Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения на разогрев группы




Программа практикума

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

«РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»

Конфликты – это ситуации, когда происходит резкое обострение противоречий между людьми, часто ведущее к деструктивным последствиям в отношениях. Именно поэтому у многих людей конфликты вызывают страх и неприятие. Это особенно характерно для взаимоотношений в профессиональной сфере, так как незавершенные или деструктивно разрешенные конфликты могут повлиять на профессиональное становление и развитие его участников. Вот почему важно осознать, что конфликт является одной из форм взаимодействия между людьми, что именно в нем проявляется и оттачивается умение человека, стремящегося к достижению собственных целей, вести себя уверенно, но без агрессии к окружающему миру. Практикум целесообразно проводить непосредственно после лекции «Психология конфликта».

Цель практикума: тренировка умения действовать оперативно и целенаправленно в ситуациях, когда возникают противоречия между участниками. Осознание особенностей собственного поведения в конфликтной ситуации, приобретение навыков гибкого, конструктивного решения конфликта.

1. Перетягивание газеты. 2. На нас смотрят инопланетяне.

Упражнение на тренировку умения находить способы решения конфликта

1. Ролевая игра в парах «Как решить конфликт».

Ролевая игра «Надо сохранить предприятие»

Групповая игра, направленная на осознание источников профессиональных конфликтов и поиск способов их разрешения.

 

Содержание упражнений

Упражнение «Перетягивание газеты».

Участники разбиваются на пары (партнеры должны быть примерно равны по своим физическим возможностям), получают от ведущего газету или листок бумаги и сворачивают ее в трубочку. Далее они становятся на одну ногу, подгибая вторую, а свободной рукой берут газету и начиняют ее перетягивать, стремясь вывести противника из равновесия и захватить бумажную трубочку, не порвав ее при этом.

Психологический смысл упражнения

Упражнение позволяет повысить энергетический потенциал группы, а также продемонстрировать способы поведения участников в ситуации борьбы, когда нельзя применять грубую физическую силу, так как это сразу приведет к разрыву отношений, которые символизирует газета.

Обсуждение

· Кому удалось перетянуть газету? Какую тактику вы избрали в ситуации единоборства, где нельзя было положиться на силовые методы?

· Кто проиграл в этом упражнении? Что помешало вам достичь желаемого результата?

· Приведите примеры из жизни, показывающие, как люди ведут себя в аналогичных ситуациях.

Упражнение «На нас смотрят инопланетяне».

Участники объединяются в команды по 4–5 человек. Каждый должен вспомнить и описать своей команде какой-нибудь конфликт, свидетелем или участником которого он был. Далее команда выбирает из всех представленных наиболее интересную конфликтную ситуацию, а её «автор» рассказывает о ней во всех деталях группе.

Ведущий даёт инструкцию: Представьте, что на нас с помощью специальной техники смотрят инопланетяне. Они внимательно наблюдают за описанными конфликтами, но, будучи не знакомы с жизнью землян, не понимают, что происходит и пытаются как-то объяснить для себя происходящее.

Ответьте на следующие вопросы:

· Что удивило инопланетян больше всего?

· Как они объясняют для себя причину происходящего?

· Какие выводы сделали инопланетяне относительно землян, каковы поведенческие особенности землян, уровень их интеллекта?

Психологический смысл упражнения

Обучение технике анализа конфликта на основе отстраненного, эмоционально нейтрального взгляда.

Обсуждение

· Чем отличается взгляд на конфликт людей, которые участвуют в нем и сторонних наблюдателей?

· Из-за чего конфликтующие люди часто выглядят смешно и нелепо?

· Какие качества позволяют сохранять в конфликте достоинство?

Ролевая игра «Как решить конфликт».

Ведущий предлагает двум желающим выйти перед аудиторией и описывает заранее подготовленный вариант конфликтной ситуации, например: «Студент не согласен с оценкой преподавателя. Студент искренне думает, что он прав, а то, что преподаватель в его ответе считает ошибкой – просто новый, неординарный взгляд, который преподаватель не смог или не захотел оценить по достоинству». Как студенту подступиться к преподавателю с разговором, чтобы он оказался продуктивным? Паре предлагается разыграть сценку, чтобы решить эту конфликтную ситуацию, а остальным участникам – наблюдать и анализировать их поведение.

Психологический смысл упражнения

Тренировка умения включаться в нестандартные ситуации и оперативно решать конфликтные вопросы. Приобретение навыков психологического анализа поведения другого человека.

Обсуждение

· Вопрос к аудитории: «Удалось ли участникам конструктивно разрешить конфликт? Если да, то какие стратегии при этом использовались, если нет, то почему?»

· Вопрос к участникам, разыгравшим сценку: «Как вы считаете, какой механизм разрешения конфликта использовал каждый из вас? Совпадает ли это с тем, что происходит с вами в реальной жизни?»

Ролевая игра «Надо сохранить предприятие»

Психологический смысл игры

Игра позволяет осознать неизбежность возникновения конфликта в ситуации, когда значимые для людей потребности находятся в противоречии.

Тренировка уверенного и гибкого поведения в ситуации конфликта. Приобретение навыков анализа системы связей людей в профессиональном коллективе, а также более тщательного и осознанного выбора тактики поведения с целью конструктивного решения конфликта.

а) Инструкция

Ведущий рассказывает участникам о правилах игры. Представьте, что все вы являетесь служащими и/или владельцами процветающего частного предприятия. Вам необходимо разбиться на несколько групп:

· Группа «совет директоров» – это владельцы предприятия, держатели контрольного пакета акций во главе с генеральным директором (от 4 до 7 человек).

· Группа Технического директора в количестве от 3 до 9 человек - высокооплачиваемые наемные служащие во главе с техническим директором, занимающиеся технической политикой предприятия и отвечающие за его техническое обеспечение.

· Группа директора по персоналу в количестве от 3 до 7 человек – высокооплачиваемые наемные служащие во главе с директором по персоналу, занимающиеся кадровой политикой предприятия, набором и увольнением служащих.

· Профсоюзный комитет предприятия – группа из 5–10 человек. Члены комитета – это выборные должности, дающие ощутимую прибавку к заработной плате и социальные льготы. Профком предприятия обеспечивает защиту прав его сотрудников.

· Служащие предприятия – все остальные, наименее активные участники группы.

Ваше предприятие успешно просуществовало 10 лет. Владельцы предприятия имеют высокую прибыль, руководители и топ-менеджеры получают солидную заработную плату и дорожат своей работой, служащие среднего и низшего звена также весьма довольны своим материальным положением и отношениями, сложившимися в коллективе. Сотрудники, возраст которых приближается к пенсионному, а также молодые специалисты, только что пришедшие на работу, ощущают себя полноправными членами трудового коллектива и заинтересованы в профессиональном росте. Текучки кадров нет.

Но вот в стране разразился кризис, и предприятие оказалось на грани банкротства. Вы все заинтересованы в том, чтобы сохранить свои рабочие места, уровень заработной платы, дружеские и профессиональные отношения, а значит – и само предприятие. Однако кризис обострил ситуацию и обнаружил разницу в потребностях, целях и задачах людей, принадлежащих к разным группам.

Вам предлагаются следующие варианты решения проблемы сохранения жизнеспособности предприятия:

· Сократить от 30 до 50 % рабочих и служащих, в том числе людей предпенсионного возраста и молодых специалистов.

· Полностью модернизировать технический парк предприятия с целью повышения качества выпускаемой продукции.

· С целью экономии фонда заработной платы ликвидировать профком предприятия, аннулировать все надбавки и на 30–50 % сократить заработную плату рабочим и служащим (исключая топ-менеджеров).

· Направить часть наиболее передовых сотрудников, задействованных в производственном процессе, на курсы повышения квалификации, а оставшихся сократить на 50%.

· Предложить владельцам предприятия инвестировать всю свою прибыль в развитие и модернизацию предприятия.

Ведущий может предложить и другие варианты решения проблемы, но так, чтобы они заведомо рождали противоречия между интересами участников разных групп.

Участникам дается 10-15 минут на разработку стратегии выхода предприятия из кризиса на основе предложенных вариантов решения, а затем представитель каждой группы рассказывает о ней остальным участникам.

б) Обсуждение

Ведущий внимательно следит за развитием конфликтных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе обсуждения группой различных стратегий выхода предприятия из кризиса, помогая осознавать участникам занятия особенности их поведения и те способы, которые они используют для защиты своих интересов. Игра завершается по истечении времени, выделенного на нее, независимо от результата решения конфликта.

Вопросы ведущего к участникам игры:

· Всегда ли можно разрешить конфликт конструктивно?

· Способны ли вы отнестись критически к себе самому в конфликтной ситуации?

· Какая стратегия поведения в конфликтной ситуации была характерна для вас?

· Каковы условия конструктивного разрешения конфликта?

· Какую стратегию решения конфликта вы считаете наиболее эффективной?

· Какова стратегия анализа и поиска путей разрешения конфликта?

Игра позволяет студентам в безопасных условиях, обеспечиваемых ведущим, получить опыт взаимодействия в конфликтных ситуациях, осознать свои личностные особенности, способствующие или препятствующие конструктивному решению конфликтов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешное овладение знаниями, умениями и навыками во время подготовки будущих специалистов в вузе возможно при условии развития профессионального самосознания, познания и раскрытия своей индивидуальности, внутреннего потенциала, творческих возможностей.

В РХТУ им. Д. И. Менделеева в профессиональную подготовку инженеров-химиков введен курс «Инженерная психология», который является важным образовательным компонентом для личностного и профессионального развития будущих специалистов.

Современные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрыми переменами, глобализацией, развитием информационных и коммуникационных технологий, повлияли на разработку новых стандартов образования. Изменяется парадигма образования: оно все больше центрируется на студенте, ориентируется на компетенции и результаты образования, оказывает воздействие на проектирование образовательных стандартов и программ.

Для обеспечения безопасного функционирования производства необходимы специалисты, обладающие комплексом профессиональных знаний и навыков, во-первых, участвующие в разработке технологических процессов, во-вторых, знающие комплекс методов и приемов, основанных на понимании психологии личности и коллектива, в-третьих, учитывающие индивидуальные особенности поведения человека на трудовом месте и в экстремальных ситуациях. При этом решение специфических вопросов на производстве возможно при условии профессиональных компетенций как в соответствующей технической отрасли, так и в области знаний психологии человека.

Педагогический коллектив кафедры психологии РХТУ им. Д. И. Менделеева желает вам успехов в личностном и профессиональном развитии.


Список литературы

1. Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность человека в системах управления техникой. – М.: Институт психологии РАН, 1998 – 288 с.

2. Волкова Е. Ф. Формирование зрительного восприятия в условиях риска: монография. – М.: ПроСофт-М, 2003. – 57 с.

3. Владимиров В. А., Измалков В. И. Катастрофы и экология. – М.: Изд-во Центр стратегических исследований МЧС ООО «Контакт-Культура», 2000. – 380 с.

4. Гочаров С. Ф. [и др.]. Профессиональная и медицинская реабилитация спасателей. – М.: Паритет Граф,1999. – 320 с.

5. Ерюхин И. А., Шляпников С. А. Экстремальное состояние организма. – СПб.: Эскулап, 1997. –288 с.

6. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности. – М.: Издательский Дом: «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 192 с.

7. Измалков В.И., Измалков А. В. Безопасность и риск при техногенных воздействиях. Ч.1.2. – М.: РАИ-МЧС, 1994. – 132 с.

8. Клинико-токсикологические аспекты чрезвычайных ситуаций химической природы: пособие для врачей/ под общ. Ред. Ю. Ю. Бонитенко, А. М. Никифорова – М.: ВНИИ ГОЧС, 2001. – 272 с.

9. Кондратский А. А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска // Вопросы психологии. – 1982. – №3. – С. 133–136.

10. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. – М.: ИП РАН. 1997. – 232 с.

11. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2003. – 286 с.

12. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: «Валгус», 1989. – 448 с.

13. Крюкова М.А., Никитина Т. И.,. Сергеева Ю. С. Экстренная психологическая помощь. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 64 с.

14. Львов В.М. Методологические аспекты психологической безопасности специалистов и руководителей организаций//Проблемы психологии и эргономики. – 2001. – Вып. №3, – С. 10–17.

15. Маршалл В. Основные опасности химических производств. – М.: Мир, 1989. – 672 с.

16. Никифоров А. М., Рыбников В. Ю., Вавилова В. М. Психологическая совместимость специалистов экстремального профиля. – СПб.: ВЦЭРМ МЧС России, 2000. – 50 с.

17. Никифоров Г. С. Надёжность профессиональной деятельности. – Спб.: Изд-во СПбГУ, 1996. – 176 с.

18. Новиков В. С. [и др.] Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. – СПб.: Наука, 1998. – 544 с.

19. Обознов А. А. Психологическая регуляция операторской деятельности (в особых условиях рабочей среды). – М.: Институт психологии РАН, 2003. – 182 с.

20. Ольшанский Д. В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

21. Сальвенди Г. Человеческий фактор: пер. с англ. – М.: Мир, 1991. – 495 с.

22. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. – М.: Академия, 2005. – 304 с.

23. Тарасов В. В. Экология человека в чрезвычайных ситуациях. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 128 с.

24. Экология человека и профилактическая медицина. Мегатезаурус Большой словарь-справочник/ под. общ. ред. чл.-корр. РАМН И. Б. Ушакова. – Москва-Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2001. – 488 с.

Учебное издание

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.