Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданского общества 7 страница




См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции РФ // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1451.

 

4. На пленарном заседании Государственной Думы депутатом В. был совершен ряд умышленных противоправных действий хулиганского характера, выразившихся в грубом и циничном оскорблении других депутатов, представителя Президента РФ в Государственной Думе, а также в угрозах причинения вреда их здоровью, включая руководящий состав палаты парламента. В результате этих действий депутата В. была сорвана работа пленарного заседания Государственной Думы.

Какую ответственность должен нести депутат В.?

Будут ли законными возбуждение административного или уголовного дела в отношении депутата В. и дальнейшее его производство без лишения В. депутатской неприкосновенности?

Каков порядок лишения неприкосновенности депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ?

5. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ приобрел иностранное гражданство без выхода из гражданства России.

Имеет ли он право далее оставаться депутатом Государственной Думы?

6. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ был наделен полномочиями высшего должностного лица края в составе Российской Федерации.

Можно ли одновременно быть депутатом Государственной Думы и высшим должностным лицом субъекта РФ?

7. Конституция РФ (ст. 99) предусматривает, что Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Вместе с тем Государственная Дума четвертого созыва, выборы в которую состоялись 7 декабря 2003 г., Указом Президента РФ от 20 декабря 2003 г. была созвана на свое первое заседание 29 декабря 2003 г.

Имеет ли Президент РФ право созывать первое заседание Государственной Думы ранее установленного Конституцией РФ срока?

Кто открывает первое заседание Государственной Думы?

 

Список рекомендуемой литературы

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. в ред. от 10 июня 2008 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; 2006. № 43. Ст. 4411; 2008. № 24. Ст.2788.

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в ред. от 12 мая 2009 г. // См.: СПС «Гарант. Платформа 1» по состоянию на декабрь 2009 г.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» в ред от 22 октября 1999 г.) // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124.

Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» в ред. от 9 февраля 2009 г. // См.: СПС «Гарант. Платформа 1» по состоянию на декабрь 2009 г.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в ред. от 14 февраля 2009 г. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336; 2004. № 51. Ст. 5128; 2006. № 31. Ст. 3427; 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3427; 2007. № 30. Ст. 3803; 2009. № 7. Ст.789.

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в ред. от 19 июля 2009 г. // См.: СПС «Гарант. Платформа 1» по состоянию на декабрь 2009 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. в ред. от 30 дек. 2006 г. «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 7; 2007. № 1 (ч.1). Ст. 40.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. в ред. от 24 апреля 2009 г. // См.: СПС «Гарант. Платформа 1» по состоянию на декабрь 2009 г.

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. в ред. от 7 июля 2009 г. // См.: СПС «Гарант. Платформа 1» по состоянию на декабрь 2009 г.

Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1207.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. по делу о толковании статей 84 (п. «б»), 99 (ч. 1, 2 и 4) и 109 (ч. 1) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5787.

Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации. М.: Юрист, 2006.

Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования //Журнал российского права. 2007. № 2.

Авакьян С.А. Федеральное Собрание — парламент России. М., 1999.

Авакьян С.А. Федеральное Собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 2002. № 2.

Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003.

Волкова Н.С., Хабриева Т.Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. М., 2005.

Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998.

Горобец В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания // Государство и право. 1998. № 8.

Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. 2003. № 1.

Демидов М.В. Парламентский контроль в Российской Федерации: современное состояние и проблемы реализации //Государство и право. 2009. № 4.

Законодательная техника: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000.

Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития // Журнал российского права. 2000. № 3.

Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. № 1.

Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. 2004. № 1.

Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 3.

Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 10.

Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 1995. № 12.

Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. 1997. № 9.

Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативно-правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

Миронов С.В. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти // Журнал российского права. 2003. № 1.

Мирошин Б.В. Согласительные парламентские процедуры как форма участия регионов в федеральном законодательном процессе // Журнал российского права. 1999. № 7.

Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб., 2004.

Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. № 2.

Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2003. № 4.

Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

Поленина С.В. Законодательство в Российской Федерации. М., 1996.

Парламентское право России: Курс лекций /Под общ. Ред. О.Н. Буланова. М., 2007.

Руденко В.Н. Институт «отзыва» и «роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2002. № 4.

Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2001. № 9.

Скоков А.В. Проблемы парламентских расследований: зарубежный опыт и законодательство России //Государство и право. 2009. № 2.

Совет Федерации: эволюция статуса и функций. М., 2003.

Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика. Учебник для вузов / Под ред. О.Н. Булакова. М., 2005.

Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования // Государство и право. 1994. № 11.

Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. № 7.

Ткаченко В.Г. Парламентаризм в России: особенности и этапы становления // Журнал российского права. 2001. № 6.

Фадеев В.И., Варлен М.В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: учебное пособие. М., 2008.

Усанов В.Е. Становление и развитие парламентаризма в России: историко-правовое и критическое исследование. М., 2008.

Хабриева Т.Я. Понятие и место парламентского права России в системе права // Журнал российского права. 2002. № 9.

 

Тема 13. Правительство Российской Федерации
(2 часа)

 

1. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти России.

2. Состав Правительства РФ и порядок его формирования.

3. Полномочия Правительства РФ, организация его деятельности.

4. Акты Правительства РФ.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каков порядок формирования Правительства РФ?

2. Какие полномочия осуществляет Председатель Правительства РФ?

3. Каковы порядок формирования и полномочия Президиума Правительства РФ?

4. Раскройте содержание института политико-правовой ответственности Правительства перед парламентом и Президентом РФ.

5. Каков порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства?

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Этапы развития исполнительной власти в России.

2. Законопроектная деятельность Правительства.

Задачи

1. Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 30 мая, 24 июля 2008 г.). утверждена структура федеральных органов исполнительной власти.

Какие виды органов входят в эту структуру?

Какими органами федеральной исполнительной власти Президент РФ руководит непосредственно?

2. В Москве 18 сентября 1997 г. было заключено Соглашение между Правительством РФ и администрацией Вологодской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере обеспечения устойчивого функционирования промышленности, а также Соглашение между Правительством РФ и администрацией Вологодской области о разграничении полномочий в сфере здравоохранения.

Каков порядок заключения подобных соглашений? Может ли данное соглашение быть расторгнутым по инициативе одной из сторон? Какая процедура должна быть соблюдена при этом?

См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

3. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства РФ может образовать Президиум Правительства РФ.

Вправе ли Правительство РФ отменить решение Президиума Правительства РФ?

См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. в ред. от 30 декабря 2008 г. «О Правительстве Российской Федерации».

 

4. В апреле 1998 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ своим постановлением от 10 апреля 1998 г. и постановлением от 17 апреля 1998 г. дважды отклонила представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Президент внес кандидатуру К. в третий раз. Постановлением от 24 апреля 1998 г. Государственная Дума дала согласие на его назначение Председателем Правительства РФ.

Государственная Дума дважды, в августе и сентябре 1998 г. (постановлением от 31 августа и постановлением от 7 сентября), отклонила кандидатуру Ч. на должность Председателя Правительства РФ. Третий раз Президент РФ внес кандидатуру П., которая была утверждена Государственной Думой постановлением от 11 сентября 1998 г.

Как вы считаете, вправе ли Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо должен представлять каждый раз нового кандидата?

См.: Конституцию РФ и Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.

 

5. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Реализуя это право, Правительство рассматривает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.

Какие органы осуществляют правовую экспертизу законопроектов Правительства, разрабатываемых в порядке законодательной инициативы?

См.: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

 

6. В соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов исполнительной власти находится в исключительном ведении Российской Федерации. Статья 76 (ч. 1) Конституции РФ закрепляет, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 30 мая, 24 июля 2008 г.) утверждена структура федеральных органов исполнительной власти.

Имело ли место вторжение Президента в сферу деятельности законодательной власти, нарушена ли ст. 10 Конституции РФ?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.

 

7. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» регулирует вопросы взаимоотношений Правительства РФ с органами государственной власти субъектов РФ.

Какие формы взаимодействия Правительства РФ и органов государственной власти Российской Федерации предусматривает Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»?

См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. в ред. от 30 декабря 2008 г. «О Правительстве Российской Федерации».

 

8. Дума Приморского края обратилась с запросом о проверке конституционности постановления Правительства РФ «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации».

Заявитель утверждал, что вводя продажу квот, денежные средства от получения которых относятся к разновидности федеральных налогов, сборов, пошлин, Правительство РФ превысило свои полномочия, вторглось в сферу регулирования налоговых правоотношений.

Относится ли обязанность обеспечения регулирования потребления (изъятия) из природных ресурсов объектов животного мира к числу конституционных полномочий Правительства РФ?

См.: Конституция РФ; Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Думы Приморского края о проверке конституционности постановления Правительства РФ “О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ”» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. № 2.

9. Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» акты Правительства РФ как ненормативные (распоряжения), так и нормативные (постановления) могут быть обжалованы в суд.

Подсудны ли дела об оспаривании нормативных актов Правительства РФ районным судам?

10. Председатель Правительства Республики Карелия обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ постановлений Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и от 14 октября 1996 г. «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы».

Заявитель полагает, что характеристики введенного Правительством платежа позволяют сделать вывод о том, что оно фактически установило новый вид налога, тем самым вышло за пределы компетенции, нарушило ст. 57, 75 (ч. 3) и 115 (ч. 1) Конституции РФ 1993 г.

Относится ли установление платы за перевозку тяжеловесных грузов к компетенции Правительства РФ?

Имело ли место вторжение Правительства РФ в компетенцию Федерального Собрания РФ как органа законодательной власти?

См.: СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3800.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 ноября.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» в ред. от 30 декабря 2008 г. // Гарант. Платформа F1 по состоянию на декабрь 2009 г.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. в ред. от 1 декабря 2007 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч.1). Ст. 4437; 2006. № 29. Ст. 3123; 2007. № 49. Ст. 6070.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ред. от 18 июля 2009 г. // Гарант. Платформа F1 по состоянию на декабрь 2009 г.

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 28 июня 2005 г. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст. 3967; 2005. № 28. Ст. 2865.

Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 31 декабря 2008 г. // Гарант. Платформа F1 по состоянию на декабрь 2009 г.

Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» в ред. от 26 ноября 2001 г.) // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 697; 1995. № 19. Ст. 1732; 2001. № 49. Ст. 4611.

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. «О полномочных представителях Правительства РФ в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» в ред. от 28 марта 2008 г. // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 774, № 23. Ст. 2435; 2005. № 34. Ст. 3507; 2008. № 14. Ст.1413.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» в ред. от 17 марта 2009 г. // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1877; 2001. № 32. Ст. 3335; 2004. № 35. Ст. 3636; 2009. № 12. Ст.1443.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2000. № 34. Ст. 3473.

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2001 г. «О полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3289.

Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» в ред. от 30 апреля 2009 г. // Гарант. Платформа F1 по состоянию на декабрь 2009 г.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.

Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и субъектов в сфере исполнительной власти // Журнал российского права. 2002. № 1.

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления / А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин. М., 2003.

Васильева Л.Н. Взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти: пути совершенствования // Журнал российского права. 2000. № 8.

Васильева Л.Н. О взаимодействии Совета Федерации и Правительства Российской Федерации по реализации планов законотворческой деятельности и организации совместной разработки законопроектов (совещание в Совете Федерации) // Журнал российского права. 2003. № 2.

Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика //Журнал российского права. 2006. № 8.

Ершов В.Н. К вопросу о толковании части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации // Журнал российского права. 1999. № 5/6.

Игнатюк Н.А. Как используются понятия «система» и «структура» федеральных органов власти в конституционном законодательстве // Журнал российского права. 1999. № 9.

Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. И.Л. Бачило. М., 1998.

Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. № 9.

Окуньков Л.А. Как создавался Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» // Журнал российского права. 2000. № 1.

Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Правоведение. 1999. № 4.

Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.

Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации. – Система ГАРАНТ, 2007.

Тихомиров Ю.А. Законопроектная деятельность федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1997. № 5.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»: Комментарий. М., 1999.

Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. –Система ГАРАНТ, 2004.

Шипицын А.Ю. О реализации федеральными органами исполнительной власти принятых федеральных законов // Журнал российского права. 2002. № 6.

Шувалов И.И. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты // Журнал российского права. 2004. № 4.

Шувалов И.И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законотворческого процесса // Журнал российского права. 2004. № 6.

 

Тема 14. Конституционные основы

судебной власти в России
(4 часа)

 

1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти Российской Федерации.

2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в Российской Федерации.

3. Судебная система РФ:

а) федеральная судебная система;

б) судебные органы субъектов РФ.

4. Конституционное правосудие в Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ и их юридическая сила.

5. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие и признаки правосудия. Как соотносятся понятия «правосудие» и «судебная власть»?

2. Каковы социальная роль судебной власти, ее основные функции?

3. Классификация конституционных принципов правосудия.

4. Соотношение понятий «конституционный надзор» и «конституционный контроль». Виды конституционного контроля.

5. Конституционное судопроизводство: общие правила.

6. Особенности производства в Конституционном Суде РФ по отдельным категориям дел.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.

2. Место и роль Конституционного Суда РФ в российской судебной системе, его политико-правовая природа.

 

Задачи

1. Граждане Р.И. Мухаметшин и А.В. Барбаш, которым было отказано в возбуждении уголовных дел против судей в связи с тем, что соответствующие квалификационные коллегии судей не дали согласия, обратились с жалобами в Конституционный Суд РФ о признании неконституционности п. 3 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливающей процедуру привлечения судей к уголовной ответственности.

Изучите постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша (см.: СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1549).

Что нового в вопросе о неприкосновенности судей предусматривает действующее законодательство?

См.: Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

 

2. В ноябре 1995 г. группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Верховный Суд РФ обратились с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению данного запроса.

В каких случаях Конституционный Суд РФ может отказать в рассмотрении запроса?

См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

3. Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании находящихся во взаимосвязи предписаний ст. 81 (ч. 3) и п. 3 разд. второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ.

Своим определением Конституционный Суд РФ прекратил производство по делу.

Какова цель толкования Конституции РФ, осуществляемого в соответствии с ее ст. 125 (ч. 5), Конституционным Судом РФ?

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5701.

 

4. Гражданин И.П. Иванов, не удовлетворенный решением Конституционного Суда РФ, вынесенным по его жалобе, обратился к адвокату с просьбой разъяснить ему, куда бы он мог обжаловать постановление Конституционного Суда РФ.

Что бы Вы как адвокат порекомендовали гражданину И.П. Иванову?

См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163;

Федеральный закон от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.

 

5. В постановлении от 27 октября 1997 г. по делу о толковании пунктов «б», «ж» и «м» части первой статьи 64 Конституции Республики Коми Конституционный Суд Республики Коми указал: «Правового понятия национальных меньшинств и малочисленных этнических общностей российским законодательством не выработано. В международном праве защита прав национальных меньшинств осуществляется на основании документов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в том числе Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств, принятой государствами — членами Совета Европы, но не ратифицированных Российской Федерации».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.