Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Правовое регулирование конкурентных отношений




7.1 Понятие и роль конкуренции в экономике.

Одним из необходимых и значимых моментов осуществле­ния коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные ус­ловия и соответственно — за лучшие результаты обращения то­варов на рынке. В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.

На протяжении 70-летнего советского периода конкуренция рассматривалась как явление, присущее лишь капиталистической системе и чуждое социализму. Само слово "конкуренция" упот­реблялось в негативном значении, ему придавался отрицатель­ный оттенок. Более того, конкуренция подавлялась силами конт­ролирующих и даже правоохранительных органов.

Свойственные командно-административной системе уравни­тельность и приказные методы организации труда не обеспечи­вали должного экономического роста. Поэтому взамен конкурен­ции внедрялись искусственные приемы псевдосоперничества за достижение лучших результатов. Основной такой способ - со­циалистическое соревнование — представлял собой имитацию со­перничества за достижение более высоких показателей в труде. Победа в соревновании стимулировалась внеэкономическими ме­тодами: вручением победителям грамот, вымпелов, знамен. В об­щественном сознании такие стимулы не играли сколь-нибудь зна­чимой роли.

Как только была ликвидирована власть партийного аппарата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуманности и безжизнен­ности такого способа создания соперничества, как соревнование. Борьба за более высокую прибыль возникает как естествен­ный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регу­лировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось че­рез удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяй­ственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и со­вершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента то­варов.

Придание подобной направленности конкуренции связано с узловыми проблемами развития экономики. Здоровая конкурен­ция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к бо­лее эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запро­сам потребителей.

Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция пра­вит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться го­сударством. В нашей российской ситуации из-за отсутствия кон­куренции в качестве первоочередной стоит задача формирова­ния конкурентной среды в торговле и других сферах бизнеса.

Социально-экономическая роль конкуренции, ее значимость в жизни общества много выше, чем обычно указывается в право­вой и экономической литературе.

Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается сти­мулирующим воздействием на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для опреде­ления необходимости и степени вмешательства государства в ре­гулирование экономической деятельности, осуществления защи­ты рыночных отношений. При слабости конкурентных процес­сов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов. Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. В данном отно­шении конкуренция служит одним из главных инструментов оп­ределения того, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конку­ренцию обеспечивается свобода выбора. А это весьма важный момент обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.

 

7.2 Способы создания конкурентной среды.

Создание нормальных конкурентных отношений непосред­ственно связано с оздоровлением российской экономики, обес­печением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка кон­куренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК РФ определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а сле­довательно — и товарных, отношений. Статья 10 ГК РФ устанав­ливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.

Рассуждения о необходимости развития конкуренции можно услышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности про­блематики конкуренции все осуществлявшиеся в этом направле­нии меры оказались малорезультативными. Российская экономи­ка до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. Самые достоверные подтверждения неразвитости конкуренции — отсут­ствие в стране процессов свободного перетока капитала из менее доходных областей бизнеса в более доходные, сравнительно не­значительное число субъектов малого бизнеса.

В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать со­отношение трех направлений данной деятельности.

Во-первых, собственно меры по созданию и развитию конку­ренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматривать­ся буквально в каждом законодательном акте, так или иначе за­трагивающем экономическую жизнь. В числе других стимулиру­ющие меры включают в себя различные виды помощи со сторо­ны государства немонополизированному сектору экономики.

Во-вторых, меры по ограничению монополизма и злоупотреб­лений доминирующим положением на товарном рынке, или ог­раничительные меры. Основанная на конкуренции рыночная мо­дель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффектив­ных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В резуль­тате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препятствующие развитию и нега­тивному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необ­ходимую часть государственного регулирования экономики.

Вследствие допущенных просчетов российское конкурентное законо­дательство и деятельность соответствующих государственных структур ока­зались сведены в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и самоцель регулиро­вания конкуренции. Более того, все конкурентное законодательство иногда безосновательно предлагается рассматривать как антимонопольное.

Указанные воззрения нередко обосновываются ссылками на положе­ния американского закона Шермана. Этот акт, называемый "Законом о защи­те торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий", был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Акт объявляет незаконными действия, сговоры и объединения лиц по монополизации любой части про­мышленности и торговли либо их ограничению. Допущенные нарушения наказываются штрафом до 5000 долларов или тюремным заключением на срок до одного года. Предусмотрена обязанность виновных лиц возместить потерпевшим тройную сумму причиненного ими убытка.

Закон Шермана принимался в условиях развитой конкуренции в аме­риканской промышленности и торговле. Он был направлен против моно­полий, нарождавшихся в результате концентрации производства и увели­чения его масштабов. Подобные антимонопольные законы есть во всех раз­витых странах мира.

В нашей стране задачи развития конкуренции и подавления монопо­лизма не могут быть решены столь простыми способами. И дело не в том, что за их решение Россия взялась на век позже, чем другие страны. Слож­ности предопределяются тем, что у нас, с одной стороны, вообще отсут­ствовала конкуренция, а с другой — тем, что монополизм в экономике но­сил тотальный характер. По оценкам специалистов, около 80% советских предприятий и объединений являлись монополистами в разных видах про­изводства.

В отличие от рыночного отечественный монополизм насаждался сверху, был продуктом централизованной плановой системы хозяйства. Сверхмонополизированность социалистической экономики послужила одной из при­чин ее стагнации и краха.

Антимонопольные, ограничительные меры при всей их зна­чимости и масштабности должны рассматриваться как вспомо­гательные, придаточные по отношению к задаче развития конку­ренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны со­здать конкурентную среду в экономике.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пре­сечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе со­ответствующего психологического настроя, соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживается на Западе государством, предпринимательскими, общественны­ми структурами, средствами массовой информации. Так же и в России стремление людей к достижению лучших результатов дол­жно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, про­движением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования кон­курентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляю­щих однородную деятельность, производящих одновидовую про­дукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит со­здание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специ­ализации и освоение одновременного выпуска других видов то­варов.

Здесь подход рыночный прямо противоположен социалисти­ческому, который, руководствуясь лозунгом сокращения затрат, фактически культивировал монополизм в ущерб всему населению. Чем больше организаций предлагают однородные товары и ус­луги, тем больше они стремятся привлечь потребителей и для это­го улучшают качество, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокра­щения излишних затрат.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего пред­принимательства. Оно отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий биз­нес своей практикой непосредственной ориентации на потреби­телей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на раз­витие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры усло­вия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны голов­ных производителей и др.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, обществен­ное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкур­сов, выставок товаров, объективному сопоставлению характери­стик, публиковать сравнительную информацию. Подобную рабо­ту при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны по­стоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и гра­мот государство должно выработать и использовать новые при­емы экономического и морального поощрения. Важно поддержа­ние средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных ин­вестиций и заказов. При этом основными критериями оценки дол­жны стать степень удовлетворения производителем или торгов­цем общественных интересов, запросов потребителей.

Таковы общие направления деятельности по развитию конку­ренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется каждой фирме, де­лать постоянно и в обязательном порядке.

Здесь находит реализацию важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

В каждой коммерческой организации требуется разработка и закрепление в локальных правовых актах собственной конкурент­ной стратегии. При выработке стратегии фирма должна основы­ваться на анализе потребностей клиентов определенного сегмен­та рынка и даже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер по снижению издержек производ­ства и трансакционных затрат с усилиями по обеспечению высо­кого качества и улучшению потребительских характеристик то­варов. Последовательное проведение избранных направлений по­зволяет сохранять и завоевывать лучшие позиции на рынке. На­ряду с этим нередко требуется поиск новых рынков для уже про­изводимых изделий и разработка новых видов товаров для их реализации на уже освоенном рынке.

Помимо выработки стратегии сбыта товаров необходимо со­здание конкурентной ситуации в отношениях между поставщи­ками закупаемых ресурсов. Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов. Это дает ряд преимуществ: появляется возможность снижения закупочных цен, сравниваются качественные характеристики товара разных про­давцов, выявляются более надежные контрагенты. Подобная прак­тика, у нас совершенно непринятая и непривычная, там всеми рас­сматривается как нормальная и весьма разумная.

Руководство, юридическая служба каждой фирмы должны по­стоянно отыскивать и апробировать такого рода решения, чтобы полнее использовать возможности конкуренции.

В России, к сожалению, крайне мало делается для развития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.2004 № 191 утверждена Государственная программа демонополиза­ции экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонопо­лизации. Названная программа в целом носит лозунговый, реко­мендательный характер. В ней не содержится конкретных зада­ний для федеральных и региональных органов, не указаны ис­полнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финан­совое обеспечение. Поэтому положения программы реализуются медленно либо не выполняются вообще.

Не получили реализации, в частности, такие важные меры раз­вития конкуренции, как широкое информирование покупателей о ценах на товары разных продавцов, предоставление новым пред­принимателям налоговых льгот на период становления, кредито­вание их по сниженным процентным ставкам, уменьшение раз­меров арендной платы за помещения в первые годы работы и другие меры.

 

7.3 Правовое обеспечение защиты конкуренции.

Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гаранти­руется государством, закреплено в ст. 8 Конституции РФ. Соглас­но ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление до­минирующим положением на рынке.

Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается об­ществом в целом, в том числе юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей инте­ресам развития экономики и принципам рыночной работы мож­но достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на не­сколько групп.

Статьи 10-14 Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о конкуренции) запрещает и предусмат­ривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и при­знание в установленном порядке недействительными достигну­тых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть пер­вая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает призна­ние в установленном порядке недопустимыми достигнутые в лю­бой форме соглашения или согласованные действия потенциаль­ных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке оп­ределенного товара более 50%, направленные на:

1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, над­бавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсе­местно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки при­надлежат разным собственникам. Это — очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него дру­гих хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определен­ных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продав­цами или покупателями и др.

Следующая, вторая, группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, на­правленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, орга­нам исполнительной власти субъектов Федерации и органам ме­стного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкурен­ции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйству­ющим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное по­ложение по отношению к другим субъектам, и т. п.

Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом ни­зовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, со­стоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и цено­вую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК РФ еще в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические дей­ствия, предусмотрев крупные штрафы и даже лишение свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был при­влечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкурен­цией.

Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 18 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества то­вара, его потребительских свойств, некорректное сравнение то­варов в рекламе, копирование чужих товарных знаков и спосо­бов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

В соответствии с Законом действует федеральный анти­монопольный орган с территориальными органами на местах. В настоящее время этим органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) и применительно к рынку финансовых услуг надзор и контроль в сфере этих услуг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам. Фе­деральный антимонопольный орган и его территориальные орга­ны вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о пре­кращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут на­лагаться взыскания в виде административных штрафов (ст. 14.3, 14.6, части 1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, часть 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП). Рассматривать дела об административных правонарушениях впра­ве руководитель федерального антимонопольного органа, его за­местители, руководители территориальных органов федерально­го антимонопольного органа и их заместители.

Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур. к сожалению, оказывает слабое влияние на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции.

Наряду со специальными антимонопольными органами в со­здании конкурентной среды призваны участвовать другие госу­дарственные органы исполнительной власти: министерства, служ­бы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов федерации. Формы и методы их работы в указанном направле­нии пока четко не определены и не регламентированы законом. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законо­дательные решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.