Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Обеспечение защиты прав потребителей. 3 страница




5) порядок внесения изменений и дополнений в устав об­щественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного иму­щества общественного объединения, права общественно­го объединения и его структурных подразделений по уп­равлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»).

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав по­требителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных це­лей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребитель­ских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавца­ ми (изготовителями, исполнителями) информации о них;

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потре­бителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рас­ смотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного са­моуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фак­там нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и не­ обходимых действиях по защите этих прав, результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способ­ствовать реализации прав и законных интересов потре­бителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

5) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), приостановлению произ­водства и реализации товаров (выполнения работ, оказа­ния услуг), отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и уста­новленным законодательством РФ о техническом регули­ровании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к от­ветственности лиц, осуществляющих производство и ре­ализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязатель­ным требованиям, а также нарушающих права потреби­телей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов мес­тного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потре­бителей нормативным правовым актам РФ;

8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав по­требителей и законных интересов отдельных потреби­телей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ФЗ «Об обществен­ных объединениях» общественные объединения имеют право:

1) свободно распространять информацию о своей деятель­ности;

2) участвовать в выработке решений органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным за­ коном и другими законами;

3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

4) учреждать средства массовой информации и осуществ­лять издательскую деятельность;

5) представлять и защищать свои права, законные интере­сы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного са­моуправления и общественных объединениях;

6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмот­ренные законами об общественных объединениях;

7) выступать с инициативами по различным вопросам об­щественной жизни, вносить предложения в органы госу­дарственной власти;

8) участвовать в выборах и референдумах в порядке, уста­новленном законодательством РФ.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 ФЗ «Об обществен­ных объединениях», предусматривающий возможность про­верки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потреби­телей, сводит соответствующее право общественных объеди­нений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фак­тов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении им­перативных норм потребительского законодательства, уста­навливающих эти права.

Таким образом, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблю­дения прав и интересов потребителей с применением соответ­ствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенными мерами являются разъяснительная и просветительская работа среди предпри­нимательских структур и граждан-потребителей, консульти­рование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое инфор­мирование населения через СМИ о правах потребителей[52].

В государственном докладе по защите прав потребите­лей было отмечено, что в настоящее время в РФ действуют более 600 общественных объединений местного, региональ­ного и межрегионального уровней. На международном и на­циональном уровнях общественные объединения России пред­ставлены соответственно Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП), Союзом потребителей Рос­сийской Федерации (СП РФ), Всероссийской лигой защит­ников потребителей (ВЛЗП)[53].

Государственным докладом о защите прав потребителей специально обращено внимание на следующие организации по защите прав потребителей.

Деятельность конфедерации обществ потребителей, объединяющей общественное движение России и ряда стран – членов СНГ, сконцентрирована на законотворческой рабо­те, проведении ряда специальных исследований, дальнейшем развитии потребительского образования, в том числе и на уровне СНГ.

Так, конфедерация обществ потребителей совместно с Институтом национального проекта «Общественный дого­вор» выступила инициатором разработки пакета законопроек­тов, направленных на снятие административных барьеров в экономике. Разработаны проекты Федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц», «О стан­дартизации и подтверждении соответствия», «Об основах го­сударственного контроля (надзора) на рынке товаров, работ и услуг», «Об организациях саморегулирования», новая ре­дакция Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», поправки к Закону РФ «О защите прав потребителей».

Союз потребителей РФ – наиболее крупное националь­ное общественное объединение потребителей национального уровня – включает более ста региональных обществ. Дея­тельность Союза потребителей РФ направлена как на пред­ставительство интересов потребителей в различных органах федерального уровня, так и на проверки соблюдения прав потре­бителей, судебную защиту, проведение независимой эксперти­зы качества товаров. Одна из основных задач Союза – участие в выработке решений, затрагивающих права и интересы потре­бителей и оппонирование властям по решениям, эти права и инте­ресы ущемляющим[54].

Всероссийская лига защитников потребителей в отличие от конфедерации обществ потребителей и Союза потребите­лей РФ объединяет профессионалов в области защиты прав потребителей, что и определяет специфику работы этой орга­низации. В качестве наиболее важных направлений опреде­лены просвещение и информирование потребителей, тести­рование товаров, независимая потребительская экспертиза, анализ нормативной базы, касающейся прав потребителей.

Всероссийская лига защитников потребителей имеет око­ло пятидесяти региональных отделений, на правах национальной организации входит в Координационный Совет конфеде­рации обществ потребителей, является его членом. Кроме того, Лига представляет интересы потребителей в ФЭК, Ас­социации потребителей электроэнергии, Межведомственном совете по защите прав потребителей, Общественном совете по рекламе.

Лига разработала систему организации защиты прав по­требителей в регионе. Одновременно с разработкой системы на­чалось ее частичное внедрение в регионах. В развитие системы организации защиты прав потребителей Лига разработала Программу регионального потребительского сравнительного тестирования товаров, работ, услуг (РПСТ), которая подразу­мевает независимую экспертизу и испытания качества и безо­пасности ряда образцов товаров, работ, услуг. Уделяя большое внимание вопросам потребительского образования, Всероссийс­кая лига защитников потребителей разработала программу школьного потребительского образования, которая включает обучение потребительским знаниям в течение всего срока пре­бывания в общеобразовательной школе[55].

Особое место в реализации потребительской политики занимает некоммерческая благотворительная организация – Национальный фонд защиты потребителей. При поддержке девяти федеральных органов исполнительной власти, ряда научных центров и десятков крупных хозяйствующих субъек­тов фонд последовательно осуществляет выполнение целе­вых программ и проектов по организации системы независи­мой экспертизы качества товаров, работ, услуг, объединению интеллектуального и финансового потенциала структур всех форм собственности для защиты потребительского рынка от фаль­сифицированной и некачественной продукции, формированию нового типа поведения потребителей в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.