Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и мировоззрение




Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основная жизненная позиция, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение есть комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, а потому оно способно раздвигать узкие рамки повседневности, соотносить данного человека с тем, каким он был в далеком прошлом, а по возможности и заглядывать в его будущее.

Именно мировоззрение как интегральное по своему содержанию образование является ядром как индивидуального, так и общественного сознания, которые связаны друг с другом. Мировоззрение имеет практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, отношение человека к труду, на интересы, вкусы, на различные стороны быта. Мировоззрение в значительной мере определяет и формирует его идеалы, социальные ориентации. Мировоззрение можно уподобить некой рамке, через которую человек смотрит на мир, определяя поле зрения, смысл, характер и направленность своей и чужой деятельности.

В мировоззрении представлен как чувственный опыт, так и интеллектуальный опыт человека. Чувственная сторона мировоззрения, проявляющаяся в виде настроения, переживания, образует мироощущение. Опыт формирования познавательных конкретно-чувственных образов предметов и явлений действительности относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения составляет миропонимание. Подлинное миропонимание трансформировано в убеждения, соответствующие всему складу сознания человека, его жизненным устремлениям. Наряду с убеждениями в структуру миропонимания входят идеалы, которые всегда направлены в будущее.

Жизнь человека в обществе носит исторический характер. Следовательно, мировоззрение, формируясь под влиянием конкретных условий жизни, также подвержено историческим переменам. В результате духовного развития человечества сформировались определенные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденно-практическое, философское. Каждый из этих типов имеет свои предпосылки /материальные, социальные, теоретико-познавательные/ и представляет собой относительно целостное отражение мира.

Мифологическое мировоззрение или мифология /от греч. Mifos – предание, сказание и logos – слово, учение/ - способ понимания мира, характерный для ранней стадии общественного развития. Мифологическое воззрение было порождено слабостью и невежеством человека. Не зная подлинных причин природных и общественных явлений, первобытный человек переносил на них свои характеристики. Так рождались мифы. Своеобразие мифа состоит в том, что мысль выражается в конкретных, чаще всего иносказательных образах, когда как бы сближаются явления природы /натуры/ с природой очеловеченной /культурой/.

В причудливой ткани мифологических образов претворялась обобщающая работа мысли, направленная на поиск единства природы, общества, человека, на разрешение жизненных противоречий, постижение внутреннего согласия человеческой жизни. Мир представлялся как особая символическая реальность, но оставался целостным, а это уже был шаг к философскому мировоззрению. В общем же мифологическое сознание было синкретическим /нерасчлененным/. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим, настоящее с будущим, обеспечивалась духовная связь поколений.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф начал изживать себя. Разложение мифологического мировоззрения стимулировало поиск новых форм объяснения мира. Так на смену мифологии постепенно пришла религия. Ее основу составила вера в существование сверхъестественных сил и признание их главенствующей роли в мировом начале.

За субстанцию религия приняла абсолютный разум, назвав его Богом. Это субстанциональное начало мира как некая целостность сближает религию с философией. Но между ними существует и принципиальное различие. Если образно сказать, то религия и философия пашут одно поле, только плуги у них разные: религия базируется на принципе веры, философия же выносит на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, имеющие четкие логические основания.

Как и религия, философия пришла на смену мифологии. Возникла она при определенных социальных условиях. Это прежде всего – рождение общественных классов и государства, разделение труда на умственный и физический, развитие торговли, земледелия, ремесла, появление у человека определенной степени интеллектуальной свободы. Философия – дело личности, независимой от традиционных родовых отношений и мифологических установок, ориентированной на разум, на суверенность мышления. Именно это обстоятельство позволило древнегреческим мыслителям, не порвавшим еще до конца с мифологией, отвести мифам второстепенное место и попытаться объяснить мир исходя из него самого, из его физической реальности.

Но какой бы тип мировоззрения мы не рассматривали, его основой являются знания, необходимые для решения различных задач человека. Знания составляют информационную сторону мировоззрения. Возьмем хотя бы знания научные, которые по своему содержанию являются наиболее достоверными. Каждая наука, изучая свой круг проблем, дает определенные сведения о мире. Так, физика позволяет преобразовать один вид энергии в другой, химия учит, как получать вещества, отсутствующие в природе, технические науки разрабатывают новые способы производства. Но несмотря на то, что все науки так или иначе помогают понять мир, они, даже вместе взятые, не составляют мировоззрение, ибо знание и убеждения – разные понятия.

Знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения, хотя каждая конкретная наука содержит в себе мировоззренческое начало. Чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, т.е. способствовало выработке того иного взгляда на мир, оно должно быть оценено с точки зрения определенной группы людей или одного человека. Значит, в структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка, т.е. зафиксированное отношение человека к миру.

Если наука управляет производством средств человеческой деятельности, то философия управляет производством целей этой деятельности, помогая осознать и обосновать их. Мировоззрение как взгляд на мир не может быть без знаний, особенно обобщенных. Будучи отражением реальности, мировоззрение играет регулятивно творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Философия показывает место каждой отдельной науки в системе человеческого знания.

Философское мировоззрение выступает как теоретическая основа любого другого мировоззрения. Это возможно потому, что оно является синтезом наиболее общих воззрений на природу, общество, человека, познание, синтезом, осуществляемым посредством наиболее общих понятий, имеющих одинаково важное значение для всех форм знаний, и прежде всего для научного знания. Философское мировоззрение включает в себя оценку всего того, что составляет содержание общих понятий. Философ выделяет то, что считает наиболее важным в имеющемся знании, наиболее важным не только для себя, а для человечества.

В мировоззрении имеются два аспекта, два противоположных угла зрения: направление сознания человека «вовне» – формирование той или иной картины мира, и обращение человека «внутрь» – к самому себе, стремление понять свою суть, свое предназначение в мире. Следовательно, полюсами философской мысли выступают мир, внешний по отношению к сознанию человека /объективный/, и мир внутренний /субъективный: духовная жизнь человека, его самосознание/. Различные отношения этих миров пронизывают свою философию.

Итак, в качестве системы самых общих теоретических взглядов на мир и место в нем человека, как уяснение различных форм отношения человека к миру, философия – это сформулированное мировоззрение. Оно складывается на основании познавательного отношения человека к миру и к самому себе. А это также значит, что философия – наиболее общая часть любого другого мировоззрения, его фундамент.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.