Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие философии




Тема I. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Москва – 2004

ФИЛОСОФИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

МПС РОССИИ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

Учебное пособие для студентов заочного отделения.

 

 

Философия: Учеб. пос/ И.А. Климов, С.Н. Климов, Н.А. Слесарев, В.Д. Гордеев и др.; Под ред. И.А. Климова, Б.Н. Свешникова. – М.: РГОТУПС, 2004. – 262 с.

В учебном пособии изложен курс философии в соответствии с требованиями учебного плана.

Предназначено для студентов заочной формы обучения всех специальностей.

 

Р е ц е н з е н т ы: - д-р философ. наук, проф. Н.А. Костиков,

д-р философ. наук, проф. М.И. Тихонов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Данное учебное пособие есть попытка изложить курс ФИЛОСОФИИ /а если быть более точным – «ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ» – своеобразную «философскую азбуку»/ в соответствии с требованиями, практической необходимостью, а также исходя из учебного плана для студентов заочной формы обучения всех специальностей.

Авторами учебного пособия являются:

доктор философских наук, профессор Климов И.А. /тема Х/,

доктор философских наук, профессор Климов С.Н. /тема ХI/,

ст. преподаватель Гордеев В.Д. /тема II, гл. I и тема VI/,

кандидат философских наук, доцент Игнатов В.С. /тема IV/,

доктор философских наук, профессор Максимов Л.В. /тема II, гл.I/,

кандидат философских наук, доцент Орлова Г.Н. /тема V/,

кандидат философских наук, доцент Свешников Б.Н. /темы I, VII, YIII, IX/,

кандидат философских наук, доцент Слесарев Н.А. /тема III/,

доктор исторических наук, профессор Чукарев А.Г. /тема II, гл.II и III/.

 

 

 

Как известно, изучение любой дисциплины /области знания/ начинается с выяснения того, какую часть действительности она изучает. Этим определяется ее содержание, структура и методы, которые она использует, а также место, занимаемое ее в системе знания, и ее роль в жизни общества.

Итак, ФИЛОСОФИЯ. В вопросе, что она из себя представляет заключено по меньшей мере три аспекта: во-первых, что изучает философия, во-вторых, какими средствами изучает философия то, что определено ее предметом, в-третьих, зачем нужна философия как отдельно взятому человеку, так и обществу.

Разговор о философии можно начать с того, что она является древнейшей областью знания, существуя почти три тысячи лет. Источники философского знания относятся к цивилизациям Древней Индии и Древнего Китая. Наибольшего же расцвета в древние времена философия достигла в Элладе. Согласно дошедшим до нас источникам, впервые ввел в обиход понятие «Философия» древнегреческий мыслитель Пифагор /Y-IY вв. до н.э./. Слово «философия» в буквальном переводе означает любовь к мудрости». Но буквальный перевод еще не раскрывает содержательную сторону понятия. На вопрос «Что такое философия?» разные мыслители, жившие в разные исторические эпохи, отвечали по-разному. Под философией понимались самые различные духовные образования, предмет ее изучения со временем менялся. Вместе с тем в понимании сути философии у разных ученых и мыслителей было и общее основание, что позволяет рассматривать историко-философский процесс как единый и специфический независимо от длительности его протекания. Иначе говоря, при всех изменениях, которые претерпевал предмет философии, в нем сохранялось свое ядро. Оно объединяло все философские системы и выделило их среди других явлений духовной жизни. Таким ядром можно считать интерес философов к наиболее общему основанию мира – субстанции /от лат. Substantivus – сущность/ и к отношению человека к миру /природе, обществу, самому себе/.

Сначала философия была своеобразной «наукой наук». Она включала всю систему знаний человека о мире – математические, астрономические, физические, географические, исторические и др. Затем, по мере развития общества, исходя из все более расширяющихся потребностей человека, как материальных, так и духовных, от философии начали как бы отпочковываться различные области знания. И философия стала одной из них, заняв свою собственную нишу в общей системе знания.

Процесс становления философии как самостоятельной области знания связан с именем древнегреческого философа Аристотеля /IY в. до н.э./, который впервые выделил такое понятие, как ВСЕОБЩЕЕ. «Каковы причины и начала философии /как любви к мудрости/? – задается вопросом Аристотель и, отвечая на него, отмечает, - мудрость – это знание всего, которое не включает знания о каждом предмете в отдельности» /4, с.12/.

В самом деле, каждая наука изучает свой круг проблем, решает свои задачи. Так, физика изучает физические явления, а экономика – характер и специфику экономических отношений. Однако ни одна из наук не занимается тем, что значит вообще «закон», «закономерность», «функционирование», «объект» и т.д. В любой сфере человеческой деятельности приходится решать различные проблемы, применяя знания, необходимые только здесь. В то же время, решая привычные задачи, часто приходится выходить за рамки ранее накопленного опыта, привлекать сведения из других областей знания. Поэтому у человека постоянно присутствует потребность устанавливать связь между самыми различными предметами и явлениями. Эта связь дает человеку представление о какой-либо целостности.

Вспоминается такая притча. Во времена средневековья во французском городе Шартре сооружали грандиозный собор /он существует и сейчас как памятник готической архитектуры/. На его строительстве было задействовано большое количество людей. Каждый человек выполнял определенную работу: кто заготовлял строительный материал, кто подвозил его к месту стройки, кто осуществлял кладку стен… Один из любопытных, смотревших на эту стройку, остановил рабочего, подвозившего на тачке кирпичи, и спросил: «Что делаешь?» Рабочий удивился и ответил: «Как что делаю – подвожу кирпичи». Тогда любопытный задал такой же вопрос второму тачечнику. И тот, остановив свою тачку, с гордостью ответил: «Я сооружаю Шартрский собор». Так вот, это и есть приобщение человека к какой-то целостности: человек выходит за границы конкретной ситуации и мыслит себя как часть чего-то целого: семьи, коллектива, государства, мироздания…

Можно сказать и наоборот. Если мы хотим охарактеризовать тот или иной вид знания, понять его смысл и назначение, то следует выделить проблемы и задачи, для решения которых он нужен. Выяснив, что такое философия и зачем она нужна, необходимо определить, какие проблемы приводят к философским знаниям, для решения каких задач необходима именно философия.

Как «любовь к мудрости» философия изначально воплощала в себе стремление не просто накопить массу сведений о самых различных явлениях мира, но и понять мир как целостный в своей основе. Она пыталась дать человеку общую ориентацию в мире.

В знание «единого во всем, что существует» вошли раздумья о природе человека как составной части всего существующего, о его судьбе, цели жизни. Сама философская проблематика возникла как форма само полагания и самоопределения человека в мире. Решая вопросы, связанные с отношением человека к миру и отношением мира к человеку, философия формировала человека как деятеля /творца/.

Таким образом, философия возникла как особая установка на постоянный поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом человека. Отсюда коренными вопросами философии всегда были вопросы мировоззренческого характера. Для того, чтобы понять, что такое философия, в чем коренятся ее истоки, необходимо коснуться вопросов, связанных с мировоззрением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.