Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое время




По периодизации Всемирной истории Новое время начинается с XYII века. Именно в этом веке складывались капиталистические отношения, быстро развивалось промышленное производство, произошли значительные изменения во всех сферах общественной жизни. Эти изменения затронули и сознание людей, в том числе их философские взгляды. Сильнейшее воздействие на философию Нового времени оказала наука, развитие которой стимулировалось практическими потребностями производства.

XYII век – это эпоха научной революции. Она породила новую ориентацию философии. Если в средние века философия была связана с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и учением о человеке, то теперь, она стала опираться главным образом на естествознание. Поэтому в философии XYII в. на первый план вышли проблемы теории познания (гносеология). Можно сказать, что гносеоцентризм – определяющая черта философии данного периода.

Философы выяснили природу знания, способы его получения, возможности и пределы человеческого познания. При решении этих проблем четко определились два противоположных подхода, или направления, - эмпиризм и рационализм, которые в философии предыдущих эпох были лишь намечены. Эмпиризм считает основой познания чувственный опыт, а рационализм видит эту основу в разуме.

Родоначальником эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон. Он полагал, что для познания и практического овладения природы следует изменить применявшиеся прежде методы исследжования. Древняя и средневековая наука (натурфилософия) были умозрительными и отвлеченными. Ученые пренебрегали опытом, они пользовались главным образом дедуктивным методом, т.е. мысль двигалась от некоторых очевидных (или кажущихся очевидными) положений к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, мало подходит доля познания природы. Знание должно опираться на опыт и эксперимент, то есть мысль должна идти от единичных факторов к общим положениям. Такой метод познания называется индуктивным.

Преемственность философской проблематики хорошо прослеживается на примере Бэкона. Вера в Божественную истину сочеталась у него с человеческой рациональностью. С одной стороны, Бэкона интересовали проявления внешней природы человека, а с другой, - его внутренняя духовная жизнь.

Личностные и общественные проблемы, согласно Бэкону, разрешает именно наука, которая может себя оправдать только жизненной пользой. Бэкон отвергал отвлеченные суждения, предпочитая доверять тому, что он видит своими собственными глазами. Но творческим началом, по Бэкону, для человека все-таки является божественное вдохновение, инструментом которого выступает логика как теория познания. Есть две причины, которыми она руководствуется: одна, способствующая постижению окружающей нас действительности, и другая, мешающая этому процессу.

На примере философии Бэкона мы можем проследить развитие методологии ползнания, которая в конечном счете определяет общую философскую ориентацию эпохи.

Однако Бэкон сделал чрезмерный упор на эмпирическом подходе к познанию, недооценив роль отвлеченных (и прежде всего математических) методов исследования. Дело в том, что обработка эмпирического материала (данных наблюдения и эксперимента) в естествознании XYII в. уже не могла обходиться без математики, которая строится на аксиоматически-дедуктивной, то есть рациональной, основе. Кроме того, сама возможность применения математического аппарата к экспериментальным данным обусловлена построением идеальных (опять-таки рациональных) моделей изучаемых физических объектов: идеального газа, абсолютно твердого тела и т.п. В этом случае физический объект сближается с математическим объектом, что создает предпосылки для разработки теории, использующей математические методы. Так возникла в XII в. классическая механика.

Развитие теоретического естествознания и математики послужило источником философского рационализма Нового времени. Основоположником этого направления был французский философ Рене Декарт. Он полагал, что только с помощью разума можно получить достоверное и необходимое знание (подобное математическому). Критерием безусловной истинности эмпирического знания является его ясность, самоочевидность для разума. Можно сомневаться во всем, даже в самом существовании мира, носам факт моего сомнения, рассуждал Декарт, очевиден для моего разума. Я сомневаюсь, – значит, я мыслю, а поскольку я мыслю, – я существую. Это и есть абсолютная аксиома, из корой с помощью дедукции можно вывести остальные достоверные знания, построить все здание науки.

Декарт явился первым философом, провозгласившим естественным исходным принципом мышления сомнение. Он отверг привычные, устоявшиеся мнения, заявив: «Во всем должно сомневаться». От античных скептиков он отличался тем, что видел в сомнении не цель, а лишь средство избавления от предрассудков и необоснованных догм, стремясь достичь основы мыслительного процесса. Бог при этом являлся гарантией от возможных заблуждений, что для декартовой философии было совершенно необходимо.

Очевидно, что и этот историко-философский период следовал традиционной проблематике средневековья, заключавшейся в противоречии между рассчитывающим только на свои силы человеческим познанием и верой в Творца, ограничивающего человеческие возможности.

Для того, чтобы математика могла стать универсальным средством познания, Декарт «математизировал» природу, то есть истолковал ее таким образом, что у нее остались лишь «математические свойства: протяженность, формообразование и движение. В трудах Декарта и многих других философов и ученых ХYII в. сложилась механистическая (основанная на понятиях и представлениях классической механики) картина мира, которая продержалась в естествознании и философии два столетия.

Рационализм - это не только определенная гносеологическая позиция, противостоящая эмпиризму. Рационализмом называют также широкое идейное течение, основанное на вере в неисчерпаемые возможности человеческого разума – не только познавательные, но и практические. Подобная вера особенно характерна для философии Просвещения.

Таким образом, значение философии XYII в. определяется тем, что она освободила философскую мысль от пут средневековой схоластик5и, подготовила последующее развитие просветительских идей и заложила основы научной теории познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.