Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты итогового контроля по русскому языку и культуре речи




 

Задание 1

В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

Аббревиатура, кларнет, тире.

1) а[б]ревиатура, Клар[н’]ет, ти[рэ]

2) а[бб]ревиатура, Клар[н’э]т, ти[р’э]

3) а[б]ривиатура, Клар[н’э]т, ти[р’э]

4) а[б]ривиатура, Клар[нэ]т, ти[рэ]

 

Задание 2

Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно:

1) (не)правда,а ложь; (не)возратимый, таких птиц (не)видано

2) (не)доплатить тридцать копеек, упрекать в (не)доверчивос-ти, (не)раз спрашивали

3) (не)вольничий труд, (не)идет на ум, (не)к лицу

4) (не)внимание к занятиям, (не)воздержанный на язык, (не)ко-торые итоги

 

Задание 3

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) щегольски, умерший, эксперт

2) торты, цыган, осведомить

3) табу, свекольный, лососевый

4) фреза, щепотка, юродивый

 

Задание 4

Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) Двести десятый сезон открывает Большой театр.

2) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

3) Академия располагает семью благоустроенными общежи-тиями и четырьмя столовыми.

4) По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны.

 

Задание 5

К официально-деловому стилю не относится _____подстиль:

1) канцелярско-деловой

2) научно-популярный

3) дипломатический

4) юридический

 

Задание 6

Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:

Изложение материала в хронологической последовательности.

1) исторический способ

2) дедуктивный способ

3) индуктивный способ

4) концентрический способ

 

Задание 7

Укажите неверный вариант (в скобках даны фамилии в И.п.)

Розы для…

1) Алексея Степаненко (Степаненко)

2) Андрея Макаревич (Макаревич)

3) Маргариты Янцен (Янцен)

4) Ольги Зарецких (Зарецких)

 

Задание 8

Определите стиль и тип речи.

Много в России прекрасных мест, но по–настоящему уникален и абсолютно неповторим один лишь священный Байкал, сибирское «славное море».

В чём же секрет необыкновенной прозрачности и чистоты байкальской воды? Во – первых, в его огромном объёме. Пред-ставим размеры поверхности озера: длина — как от Москвы до Петербурга, а ширина – чуть меньше диаметра Москвы, глубина же – больше полутора километров. И в этом серпо-видном ковше воды столько же, сколько во всех реках мира!

Во – вторых, вода в Байкале пресная, почти бессольная.… Пожалуй, самая пресная вода на свете рождается при таянии ледников: в такой «ледяной воде» почти нет растворённых солей. Что ж, Байкальская вода тоже холодная, и есть у Байкала свои «ледниковые воспоминания»: несколько десятков тысячелетий назад в озеро обрушивались айсберги с горных ледников.

(по В.Маркину)

1) публицистический стиль; описание

2) научно-популярный стиль; рассуждение и описание

3) художественный стиль, повествование

4) научный стиль; рассуждение

 

Задание 9

Риторика была искусством украшения устной и письменной речи…

1) в Древнем Риме

2) в эпоху Возрождения

3) в средневековье

4) в Древней Греции

 

Задание 10

Укажите словосочетание, употребляемое в роли сказуемого в официально-деловых текстах:

1) прийти на помощь

2) надеяться на помощь

3) ждать помощи

4) оказывать помощь

 

Задание 11

Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) Дожди, болото, усталость — все это было моментально забыто.

2) Море – как пустыня.

3) «Славная погода будет к вечеру» — заметил Алексей.

4) Снег – глубок, хлеб — хорош.

 

Задание 12

Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)доумевающий взгляд, (не)рад встрече, (не)везение

2) (не)обладающий тактом, в описании (не)доставало красок, (не)надежность

3) читать (не)интерестно, но необходимо; (не)навидевший, (не)-смотря на непогоду

4) (не)замужняя дама, перейти в (не)бытие; путь (не)близок, а далек

 

Задание 13

Определите, какое языковое средство выразительности исполь-зовано для создания рекламного слогана: ЭЛЬДОрадио

1) каламбур

2) употребление прописных букв

3) сочетание латиницы с кириллицей

4) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма)

 

Задание 14

К числу основных единиц речевого общения НЕ относится…

1) речевое событие

2) дискурс

3) речевое взаимодействие

4) речевая ситуация

 

Задание 15

В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: прачечная, сонет, грубошёрстный.

1) прачеч[ч’н]ая, с[о]нет, грубош[о]рстный

2) праче[ш’н]ая, с[о]нет, грубош[о]рстный

3) прачеч[ч’н]ая, с[а]нет, грубош[о]рстный

4) праче[шн]ая, с[о]нет, грубош[э]рстный

 

Задание 16

Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

 

Агафью Тихоновну знал чуть ли не весь служивый люд района. Старуха приветливая, общительная – пока пьешь чай, она тебе все обскажет: все картинно, со смешком, с приба-утками.

- Пойдем в избу, - со свойственной ей гостеприимностью предложила Тихоновна, выходя из огородика с горсточкой лука.

- У меня самовар шумит. Ешь – пей, гостенёк, сказала Тихоновна и поклонилась гостю в пояс.

- Надо бы тебя не чаем угощать – то. Дорогой гость! А светленького у бабушки нету. Была тут маленькая, да внук выманил. (Ф.Абрамов)

 

1) жаргонизмы

2) общеупотребительные

3) диалектные

4) разговорно-просторечные

 

Задание 17

Укажите, что относится к жанру научного стиля:

1) роман, эссе

2) частная переписка, беседа

3) рецензия, научно – популярное произведение

4) устав, конвенция

 

Задание 18

Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, НЕ входящую в этот принцип:

1) максима согласия

2) максима скромности

3) максима релевантности

4) максима великодушия

 

Задание 19

Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

1) топать ногами

2) демобилизация из армии

3) живой труп

4) песчаные барханы

 

Задание 20

Укажите место, которое должно занимать выпущенное из тек-ста предложение. Определите тип связи предложений.

А. В литературе, как известно, всегда самой близкой стороной жизни были страдания людей, трагедия их существования на земле.

Б. Источником трагедии всегда являлись отношения между людьми, личностные, общественные, столь сильно выраженные Шекспиром, а в русской литературе, безусловно, Достоевским.

В. Но вот в конце ХХ века выявилась совершенно другая сфе-ра и причина глобальной трагедии в отношениях между чело-веком и природой.

Г. Новизна, неожиданность этой трагедии застала литературу врасплох, она оказалась не подготовленной к новой роли.

 

Литература все ещё не восприняла «проблему природы» как, безусловно, главную проблему современного мира.

1) после Г, последовательная

2) после Б и В, последовательная

3) между В и Г, параллельная

4) между А и Б, параллельная

 

Задание 21

Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значе-ние слов:

«дилижанс», «эксклюзивный»

1) словарем паронимов

2) орфоэпическим словарем

3) словарем иностранных слов

4) орфографическим словарем

 

Задание 22

Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении:

Куда убежала эта забияка Катя?

1) средний

2) женский

3) мужской

4) общий

 

Задание 23

Укажите, в каком ряду верно образованы обе формы бесприста-вочных глаголов прошедшего времени:

1) сохнул, кис

2) сохнул, киснул

3) сох, киснул

4) сох, кис

Задание 24

Укажите предложение с речевой ошибкой:

1) Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф.М. Достоевским в романе.

2) Отпечаток изысканности носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

3) Синевший вдали лес неожиданно побледнел, растворившись в косых потоках ливня.

4) День угасал, стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

 

Задание 25

Укажите, в каком ряду во всех словах пишется НН:

1) освеще…а, деревя…ый, да…ый

2) нечая…ый, оловя…ый, обиже…ый

3) чва…ый, перепечата…ы, кожа…ый

4) клюкве…ый, ране…ый, напряжё…ый

 

Задание 26

Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми.

1) Ты теперь не так уж будешь биться сердце тронутое холодком.

2) На солнечной поляночке дугою выгнув бровь парнишка на тальяночке играет про любовь.

3) И осень ранняя задумчиво грустна овеяла меня тоскующим дыханьем.

4) Крепыш боровик отличался от остальных грибов.

 

Задание 27

Укажите, что относится к жанру научного стиля:

1) реклама, интервью

2) диссертация, статья

3) элегия, трагедия

4) рассказ, новелла

 

Задание 28

Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричаст-ного оборота:

1) Устав после занятий, мне не читалось.

2) По небу ползли тяжелые тучи, скрывая собой уже начавшие меркнуть звезды.

3) Какая-то ночная птица низко пролетела над самой землей и, заметя нас, вздрогнула, зашуршала крыльями и полетела на ту сторону реки.

4) Листва берез висит не шелохнувшись.

 

Задание 29

Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) Пушкин родился в Москве шестого июля тысяча семьсот де-вяносто девятого года.

2) Новый хлебозавод обеспечивает своей продукцией восем-надцать школ и двадцать три ясли.

3) Совокупный уставный капитал страховых кампаний на пер-вое июля тысяча девятьсот девяносто четвёртого года составил двести сорок четыре миллиарда рублей.

4) Хотя официальные данные по совокупным активам страхо-вых компаний отсутствуют, специалисты оценивают их уро-вень на начало года в тысячу двести миллиардов рублей.

 

Задание 30

Укажите неверный вариант (в скобках даны фамилии в И.п.)

Билеты для…

1) Василия Фисенко (Фисенко)

2) Артура Гартман (Гартман)

3) Аллы Деревянных (Деревянных)

4) Алинны Терно (Терно)

 

Задание 31

Какой из перечисленных жанров НЕ относится к диплома-тическому подстилю?

1) пакт

2) резюме

3) декларация

4) коммюнике

 

Задание 32

Укажите предложение, в котором все знаки препинания рас-ставлены верно:

1) Море — как пустыня.

2) Снег — глубок, хлеб — хорош.

3) «Славная погода будет к вечеру» — заметил Алексей.

4) Дожди, болота, усталость — всё это было моментально забыто.

 

Задание 33

Укажите троп речи, которому соответствует определение:

________— разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения.

1) метафора

2) синекдоха

3) аллегория

4) эпитет

 

Задание 34

Укажите, какого рода выделенное существительное в предло-жении:

Куда убежала эта непоседа Маша?

1) мужского

2) женского

3) среднего

4) общего

 

Задание 35

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) афиняне, отраслей, ведомостей

2) ферзи, скатертей, стопы

3) столяр, арахис, нужда

4) прибылей, бела, лаптей

 

Задание 36

Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

1) дождить, привыкнуть

2) побудить, рассветать

3) лебезить, запечатать

4) стонать, оспорить

 

Задание 37

Каким словарём вы НЕ воспользуетесь при выборе варианта:

Одинокий — одиночный

М[o]пассан или М[а]пассан

Рассвет — сумерки

Акростих

 

1) этимологическим словарём

2) словарём синонимов

3) словарём паронимов

4) орфоэпическим словарём

 

Задание 38

Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющие-ся необходимыми элементами деловых бумаг, - это…

1) крылатые слова

2) речевые клише

3) речевые штампы

4) фразеологизмы

 

Задание 39

Назовите логический закон по его определению:

Всякая мысль признается истиной, если она имеет достаточ-ное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

1) закон тождества

2) закон исключенного третьего

3) закон непротиворечия

4) закон достаточного основания

 

Задание 40

Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно:

1) (не)выгодно уезжать, (не)готов к отъезду, (не)впору сарафан

2) (не)белёный холст, (не)видано много грибов, (не)хватило билетов

3) (не)воспламеняемый, (не)вдомёк, (не)в лад и (не)в меру

4) (не)безвредный метод, (не)взирая на потери, (не)делимый

 

Задание 41

Укажите, в каком ряду во всех словах пишется НН:

1) журавли…ый, мужестве…ый, выкраше…ый

2) ране…ый, серебря…ый, песча…ый

3) утре…ий, песча…ый, оловя…ый

4) да…ый, иллюстрирова…ый, деревя…ый

 

Задание 42

Совокупность языковых средств, функция которых – обслужи-вание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производ-ственной, юридической деятельности, - это…

1) разговорная речь

2) научный стиль

3) официально-деловой стиль

4) публицистический стиль

 

Задание 43

Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) Помню компанию ДОМО в рейтинге быстрорастущих ком-паний попали ещё 25 торговый сетей, из них двадцать работают в продуктовой рознице и только две в розничной торговле бытовой электроникой.

2) К двумстам тридцати участникам конференции присоеди-нилось ещё сто шестьдесят три делегата.

3) В новом энциклопедическом словаре насчитывают около шести тысяч пятисот восемьдесят иллюстраций.

4) В годы второй мировой войны в Югославии погибло свыше миллиона семисот тысяч человек.

 

 

Задание 44

Укажите, какие из приведённых особенностей НЕ характерны для научного стиля:

1) употребление формы единственного числа существительных в значении множественного (Волк — хищное животное)

2) широкая употребительность суффиксов субъективной оцен-ки со значением ласкательности, неодобрения, увеличитель-ности и т.д.

3) использование в сложных предложениях составных подчи-нительных союзов

4) преобладание прямого порядка слов

 

Задание 45

Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

1) жестикулировать руками

2) частная собственность

3) патриот своей родины

4) в конечном итоге

 

Задание 46

Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

_________— стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исклюю-чающих одно другое.

1) анафора

2) гипербола

3) эллипсис

4) оксюморон

 

Задание 47

Найдите предложение без речевой ошибки:

1) Деятельность фирмы становилась выше любой заинтересо-ванной стороны, даже выше интересов государства.

2) В магазин завезли импортные моющие обои.

3) Стёкла были все отморожены.

4) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо, аи.

 

 

Задание 48

В каком ряду ударение во всех словах падает на второй слог?

1) феерия, щавель, замок

2) толика, ремень, тигровый

3) тошнота, цемент, фарфор

4) таможня, сцеплённый, счастливый

 

Задание 49

Укажите предложение, где слова выбранные курсивом НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми:

1) Осень жизни как и осень года надо, не скорбя, благословить.

2) Коровьи слёзы жаждавший расплаты тебя мы видим сорок первый год.

3) Давал три бала ежегодно и промотался наконец.

4) Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю.

 

Задание 50

Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима:

Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфор-тным для участников общения. Не следует связывать парт-нёра обещанием или клятвой.

1) максимы скромности

2) максима великодушия

3) максима одобрения

4) максима согласия

 

Задание 51

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Эти языки, можно сказать, братья.

Б. Они потомки древнерусского языка, на котором говорили в Киевской Руси.

В. Многие знают, насколько похожи и грамматикой, и словарём русский, украинский и белорусский языки.

Г. Известно, что между языками существует родство.

 

1) Б, А, Г, В, параллельная

2) Г, В, А, Б, последовательная

3) Г, А, Б, В, последовательная

4) В, Г, А, Б, параллельная

 

Задание 52

Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего прошедшего времени.

1) столпиться, видеть

2) победить, разлетаться

3) вечереть, расписаться

4) убедить, читать

 

Задание 53

Укажите предложение в котором все знаки препинания рас-ставлены верно:

1) Сообщение срочное, а значит важное.

2) И сумбурные мысли лениво стучавшие в темя всколых-нулись во мне.

3) «Какой чудесный человек, не правда ли?- воскликнула Саша. – Я не видела его без улыбки на лице, без шутки».

4) Я поднял глаза - на крыше сидел кот хозяина.

 

Задание 54

Каким словарём вы НЕ воспользуетесь при выборе варианта:

Поступок-проступок

М[о]льер или М[а]льер

Нервничать – волноваться

Камбала – камбала

 

1) словарём синонимов

2) словарём паронимов

3) словарём иностранных слов

4) орфоэпическим словарём.

 

Задание 55

Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.

1) разлетаться, ржаветь

2) шерстить, утонуть

3) зазеленеть, участвовать

4) скопиться, лететь

 

Задание 56

Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно:

1) (не)выполненное задание, (не)куда ступить, ни на что (не)обращать внимания

2) (не)выдуманная история, (не)погода, ни за что (не)пойду

3) (не)откуда, (не)допустимый, (не)достает двух экспонатов

4) (не)смотря на жару, (не)сдобровать, (не)торопясь

 

Задание 57

Укажите словосочетание, употребляемое в роли сказуемого в официально – деловых текстах:

1) оказывать помошь

2) ждать помощи

3) надеяться на помощь

4) прийти на помощь

 

Задание 58

Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушено намеренно:

1) зайтись легким детским смехом

2) три единственные дочери

3) обыкновенное чудо

4) пернатые птицы

 

Задание 59

Для выражения положительного отношения к человеку исполь-зуются определенные этикетные формы, Укажите лишнее.

1) Скатертью дорога

2) Вы такой хороший специалист.

3) У вас прекрасный вкус.

4) Какой вы добрый человек.

 

Задание 60

Укажите предложение без речевой ошибки:

1) Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах сол-нца.

2) Запрещено размещать хозяйственные и промышленные му-сорные свалки.

3) Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.

4) Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тара-канов.

 

Задание 61

Укажите, какого рода выделенное существительное в предло-жении: Инспектор Гермгольц предложила провести ревизию.

1) женского

2) мужского

3) общего

4) среднего

 

Задание 62

Укажите, что относится к жанру научного стиля:

1) монография, тезисы

2) характеристика, устав

3) заявление, иск

4) беседа, репортаж

 

Задание 63

Каким словарём вы не воспользуетесь при выборе варианта:

Почтенный – почтительный

Фл[о]бер или Фл[а]бер

Космонавт – астронавт

Изодр а лся или изодралс я

 

1) словарём паронимов

2) словарём синонимов

3) орфоэпическим словарём

4) этимологическим словарём

 

Задание 64

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) феномен, замок, якуты

2) жерло, агония, форзац

3) диоптрия, агент, адаптер

4) бекон, афиняне, (десяток) яиц

Задание 65

Определите, в каком ряду в слове допущена орфографическая ошибка:

1) барельеф, взъерошить, вскользь

2) ниспослать, безжизненный, рассчитывать

3) предлагать, сочетание, Ростов

4) сжег, щёки, ручонка

 

Задание 66

Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) А.П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность художественной речи, был конечно талантливейшим писателем середины 18 века.

2) Не вернусь я в отчий дом – вечно странствующий странник.

3) Что листья падают, что ночь светла, запомню и вовек не по-жалею о том, что нас далёко завела кленовая сентябрьская аллея.

4) «Пустячок!- пробасил полковник, - Два гусара ранено, и один наповал».

 

Задание 67

В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: бокал, конечно, термос.

1) б[а]кал, коне[шн]о, [тэ]рмос

2) б[о]кал, коне[шн]о, [т’э]рмос

3) б[а]кал, коне[ч’н]о, [т’э]рмос

4) б[а]кал, коне[ч’н]о, [тэ]рмос

 

Задание 68

Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

—Какой прелестный цветок! — сказала женщина и поце-ловала красивые пестрые лепестки. И как только она поце-ловала лепестки, так внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цве-ток распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой ча-шечке на зеленом пестике цветка сидела маленькая девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом, и ее прозвали Дюймовочкой.

Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепестки розы – одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе.

 

1) разговорные

2) жаргонные

3) общеупотребительные

4) эмоционально – оценочные

 

Задание 69

Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) На нижнем Поволжье днём возможно усиление морозов до шестнадцати – восемнадцати градусов, ночью до двадцати двух – двадцати пяти.

2) «Стройград» продаёт: потолок «Армстронг» от ста шестнад-цати рублей, керамогранит от двухсот двадцати трёх рублей.

3) Организация предлагает газовые колонки «Астра», «Рос-сиянка» по цене от пяти тысяч девятисот девяносто рублей.

4) Семинар в новом корпусе института вели двое профессоров.

 

Задание 70

В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: к шапочному разбору, балласт, Шопен.

1) к шапо[шн]ому разбору, ба[лл]аст, Ш[о]пен

2) к шапо[ч‘н]ому разбору, ба[л]аст, Ш[а]пен

3) к шапо[шн]ому разбору, ба[л]аст, Ш[о]пен

4) к шапо[ч’н]ому разбору, ба[л]аст, Ш[о]пен

 

Задание 71

Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: ______— такое членение предложения, при котором содер-жание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нес-кольких интонационно-смысловых речевых единицах, сле-дующих одно за другой после разделительной паузы.

1) парцелляция

2) литота

3) инверсия

4) градация

 

Задание 72

Укажите, в каком ряду верно образованы обе формы бесприста-вочных глаголов прошедшего времени.

1) мок, глохнул

2) мокнул, глохнул

3) мокнул, глох

4) мок, глох

 

Задание 73

Определите, какое языковое средство выразительности исполь-зовано для создания рекламного слогана: Pantin PRO-V” – блеск и сила Ваших волос. Блестящий результат.

1) каламбур

2) сочетание латиницы с кириллицей

3) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма)

4) соблюдение норм дореволюционной орфографии

 

Задание 74

Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Тимофей Васильевич засмеялся и стал объяснять пассажи-рам:

-Это он мне родной родственник, Серега Власов. Брата Петра сын… Я его семь лет не видел…

Тимофей Васильевич с радостью посмотрел на племян-ника и закричал ему:

-А я тебя, Серега, друг ситный, два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон где! Кондуктором. А я и по адресу ходил. На Разночинную улицу. Нету, отвечают. Мол, выбыл с адреса. Куда, отвечаю, выбыл, ответьте, говорю, мне. Я его родной родственник. Не знаем, говорят.… А ты вон где – кондук-тором, что ли?

-Кондуктором, - тихо ответил племянник.

(М.Зощенко)

 

1) диалектные

2) разговорно-просторечные

3) общеупотребительные

4) устаревшие

Задание 75

Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

1) обыкновенное чудо

2) пернатые птицы

3) три единственные дочери

4) зайтись лёгким детским смехом

 

Задание 76

Совокупность языковых средств, функция которых – сферы от-ношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юри-дической деятельности, - это…

1) публицистический стиль

2) разговорная речь

3) официально-деловой стиль

4) научный стиль

 

Задание 77

В заключении оратор может ставить перед собой определённые цели, укажите лишнее.

1) Повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы.

2) Суммировать сказанное, обобщить информацию.

3) Извиняться и говорить, что недостаточно подготовились.

4) Способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых во вступлении.

 

Задание 78

Укажите, какого рода выделенное существительное в предло-жении:

Брокколи – овощное растение семейства крестоцветных

1) мужского

2) женского

3) общего

4) среднего

 

Задание 79

Какой из перечисленных жанров относится к официально- деловому стилю?

1) заявление

2) научная статья

3) аннотация

4) письмо

 

Задание 80

Укажите, в каком ряду во всех словах пишется НН:

1) таинстве…ый, избалова…ый, безветре…ый

2) исти…ый, краше…ая (маляром), штопа…ый

3) построе…ый, посажё…ый (отец), медле…ый

4) стари…ый, серебря…ый, мужестве…ы

 

Задание 81

Укажите предложение, в котором все знаки препинания рас-ставлены верно:

1) Многие русские города выстроены на берегах Волги, напри-мер: Казань, Нижний Новгород, Саратов, Астрахань.

2) Листья этого растения – как зонтики.

3) То падали листья вместе с хлопьями сырого усталого снега, то шёл дождь, то светило позднее солнце, нетёплое, как звезда.

4) «Вы Саша уходите! – сказал Николай, протянув ей руку. – До свидания».

 

Задание 82

Укажите неверный вариант (в скобках даны фамилия в И.п.)

Заявление от…

1) Виктория Нерознак (Нерознак)

2) Андрея Пройдак (Пройдак)

3) Сергея Форостянко (Форостянко)

4) Ольги Сухих (Сухих)

 

Задание 83

Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно:

1) (не)внимание к занятиям, (не)воздержанный на язык, (не)ко-торые итоги

2) (не)правда, а ложь; (не)возвратимый; таких птиц, (не)видано

3) (не)доплатить тридцать копеек, упрекать в (не)доверчивости, (не)раз спрашивали

4) (не)вольничий труд, (не)идёт на ум, (не)к лицу

 

Задание 84

Укажите, что относится к жанру научного стиля:

1) инструкция, нота

2) фельетон, очерк

3) рецензия, аннотация

4) присяга, интервью

 

Задание 85

Укажите предложение, где слова набранные курсивом НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми:

1) Как женщина она никогда не была счастлива.

2) Сегодня кажется будет дождь.

3) Сосна обессилев от шквального ветра плавно раскачивается, наклоняясь всё ниже и ниже к земле.

4) Услышь меня хорошая услышь меня красивая заря моя вечерняя любовь неугасимая.

Задание 86

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) древко, прибыл, мельком

2) дефис, начал, слалом

3) доска, свёкла, кухонный

4) генезис, гербовый, знамение

 

Задание 87

Укажите предложение с речевой ошибкой:

1) День угасал, и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

2) Синевший вдали лес неожиданно побледнел, растворившись в косых потоках ливня.

3) Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф.М. Достоевским в романе.

4) Отпечаток изысканности носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

 

 

Задание 88

Укажите предложение с ошибкойв употреблении деепричаст-ного оборота:

1) Расставив знаки препинания неправильно, предложение мо-жет потерять смысл.

2) Старик шел прихрамывая на левую ногу.

3) Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть, не-возможно искренне любить.

4) Понять это произведение можно, только учитывая условия его создания.

 

Задания 89

Каким словарём вы не воспользуетесь при выборе варианта:

высокий – высотный

н[а]ктюрн или н [о]ктюрн

бур – бур

м а ркетинг или марк е тинг

 

1) словарём синонимов

2) словарём паронимов

3) орфоэпическим словарём

4) словарём омонимов

 

Задание 90

К числу приёмов эффективной аргументации НЕ относится

1) персонификация своих людей

2) опережающее обслуживание возражений

3) ссылка на авторитеты

4) логическое давление

 

Задание 91

Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

1) передовой форпост

2) свободная вакансия

3) суета сует

4) ночная серенада

 

 

Задание 92

Какое сочетание характерно для официально-делового стиля?

1) давать деньги на семью

2) освободить от занимаемой должности

3) заседать два часа

4) отправиться в поход

 

Задание 93

Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

- Так, - снова сказал дядя, - кондуктором, значит. На трам-вайной линии?

- Кондуктором…

- Скажи какой случай! А я, Серега, друг ситный, сел в трам-вай, гляжу – что такое? Обличность будто у кондуктора чересчур знакомая. А это ты. Ах, твою семь – восемь!.. Ну, я же рад… Ну, я же доволен…

Кондуктор потоптался на месте и вдруг сказал:

- Платить, дядя, нужно. Билет взять… Далеко ли вам?

Дядя счастливо засмеялся и хлопнул по кондукторской сумке.

- Заплатил бы! Ей – богу! Сядь я на другой номер или, может быть, вагон пропустил – и баста – заплатил бы. Плакали бы мои денежки. Ах, твою семь – восемь! А я еду, Серега, друг ситный, до вокзалу.

(М.Зощенко)

1) общеупотребительное

2) разговорно-просторечные

3) неологизмы

4) диалектные

 

Задание 94

Укажите, в каком ряду все сложные слова пишутся через дефис:

1) (экс)чемпион, (яхт)клуб, грусть(тоска)

2) (перекати)поле, генерал(майор), (пол)чайной ложки

3) (экс)либрис, норд(ост), (кафе)мороженное

4) правда(истина), (по)дружески, ампер(метр)

 

 

Задание 95

Найдите предложение без речевой ошибки:

1) Розанов – интеллигент самой золотой пробы.

2) Я с интересом глядел, как большие белые облака принимают самые причудливые формы.

3) Я однажды нашел большого боровика.

4) Многие относятся предвзяточно к безработным.

 

Задание 96

Укажите предложение, в котором все знаки препинания рас-ставлены верно:

1) Острым ножом мы вырезали узоры, то колечко, то спираль, то шахматную клеточку.

2) В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

3) И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, туманном движется в окне.

4) Ты опять со мною подруга осень, но сквозь сеть нагих твоих ветвей никогда бледней не стыла просинь, и снегов не помню я мертвей.

 

Задание 97

Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

_______ - повторение одинаковых согласных звуков или словосочетаний как стилистический приём.

1) инверсия

2) аллитерация

3) эпифора

4) анафора

 

Задание 98

Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно:

1) (не)имеющий слабых мест, (не)исправленный дефект; (не)-громкий, а тихий зов

2) нести (не)суразицу, (не)довернутый кран, (не)обладающий тактом

3) (не)шестые классы, обед (не)готов, (не)встреченный мною друг

4) (не)жаль ничего, (не)смотря по сторонам, (не)распустивший-ся цветок

 

Задание 99

Каким словарём можно воспользоваться, чтобы уточнить значение слов: «романтический – романтичный – романический».

1) словарём паронимов

2) этимологическим словарём

3) словарём омонимов

4) словарём синонимов

 

Задание 100

Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текс-та предложение. Определите тип связи предложений.

А. Лексика – это весь словарный запас языка, в переводе с гре-ческого «лексис» означает – слово, выражение.

Б. В современном русском языке более 150 тысяч слов.

В. Затем – научные термины, специфические слова моряков, спортсменов, музыкантов.

Г. Их около 10 тысяч.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.494 сек.