Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторные занятия




Тема 4. Типология и содержание форм внеурочной работы

Цели: закрепление знаний сущности и классификации форм воспитательной работы; отработка умений организации форм воспитательной работы в начальных классах: классного часа, конкурса, викторины.

 

Практические задания

1.Составить структурно-логическую схему «Понятие и классификации форм воспитания» (приложение 4).

2.В микрогруппах заполнить таблицу «Методика организации традиционных форм воспитательной работы в начальных классах» (приложения 6, 8,12)

 

  Воспит.задачи Методич.требования Типичные недостатки
Конкурс      
Утренник      
Этическое занятие      

3. Организовать взаимообучение (технология КСО) по усвоению общего алгоритма методики проведения воспитательного мероприятия.

4.Проанализировать письменно методическую разработку воспитательного мероприятия (конкурса и утренника) и обсудить в микрогруппах (приложение 16).

 

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте понятие «форма воспитания», приведите классификации форм воспитания (по содержанию, количеству участников, субъекту организации, продолжительности).

2.Воспроизведите в виде схемы общий алгоритм методики проведения воспитательного мероприятия: выбор формы и целеполагание; этап подготовки; этап проведения мероприятия; финальная часть.

3. Каковы задачи, основные методические требования к проведению конкурсной программы?

4. Каково воспитательное значение театрализованной деятельности?

5. Назовите формы и педагогические условия организации театрализованной деятельности младших школьников.

Литература:4;15;24;32;35;38

 

 

Тема 6. Методика организации коллективной творческой деятельности младших школьников

Цели: усвоение теоретических основ методики КТД, ее истоков и особенностей применения в современных условиях; отработка умений организации коллективно-творческого дела.

 

Практические задания

1.Ознакомиться с книгой И.П.Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» и написать краткую аннотацию.

2.Составить в микрогруппах структурно-логические схемы «Основные характеристики и виды КТД», «Шесть стадий КТД» (приложение 10).

3.В форме деловой игры провести: сбор-старт, заседание совета дела.

4.Организовать в группе деловую игру по методике КТД (на примере дел «Эстафета любимых занятий», «Сказка-эстафета», «Турнир-викторина»)

5.Провести анализ и рефлексию проведенной игры.

 

9.Как осуществляется планирование воспитательной работы по тематическим периодам?

 

Литература:2;4;6;16;18;24;32

Тема 13. Организация игровой деятельности младших школьников

Цели: закрепление знаний о функциях игры, ее видах, методике

организации; отработка умений составления игровой программы для младших школьников, организации игры-путешествия.

 

Практические задания

1. На основе одной из классификаций игр составить структурно-логическую схему «Игра и ее роль в воспитании младших школьников».

2. В микрогруппах разработать и защитить игровую программу для учащихся начальных классов.

3. В форме деловой игры представить фрагмент игры-путешествия (реального или воображаемого); предложить и провести игру с элементами ТРИЗ (или интерактивную игру).

4. Провести анализ и оценку организации игр.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите функции игры.

2. Приведите примеры использования игры как средства, метода, приема,

формы воспитания.

3. Воспроизведите основные методические требования к организации подвижной игры.

4. В чем особенности использования белорусской народной игры в воспитательной работе с младшими школьниками?

5. Сформулируйте цели и раскройте особенности использования в начальных классах современных игровых технологий.

Литература:2;4;6;8;26;27

Тема 14. Формы и методы работы учителя с семьями учащихся

Цели: усвоение педагогических основ взаимодействия с родителями; закрепление знаний о современных технологиях и культуре педагогического взаимодействия с семьей ученика; отработка умений подготовки и проведения родительского собрания.

 

 

Практические задания

1. Составить план и предложить нестандартную форму проведения родительского собрания.

2. Подобрать и обсудить в микрогруппах педагогические ситуации по проблеме взаимодействия учителя с родителями.

3. Составить структурно-логическую схему «Технология контактного взаимодействия с родителями».

4. В форме деловой игры разыграть: первое посещение семьи; фрагмент индивидуальной беседы с родителями.

5. Провести анализ и оценку проведенных фрагментов.

6. Организовать дискуссию на тему «Конфликт с родителями: кто виноват и что делать?».

7. Выполнить письменный анализ методической разработки родительского собрания в начальных классах.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Каковы особенности и типология современной семьи?

2.В чем сущность понятия «взаимодействие»?

3.Назовите задачи педагогического взаимодействия школы и семьи.

4.Перечислите групповые, индивидуальные и коллективные формы

взаимодействия с родителями.

5.Какие формы педагогического взаимодействия с семьей являются приоритетными в современных условиях и почему?

6.От чего зависит эффективность проведения родительского собрания?

 

Литература:23;24;25;29;35

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

Характеристика воспитательной системы класса

Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. В процессе моделирования и построения воспитательной системы проблема выявления всех ее элементов не относится к числу наиболее значимых. Важнее определить, какие компоненты системного образования являются основными. Такими составляющими являются пять компонентов: индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно-временной; диагностико-аналитический.

Первый компонент – индивидуально-групповой, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса:

P классный руководитель (воспитатель);

P учащиеся класса;

P родители учащихся;

P педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.

Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель (воспитатель). Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.

Не случайно при смене классного руководителя претерпевает значительные изменения воспитательная система этого класса.

Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. Для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка классного руководителя.

Самой значительной и важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они – полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой – объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, культивируемых в классном коллективе отношений и общения.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированность в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Второй компонент воспитательной системы класса – ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:

P цели и задачи воспитания;

P перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

P принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие – имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи – вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идет о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе, об их иерархии в тот или иной момент бытия общности детей и взрослых. Именно иерархия ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установление ориентаций участников воспитательного процесса.

 

Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.