Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия. Генезис (происхождение) философии как особого рода деятельности, опирающейся на разум, абстрактное мышление




ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Генезис (происхождение) философии как особого рода деятельности, опирающейся на разум, абстрактное мышление, связан с разложением первобытнообщинного строя, усложнением общественной жизни, практики, отделением умственного труда от труда физического.

Первые обобщенные представления людей о мире и о себе сложились еще в недрах мифологического и религиозного сознания. Основу этих представлений составляли Фантазия, некритическая вера, обычай, традиция, авторитет. Философия, будучи рациональным, доказательным знанием (хотя, конечно, степень доказательности была сначала невелика), с самого возникновения противостояла мифологии и существенно отличалась от формирующейся религии. Развитая мифология, можно сказать, переходит, а неразвитую религию и философию, которые существуют в единстве, но затем все же обособляются, поскольку имеют разные основания. Тем не менее, осознание единого корня и общих родовых черт мифологии, религии и философии представляется трудной, но интересной задачей. К тому же в дальнейшем духовном развитии человечества при совершенно разной судьбе мифологии, религии и философии они прорастали, проявлялись через «свои другие» формы, давая импульсы новому осмыслению мира и человека. Именно античная философия дает образец такого взаимодействия.

Философия почти одновременно сформировалась в Китае, Индии и Греции в середине 1 тыс. до н.э. Несмотря на географическую и культурную отдаленность друг от друга этих центров цивилизации, их философия имела много общего. Главная ориентация древней философии – космоцентризм (охват мира как целого и единого), то есть, она была обращена к космосу – миру, природе. Причем именно при попытке понять и объяснить устройство космоса древние философы впервые поставили те проблемы, которые на многие века определили тематику философских размышлений.

К числу таких проблем относится вопрос о единстве мира, о соотношении единого и многого. Древние философы полагали, что за внешним многообразием мира скрывается его внутреннее, глубокое единство. Это единство обычно усматривалось в общем, материальном начале всех вещей. Само это начало понималось по-разному, как какое-то конкретное вещество или комбинация веществ (чаще всего фигурировали четыре «стихии»: вода, земля, воздух, огонь), как мельчайшие неделимые частицы (атомы) и т.д. Конечно, эти представления были еще наивными, донаучными, однако здесь присутствовали очень важная для всей последующей науки мысль о различии внешнего и внутреннего, видимого и действительного, явления и сущности.

Сведение многообразия к единству, к исходным началам и принципам бытия выражает специфику, главную отличительную черту философского познания. Именно поиски первооснов составляют предмет философии с древности и до нашего времени. Наибольшую важность являло собой обретение человеком способности излагать свою мысль, того, что принято называть даром речи, слова, рассуждения. Призраки уступили место четким и определенным, закрепляющим за вещами их предназначения звуковым и письменным знакам, которые существовали отдельно от вещей и несли собой их смысл.

С тех пор ведет свое начало понятие «логос». Этот ключевой для философии термин был введен известным греческим философом Гераклитом и древнегреческой философии имел весьма широкий спектр понимания. С одной стороны, он обозначал просто «слово, высказывание», с другой – понимался как «смысл, суждение», то есть человеческий разум упорядочивал в словесной форме свою деятельность, противопоставляя себя лишенной определенности вселенной (тому, что мы понимаем под словом «хаос»). Логос и хаос противостоят друг другу в такой же степени, как целесообразность (определенность) и бесцельность (аморфность), они характеризуют, по большому счету, наше существование.

Противопоставление видимого и действительного – это первый подступ к созданию философской теории познания (гносеологии). Внешняя сторона явлений непосредственно познается с помощью органов чувств, сущность же вещей доступна лишь разуму. Вопрос о соотношении этих двух познавательных способностей – разума и чувств – составил впоследствии одну из главных тем гносеологии; разные ответы на этот вопрос вылились в борьбу двух направлений – сенсуализма (также эмпиризма) и рационализма. Переход от наглядно-образного к понятийно-аналитическому стилю мышления связан с именами греческих философов: Параменида и Зенона – представителей элейской школы, а также Пифагора и его последователей, которые считали началом всего сущего число. Эти философы впервые разграничили мнение (обыденное представление) и знание (данные науки).

В древней философии сформировались два фундаментальных направления, борьба между которыми прошла в качестве лейтмотива через всю историю философской мысли – материализм и идеализм. Для первых стихийных материалистов существование единственного, естественного мира выступало как нечто само собою разумеющееся, и сущность вещей и их внешнее проявление принадлежали к одному и тому же миру. Идеалисты же «удваивали» мир, приписывая «подлинному» бытию, доступному лишь разуму, особое существование, отличное от существования «видимых» вещей. Согласно греческому Философу Платону, в учении которого идеализм оформился в качестве особого направления, кроме чувственного, непосредственно данного мира, есть еще мир идей – особых бестелесных форм. Идея, согласно Платону, - это нечто, выражающее сущность вещей, только идея существует реально, объективно. Идеи вечны, неизменны, они образуют подлинное бытие, тогда как вещи чувственного мира несовершенны, изменчивы, они возникают и гибнут. Платоновский идеализм послужил основой для построения последующих идеалистических учений.

Человеческое познание в древности, несмотря на казалось бы наивно-чувственное восприятие окружающего мира, представляло себе высший идеал, цель существования человека в единстве бытия, подчиненного логосу, объединяющего собой, как упоминалось выше, все сущее и все познаваемое, согласно Платону. Но действительность все же противостояла этой высокой идее.

Вообще, древнюю философию (в особенности греческую) целесообразно изучать с точки зрения того, как выдвинутые ею взгляды, догадки, гипотезы повлияли на последующее развитие философии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.