Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Токарева Елена Владимировна




Пряхина М.В., Устюжанин В.Н.

Психология

Психология

В.Н. Устюжанин

М.В. Пряхина

МВД России

Основы психологии

Токарева Елена Владимировна

Пронина Анна Вячеславовна

Попова Алла Викторовна

Плаксина Надежда Викторовна

Коротеева Надежда Васильевна

Ефимова Наталия Сергеевна

Корабельников Артём Алексеевич

Редактор Р. Г. Чиркова

 

Подписано в печать 4.04.2011. Формат 60x84 1/16.

Усл. печ. л. 8,14. Уч.- изд. л.6,76. Тираж 200 экз. Заказ

________________________________________________________________

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

Издательский центр

Адрес университета и издательского центра:

125046 Москва, Миусская пл., 9


[1] Сензитивный период (сензитивность возрастная) – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к данному периоду обучение и воспитание может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

[2] Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004

[3] Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997, с. 138-146

[4] Козлов В. В. Человеческий фактор: история, теория, практика. – М.: Полиграф, 2002. С. 368

[5] Ефремова О. С. Несчастные случаи на производстве. Порядок учета и расследования. М.: Альфа-Пресс, 2007.

Санкт-Петербургский университет МВД России

 

 

 

 

Санкт-Петербург

МВД России

Санкт-Петербургский университет МВД России

 

 

М.В. Пряхина

В.Н. Устюжанин

 

 

Учебное наглядное пособие

 

Кафедра юридической психологии

 

Санкт-Петербург

План 2009, поз. 45

Психология: Учебное наглядное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. 164с.

 

Пособие подготовлено в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Психология». Материал представлен в виде схем, снабженных подробными пояснениями, что значительно облегчает и упорядочивает процесс овладения знаниями по общей психологии, социальной психологии и конфликтологии.

Кафедра стремится привлечь внимание к комплексному изучению проблем психологии и конфликтологии, помочь курсантам в овладении системой знаний и их творческом применении на практике.

Пособие предназначено для курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России, а также для всех практических работников ОВД, кто хочет иметь устойчивые психологические знания.

 

 

Рецензенты:

Бар Н.С., кандидат психологических наук

(Ленинградский Государственный университет им. А.С. Пушкина);

Забарин А.В., кандидат психологических наук, доцент

(Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии)

 

 

ã Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2011

Уже на протяжении многих веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.

Ведь самое удивительное и загадочное явление в окружающем нас мире – мы сами. Лозунг, выдвинутый древнегреческим философом Сократом две тысячи лет назад «Познай самого себя», наполнен глубоким смыслом и для современного человека.

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, образовании, в правоохранительной деятельности без понимания психологических закономерностей.

Цель данного учебного наглядного пособия – показать, что представляет собой психологическая наука, изучающая психику человека во всем многообразии и специфике ее проявления, психические явления в малых группах, структуру и функции конфликтов.

 

 

Тематика курса «Психология»

Тема 1. Психология как наука

Тема 2. Естественнонаучные основы психологии

Тема 3. Психология личности

Тема 4. Познавательная сфера личности

Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

Тема 6. Психические свойства личности

Тема 7. Личность и деятельность

Тема 8. Социально-психологические явления в малых группах

Тема 9. Психология общения

Тема 10. Психология конфликта


Тема 1. Психология как наука

Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться им управлять.

Ф. Бич

 

Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения научить человечество обращаться с этим сокровищем.

Н.К. Рерих

 

Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Необходимо отдавать себе отчет в том, что психология – это определенная культура, эффективное участие в которой возможно только при овладении принятой здесь системой понятий. В настоящее время система понятий психологии представляет собой пеструю картину, в которой нашли отражение все этапы развития этой науки – донаучный, философский и собственно научный.

Сложность освоения системы психологических понятий определяется спецификой предмета психологии, которая заключается в том, что каждый человек при знакомстве с данными психологии, будучи носителем психики и обладая возможностью наблюдать обсуждаемые явления «изнутри», может выступать в качестве «эксперта» по проверке излагаемых положений.

Каждая наука имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом являются носители тех явлений и процессов, которые исследует данная наука, а предметом – особенности формирования, проявления и развития этих явлений. Но психология – особая область знаний, в которой мысль как бы совершает поворот на себя (в психологии сливаются объект и субъект познания).

Задачи любой науки определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также целями, которые ставятся перед собой эта конкретная отрасль знания.

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология, будучи общей основой для построения исследования, определяет использующиеся методы.

Метод – это совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Любой метод находит свое воплощение в конкретной методике.


1.1. предмет и задачи общей Психологии
Личность
Сознание
Бессознательное
Деятельность
Поведение
Предмет психологии
Психика
Задачи психологии
- Качественное изучение психических явлений; - Анализ формирования и развития психических явлений; - Изучение физиологических механизмов психических явлений; - Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей и др.

пояснения

Общая психология – отрасль психологической науки, раскрывающая закономерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека. Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного мира как результат исторического и культурного развития.

Психика –функция нервной системы по отражению воздействий внешнего и внутреннего мира человека и регулированию в соответствии с этим его поведения.

Сознаниечеловека – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Психология коллектива – возникающие в процессе коллективных (групповых) взаимодействий социально-психологические явления (в форме переживаний, отношений, мотивов и т.д.), которые регулируют деятельность и поведение членов коллектива.

Личность – это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающего мира и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями и задачами.

Поведение – внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Основная задача психологии как науки – изучение объективных закономерностей функционирования и проявления всего многообразия психических явлений.

1.2. особенности психологии как науки
1. Психология-наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству  
2. Психология в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания
3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.  
4. Психология – одна из наиболее молодых и перспективных наук.  

пояснения

Психология–одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень многообразны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

Психология – это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных).

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. При этом слияние это неоднозначно, имеет много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека.

Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследованийвытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с уверенностью заявить, что наибольшую сложность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

Как и всякая наука, научная психология, отличается от донаучной стремлением к строгому определению понятий, использованию экспериментального метода для вскрытия закономерных связей между наблюдаемыми явлениями, применением строгих математических процедур для оценки событий и обработки полученных данных.

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения
Начинается в 20 в. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались
Начинается в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основной метод изучения - интроспекция
Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики  
  Психология как наука о поведении  
  Психология как наука о сознании  
    Психология как наука о душе  
 
 
 
 
1.3. этапы развития психологии  

пояснения

1-й этап.Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап(современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.


Бехтерев В.М.
Блонский П.П.
1.4. Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения
Нечаев А.П.
Ланге Н.Н.
Корнилов К.Н.
Запорожец А.В.
Сеченов И.М.
Павлов И.П.
Рубинштейн С.Л.
Леонтьев А.Н.
Лурия А.Р.
Выгодский Л.С.

Выготский Л.С.
пояснения

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927). Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Блонский Павел Петрович (1884-1941). Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ.

Выгодский Лев Семенович (1896-1934). Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы российской психологической науки.

Запорожец Александр Владимирович (1905-1981). Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.

Корнилов Константин Николаевич (1 879-1957). Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.

Ланге Николай Николаевич (1858-1921). Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979). Выдвинул и обосновал общепсихологическую концепцию деятельности.

Лурия Александр Романович (1902-1977) – выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране.

Нечаев Александр Петрович (1870-1948) – один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России.

Павлов Иван Петрович (1849-1936). Основатель учения о высшей нервной деятельности человека.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889- 1960). Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.


Психология сознания
Сознание
Бихевиоризм
Поведение
Фрейдизм
Бессознательное
Гештальтпсихология
Целостные структуры психики
Гуманистическая психология
Личность, индивидуальность
Когнитивная психология
Познавательные процессы
Отечественная психология
Деятельностный подход
1.5. Методологические направления в психологии по предмету их исследования (исторический обзор)  

пояснения

Фрейдизм (психоанализ).Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, отрицает сознание как предмет научного исследования исводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией.

Гештальтпсихология – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур - гештальтов, - первичных по отношению к своим компонентам.

Гуманистическая психология. Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека.

Когнитивная психология– одно из современных направлений исследования в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.

Отечественная психология – психика рассматривается как субъективное отражение объективного мира, порожденная реальной практической деятельностью человека.


1.6. Методологические и теоретические основы психологии

Психология исследует психику человека и психологию профессионального коллектива – с методологических позиций диалектического материализма, являющегося общеметодологической основой.

Методология (от греч. Methodos – путь исследования или познания) – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология представляет собой не только науку, но и систему регуляторов научного познания.

Основные методологические принципы психологической науки.

Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с трансформацией этих условий.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а самосознание обеспечивает активный характер деятельности.

Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека на то, чтобы осмысливать их как особые качества, присущие каждому конкретному индивиду в отличие от других людей.

Метод – это совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений.

Любой метод находит свое воплощение в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил проведения конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.

На основании диалектико-материалистического учения и специфики своего предмета, психология в деятельности сотрудников ОВД разрабатывает конкретные методологические положения, закономерности, принципы, методы, формы и научные категории, составляющие в своей совокупности методологию психологии в деятельности сотрудников ОВД.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Об щая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии. Специальная методология позволяет сформулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Ч астная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Учет психологией в деятельности сотрудников методологических положений придает ей ярко выраженную гуманистическую направленность, практическую значимость и действенность в решении стоящих перед ней задач.


Основные  
Наблюдение  
Эксперимент  
Вспомогательные
Обобщение независимых характеристик
Анализ результатов деятельности
Беседа (интервью)
Экспертное оценивание
Анкетирование
Биографический (анамнестический)
Моделирование
Опросы
Тестирование
1.7. Методы исследования в психологии

пояснения

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос бывает письменным (анкетирование), устным и в форме интервью.

Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Контент – анализ – метод изучения письменных результатов, путем вычленения смысловых единиц.

Биографический (анамнестический) метод – анализ жизненного пути человека.

Экспертное оценивание – оценка несколькими специалистами исследуемой проблемы (ситуации).

Беседа (интервью) – метод получения информации в ходе устного непосредственного общения.

Моделирование – это метод создания ситуаций, в ходе которых исследуются и формируются психологические качества.


Психология личности
Психология коллектива
психические процессы
психические свойства
Психические состояния
Взаимоотношения в коллективах (группах)
Общественное (коллективное, групповое) мнение
Традиции, обычаи и ритуалы
Коллективные (групповые) настроения и психические состояния
Иные психологические явления
психические образования
направленность  
темперамент  
характер  
способности  
познавательные
эмоциональные
волевые
Стенические
Астенические
Знания  
Навыки  
Умения  
Привычки  
1.8. Структура мира психических явлений  

пояснения

Мир психических явлений– это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь), эмоциональные и волевые.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным профессиональным группам и социальным стратам.


1.9. связь психологии с другими отраслями научных знаний
Общая психология
Физиология Антропология
Философия Социология
Исторические науки  
Медицинские науки
Педагогические науки
Науки о трудовой деятельности
Социальные науки

пояснения

Устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине 19 в. Сюда можно отнести внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер).

Огромное влияние на разработку основных проблем психологии оказали эволюционные идей Ч. Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории.

Современная психологическая наука, изучающая специфические человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук, обобщающих основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.

Особые связи существуют у психологии с педагогикой. Разумеется, что эта связь существовала всегда, еще К.Д. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить».

1.10. отрасли психологии
Общая психология
Психология спорта
Парапсихология
Социальная психология
Педагогическая психология
Психология искусства
Инженерная психология
Возрастная психология
Зоопсихология
Военная психология
Космическая психология
Юридическая психология
Медицинская психология
Патопсихология

ПОЯСНЕНИЯ

Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, формы проявления психики.

Социальная психология исследует психологические процессы и явления, обусловленные принадлежностью человека к общностям.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастные особенности психических процессов.

Инженерная психология разрешает проблемы соотношения технических требований машин и психических возможностей человека.

Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств, особенности восприятия человеком произведений искусства.

Педагогическая психология исследует психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания.

Юридическая психология исследует психологию взаимоотношений в сфере правового регулирования.

Космическая психология изучает особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов.

Психология спорта исследует психологические особенности спортивной деятельности.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинских коллективов в условиях профессиональной деятельности.

Медицинская психология исследует нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях.

Патопсихология изучает особенности нарушения психики в связи с недостатками в строении организма.

Парапсихология исследует аномальные психические явления.


Тема 2. Естественнонаучные основы психологии

 

Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно. Гиппократ

Психология, не опирающаяся на физиологию, так же не состоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии.

В.Г. Белинский

Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы.

И.М. Сеченов

Сложный мир психических явлений невозможно было бы познать без учета данных многих наук, в том числе и тех, которые исследуют проблемы материального субстрата психики – нервной системы. Совокупность научных положений о биологических и, прежде всего, нейрофизиологических механизмах психики и составляют естественнонаучные основы психологии.

Эти положения естественных наук (антропологии, генетики, физиологии и гигиены труда и др.) выполняют в психологии определенные методологические функции и обеспечивают научное решение многих психологических проблем.

Естественнонаучной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности – учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека.

Методологически и экспериментально в настоящее время психофизиология в нашей стране основывается на теории функциональных систем П.К. Анохина. Согласно его теории психические и физиологические процессы составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, предназначенные для достижения полезного приспособительного результата. Структурно психофизиологию принято делить на общую психофизиологию, возрастную психофизиологию и дифференциальную психофизиологию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.