Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология предъявления педагогического требования




Технология организации групповой трудовой деятельности

 

1. Создание положительной мотивации деятельности. Здесь можно провести предварительную беседу с учащимися о необходимости выполнения работы, использовать игровые приемы («Письмо» с поручением, заданием), пригласить в класс гостя, который расскажет о важности предстоящего дела и др.

2. Четкое осознание предметного результата групповой деятельности (что конкретно будет сделано). Учет возраста учащихся и техники безопасности.

3. Выбор времени и места проведения работы. Они не должны меняться. Время продумывается так, чтобы деятельность не переутомила воспитанников, а наоборот, наблюдалось желание еще немного поработать.

4. Подбор средств деятельности. Требования: достаточное количество инструментов и материалов, удобство, безопасность.

5. Определение конкретной роли каждому члену коллектива. Важно, чтобы эта роль была «принята» с готовностью и пониманием ее значимости в общем деле.

6. Организационное оформление деятельности (можно выделить участки, создать бригады, назначить ответственных за качество, инструменты т.д.).

7. Создание благоприятного эмоционального настроения (элементы игры, музыка, соревнование и т.п.).

8. Педагог работает наравне с учащимися.

9. Обязательно закончить работу вовремя, подвести итоги, навести порядок на рабочем месте.

10. Оценивать не только предметный результат деятельности (что сделано), но и воспитательный (показать, для кого было сделано полезное дело, как проявили себя учащиеся - отметить тех, кто добровольно взялся за самый трудный участок работы, оказал помощь товарищам, содействовал созданию хорошего настроения, проявил творчество).

 

(по Н.Е.Щурковой)

 

Педагогическое требование – это предъявление школьникам культурных норм отношения к человеку, труду, познанию, прекрасному, обществу.

Предъявление требования сочетает в себе и обязанность, и свободу выбора, и внутренне неприятия или даже протест. Задача педагога – превратить требование в свободно проявляемое отношение.

Требование как метод воспитания применяется главным образом для организации жизнедеятельности детей в условиях недостаточно высокого уровня развития коллектива, несформированности навыков самоуправления.

Педагогические условия (правила) эффективного использования требования:

1. Требования должны быть понятны, обоснованы, доступны выполнению, не противоречить мнению большинства учащихся.

2. Не следует выдвигать перед воспитанниками одновременно много требований.

3. Тон предъявления требования должен быть достаточно твердым, решительным, побуждающим к действию.

4. Форма предъявления требования – этичная, не допускающая унижения достоинства детей. Избегать тона нравоучения, угрозы, предупреждения, команды, приказа.

5. Предпочтение отдается позитивной форме предъявления требования (вместо требования «Не шумите» лучше сказать: «Сидите тихо»). Все «нельзя» можно свести к двум: а) нельзя посягать на другого человека, его достоинство, независимость, свободу, личную собственность; б) нельзя не совершенствовать самого себя, опускаться, терять истинно человеческие качества и достоинство.

6. Необходимо сопровождать требование инструкцией, как его выполнять; предлагать конкретную положительную программу действий; ограничивая же какую-либо деятельность, предложить альтернативное поведение: «Так не пойдет, а вот так будет хорошо…».

7. Требование должно быть доведено до логического конца, то есть выполнено. Здесь можно порекомендовать прием «Переакцентировка внимания на детали». Пример:

– Пересядь вперед! Пожалуйста, встань аккуратно, возьми портфель,

ничего не забудь, отодвинь стул тихо, в проходе постарайся никого не

задеть. Садись и работай. Спасибо.

8. Придерживаться принципа единства подходов к воспитанникам со стороны учителей, воспитателей, родителей.

9. Кроме прямого требования, использовать косвенные, культуросообразные формы: просьба, приглашение, намек, совет, рекомендация, пожелание, распоряжение, договор.

 

Технология групповой проблемной работы (по С.Д.Полякову)

 

Технология ГПР – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации (общение, направленное на внешний предмет, решение какого-то важного для всех вопроса, назревшей проблемы).

Технологическая цепочка:

1. Создание проблемной ситуации – противоречия между новой задачей и имеющимися в наличии знаниями и способами действий. Отражение этого противоречия на эмоциональном уровне (недоумение, любопытство, удивление, раздражение и т.п.) фиксирует факт «попадания» человека в проблемную ситуацию.

2. Превращение ситуации в проблемную задачу (путем постановки вопроса: «Как же нам выйти из этой ситуации достойно?»). Решить задачу, ответить на вопрос – цель группового общения.

На этом этапе можно применять приемы стимулирования активности (предложение альтернативы: «… можно так, а можно по-другому…»; предложение с самокритикой, сомнением, обращением за советом: «… нет, пожалуй, лучше обсудить…, как вы думаете?.» и др.)

Желательно подчеркнуть важность поставленной задачи и объективировать ее, т.е. зафиксировать – на доске, плакате, в тетрадях.

3. Опыт объединения позиций, культуры общения (движение от личностного к общему, групповому).

Два варианта:

а) «лепка» - работа в микрогруппах в режиме мозгового штурма (запрет на критику идей, поощрение их развития).

Предложения, идеи микрогрупп объединяются в единый список, затем «эксперты» или ведущий, при необходимости, дорабатывают его в соответствии с определенными границами или требованиями.

б) «развивающаяся кооперация» – сначала каждый индивидуально предлагает список идей, затем идет обсуждение и доработка списка в парах, квартетах, восьмерках.

4. Превращение списка идей в общее решение.

Используется ранжирование, отбор идей путем подсчета баллов, голосов и т.п.

Может иметь место процедура яркого оформления решения, личного подписания (например, если обсуждался кодекс класса) – то есть включение механизма личного присвоения выбранной сообща нормы.

Групповая проблемная работа может иметь целью не принятие единого решения, то есть решение организационной задачи, а выяснение позиций членов коллектива, обсуждение, развитие ценностного содержания коллективной жизни. В первом случае приобретается опыт объединения позиций, во втором – культурного обсуждения, где решающее место занимает технология организации и управления дискуссией, формирование системы ценностей, общественного мнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.