Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема II. Этапы развития философии




Вопросы для повторения.

1. Что такое «субстанция» и почему это понятие является основой для понимания сути философии?

2. Что такое «всеобщее» как исходное понятие для определения предмета философии как особой области знания?

3. Что такое мировоззрение и какую роль оно играет в жизни человека и общества?

4. Какие исторические типы мировоззрения вам известны?

5. Каково соотношения мировоззрения и философии?

6. Как формулируется основной вопрос философии и в чем состоит его мировоззренческое и методологическое значение?

7. В чем заключается специфика философского знания?

8. Что из себя представляют такие сферы философского знания как онтология, гносеология, логика, аксиология?

9. Каково место философии в системе культуры?

10. В чем общность и различие между философией и наукой, философией и искусством?

11. В чем состоит специфика основных функций философии?

12. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли, в том числе и железнодорожнику?

 

 

Данная тема составляет огромный по объему и важнейший по значению раздел учебного курса философии. Полнота познания любого явления предполагает знание его истории, тем более это относится к такому сложному и многообразному духовному явлению, как философия.

Современные подходы к изучению философии нередко исходя из соединения теории философии, т.е. ее содержания, с историей философии. И это оправдано необходимостью показать богатство философии через изучение возникновения, становления и развития философских учений в историческом развитии духовной жизни человека и общества.

Философия по своей сущности едина, системна - и в философских воззрениях личности, и в философии любой социальной общности – от малой группы до человечества. Это родовое качество касается и истории философии.

Философия, будучи обобщенным выражением содержания и смысла духовной жизни во всех ее формах и проявлениях, тем самым отражает и историю общества, историю культуры в самом широком и полном смысле слова. Поэтому изучение философии двойственно – содержание философских учений разных времен и народов так важно, как и выявление общих закономерностей развития философской мысли.

История философии неразрывно связана с развитием экономики, политики, науки, искусства, религии. Философские учения и идеи, возникая в определенных общественных условиях, испытывают на себе влияние различных обстоятельств материальной и духовной жизни людей. Поэтому исторические типы философии в целом соответствуют основным этапам общей истории человечества, основным ступеням развития цивилизации.

Существует множество различных типов культур и обилие способов их толкования. Пытаясь осознать и осмыслить круг возникших вопросов, мы должны помнить о том, что истинный ответ получает лишь тот, кто верно и хорошо спрашивает. Правильность рассмотрения исторических типов философии напрямую зависит от требований, которые мы к ней предъявляем. Отсутствие правильной дисциплины ума приводит к тому, что, не пройдя всей школы человеческой мысли и не усвоив ее уроков, мы не в состоянии понять то, над чем размышляли и чем жили наши предшественники. Стоит помнить о существовании исторической, философской и психологической преемственности проблем, идей и учений. Эта связь между эпохами, школами и отдельными мыслителями ясно видна, многие идеи давно прошедших эпох продолжают существовать, развиваться и властвовать над умами новых поколений людей.

Отделившись в свое время от мифологии и религии, философия не упразднила их, они продолжают существовать и в наше время в качестве особых типов мировоззрения. Подобное же соотношение существует и между этапами развития самой философии: последующие этапы не отменяют предыдущие этапы. Овладевая философским знанием, нельзя ограничиться знакомством лишь с современным его состоянием. Центральные проблемы философии и основные подходы к их решению сложились еще в древности, затем они видоизменялись, множились, дополнялись, образуя единый процесс развития философской мысли. История философии – это составная часть философского знания вообще в отличие от науки, для которой ее сегодняшний этап выступает как преодоление ошибок и заблуждений, свойственных прежним поколениям ученых.

По каким критериям принято выделять конкретные исторические типы философии? Какого-то одного, общепринятого отличительного признака нет. При разграничении типов философского мышления учитывается временной фактор, то есть принадлежность философов к разным эпохам – древним векам, средневековью и т.д., и пространственный, то есть местожительство философов – Индия, Китай, Россия и т.д. Кроме того, классификация философских учений зависит от того, какого рода проблемы находятся в центре их внимания и как они решаются.

При изучении исторических типов философии важно учитывать одновременно и уникальность каждого из них, и специфическую взаимосвязь типов, их культурно-историческую преемственность. Индивидуальные особенности того или иного учения не должны заслонять общих черт, характерных для представителей одного и того же направления или исторического типа.

Разум конкретного человека развивается лишь в общении. Человек учится слову как способу мышления, поскольку только в общении друг с другом мы убеждаемся в правоте собственной мысли. Человек осмысливает свою судьбу, разделяя ее с судьбой человечества как высшего собирательного целого, в котором он живет и в котором ему раскрывается смысл общественного развития и формируется отношение к уже сложившимся в истории мировоззренческим формам и идеям. Самосознание человеческой мысли в истории не может быть делом отдельных ученых или философов -–это результат единой великой и непрекращающейся работы.

Основная задача при изучении данной темы – получить общее представление об истории философской мысли и ее периодизации, о главных идеях, характерных для того или иного этапа развития философии, и о связи этих идей с общественной жизнью – социально-политическим строем, экономикой, религией и т.д. Однако к этим философским идеям и концепциям необходимо будет возвращаться и при изучении других тем курса, поскольку нынешние философские проблемы уходят корнями в прошлое.

Каждый этап исторического развития философии имеет свои особенности. Эти особенности определяются тем, какие именно проблемы выдвигались в данную эпоху на первый план, какой стиль мышления сложился, какова была связь философии с другими формами духовной жизни и т.д. Задача данного раздела в том, чтобы обозначить отличительно признаки разных исторических типов философии, разъяснить их смысл, показать преемственность главных философских идей и тем самым помочь студенту лучше разобраться в обширном историко-философском материале, который имеется в учебниках и специальной литературе.

Осмысливая историю мировой философии в целом, нельзя не отметить несомненный европоцентризм в развитии философии, который однако не стоит понимать упрощенно. Европоцентризм философии не означает «философскую недоразвитость» неевропейцев, он лишь фиксирует единство духовного развития, динамизм и многообразвие культурных процессов, оказавшее огромное влияние на всемирную историю, зачастую лидерство и определяющее воздействие на философию других континентов. В то же время «философия Востока» из древне и до наших дней оказывала сильное влияние на европейских мыслителей. Единство мировой философии, несомненно, поскольку проблемы жизни, порождающие философию, являются общечеловеческими и в историческом плане.

 

Глава I. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ДРЕВНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.