзгоды.

Подлинную актуальность Экзистенциализм приобрел после Первой мировой войны /19ё14-1918 гг./ Философия экзистенциализма отразила безысходность, неуверенность, отчужденность человека в этом мире. В ней отразился стихийный протест интеллигенции и мелкой буржуазии /так называемого «среднего класса»/ против господства монополий, стандартизации жизни под влиянием технического прогресса, превращающего людей в пассивных потребителей ценностей «массовой культуры». Крупнейшими представителями этого направления философии были в России Л. Шестов и Н. Бердяев / разговор о русской философии будет ниже/, в Германии – К. Ясперсм и М. Хайдеггер, во Франции – Г. Марсель, Ж.П. Сартр и А. Камю.

Основным понятием экзистенциалистической философии является понятие «экзистенции», под которой экзистенциалисты понимают специфически человеческий способ жизни, который в корне отличается от вещественного, предметного мира и мира социума. Так как человек имеет дело со своими переживаниями, со своим личным миром, то подлинный мир, согласно экзистенциалистов, - это поток переживаний, чувств, мыслей человека, все интересы которого сосредоточены на нем самом. Отсюда задача философии – это уяснения смысла лишь собственного существования человека, и только через этот смысл можно судить о том, что находится вне его, в окружающем мире. По словам одного из экзистенциалистов, их философия – это попытка рассуждать не с позиции зрителя о том, что происходит на сцене, а сточки зрения актера, участника представляемой драмы.

Как правило, экзистенциализм рассматривает человека в кризисных ситуациях, в которых он оказывается брошенным в чужой и враждебный мир. Главное внимание при этом уделяется рассмотрению духовной активности индивида, его выдержке, скрытым возможностям, пониманию их сущности своего существования. Наиболее ярко все сказанное проявляется в человеке в так называемой пограничной ситуации, когда он оказывается на грани физической, моральной или интеллектуальной гибели. Но главной основой существования человека является его страх перед конечностью и беспомощности своей жизни, т.е. страх перед смертью.

Одним из важнейших положений философии эксистенциализма является тезис об абсурдности мира. Это нашло свое выражение, прежде всего в современном искусстве. Одним из ярких примеров в этом плане является «театр абсурда», представителями которого являются, прежде всего такие известные драматурги как Э. Ионеско и С. Беккет. При этом «абсурдизм» данных художников глубоко концептуален. Мир представляется им лишенным какой бы то ни было логики как внутри себя, так и в воздействии на человека. Фатально отчужденный человек предстает перед лицом таинственного, непостижимого мира, сводимого к гнетущему мраку и молчанию. Мир являет собой, по существу, пустоту, отмеченную лишь негативными характеристиками, причем человек здесь оказывается совершенно лишним, а его сознание бессильным. Бессмысленность человеческого существования, в свою очередь, обусловливает и бессмысленность мира, в который лишь человеческий разум мог бы внести какой-либо смысл.

Большое внимание экзистенциалисты уделяют этическим проблемам и особенно вопросам свободы индивида. Своюбода, в понимании экзстенциализма, - это деятельность человека, продиктованная ему его собственным желанием, волей, т.е. она есть абсолютная независимость решений и действий человека от обстоятельств. Тем самым свобода отвергает всякую обусловленность поступков и действий и предполагает выход за рамки объективной реальности, где действуют причинно-следственные связи, необходимые отношения, законы. Человек «обречен на свободу». Это внутреннее состояние, личные переживания самого субъекта.

Что касается экзистенициалистической гносеологии /теории познания/, то в принципе, говоря о познаваемости мира, экзистенциалисты считают, что он не доступен разуму, не подчинен логике. Единственное оружие постижение истины – это интуиция, т.е. свободное творчество субъекта для самого себя, а не знания, верно отражающие действительность. По мнению Экзистенциалистов, истина существует только для данного субъекта: каждый человек стремится к своему самосохранению, поэтому у каждого человека есть своя истина.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.