Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее и особенное




СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ

Г Л А В А

И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Научно-методическое пособие для студентов магистерской программы «Государственное и муниципальное управление»

 

 

ВОРОНЕЖ 2011

Утверждено научно-методическим советом экономического факультета

 

 

Составители: доктор экономических наук, профессор Рисин И.Е.

кандидат географических наук, доцент Кирьянчук В.Е.

 

 

Научно-методическое пособие подготовлено на кафедре Региональной экономики и территориального управления экономического факультета Воронежского государственного университета

1. Стратегическое планирование регионального развития:

В содержании стратегического планирования социально-экономического развития региона взаимосвязаны общие и особенные характеристики. Первые – отражают своеобразие данного вида планирования, вторые – специфику объекта управления.

В исследовании общего, присущего стратегическому планированию разными экономическими системами, имеется значительный теоретический задел.

И.Ансофф – один из первых разработчиков концепции стратегического планирования связал его появление с необходимостью ориентации организации не на существующие условия, а на те, которым еще только предстоит сложиться. Отсюда – постановка перед планированием задач предвидения возможных изменений внешней среды и определения стратегической позиции организации, позволяющей обеспечить ее будущую жизнеспособность.

Методологическую основу предложенной И.Ансоффом трактовки роли стратегического планирования образуют императивы, в соответствии с которыми:

- организация определяется как открытая система;

- поведение организации детерминируется в первую очередь внешним окружением, где находятся главные источники ее успеха;

- ключевой предпосылкой эффективного хозяйствования организации выступает способность менеджмента обеспечивать ее продуктивную адаптацию к изменяющимся внешним условиям. При этом стратегическое планирование призвано адекватным образом отреагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде. Важно отметить, что поддержание динамического равновесия хозяйственной организации, т.е. соответствия параметров ее «входа» и «выхода» изменяющимся условиям окружающей среды предполагает, чтобы сама система управления обладала адаптационными свойствами.

Важен сделанный И.Ансоффом акцент на принципиальном отличии стратегического планирования от долгосрочного. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучшее прошлого и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции.

Следует отметить, что поскольку будущее предсказать практически невозможно и экстраполяция не работает, необходимыми инструментами стратегического планирования оказываются сценарный и ситуационный методы, пригодные для решения неструктурированных и слабоструктурированных проблем. К первым относят проблемы, которые выражены главным образом в качественных признаках и характеристиках и не поддаются количественному описанию и числовым оценкам. Ко вторым – проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы. Причем неопределенные, не поддающиеся количественному анализу зависимости, признаки и характеристики имеют тенденцию доминировать в этих «смешанных» проблемах. К ним относится большинство наиболее сложных задач экономического, политического, технического характера.

Принципиальное значение имеет и установленная И.Ансоффом связь стратегического планирования с потребностью в разработке управленческих решений, которые касались бы характера и направлений развития организации в целом.

Резюмируя, можно утверждать, что продуктивными в подходе И.Ансоффа являются, во-первых, оценка роли внешней среды, как главного детерминанта поведения организации, во-вторых, ориентация планирования на обеспечение целостности экономической системы, а соответственно на достижение синергетического эффекта; в-третьих, признание нелинейности ее развития, и, как следствие, отказ от экстраполятивного метода, при котором траектория развития организации задается путем «равномерных возрастающих проекций прошлого в будущее».

Другой исследователь – Д. Стейнер трактует стратегическое планирование организации, как процесс обоснования ее «главных целей, а также политики и стратегии, которые определяют порядок приобретения, использования и распределения ресурсов для достижения установленных целей». Для названного автора необходимость перехода к стратегическому планированию обусловлена следующими основными факторами:

- изменяющееся мировоззрение, отражающее ту точку зрения, что любая фирма в состоянии порождать тенденции и определять свое собственное направление развития, а не просто следовать за изменениями конъюнктуры сбыта и изменениями в данной отрасли;

- высокие темпы научно-технического прогресса;

- возросшая сложность управления вследствие увеличения размеров и диверсификации фирм;

- усиление конкуренции;

- возрастающая сложность окружающей среды;

- увеличение сроков, на которые принимаются обязательства.

Подход Д.Стейнера, как видим, предусматривает взаимосвязанное рассмотрение изменений во внутренней и внешней (в т.ч. деловой) среде организации, стимулирующих переход к стратегическому планированию. Понятно, что оценка состояния, направления и силы действия этих факторов – необходимый компонент стратегического планирования.

Заметим, что предложенный Стейнером системный подход к выявлению содержания стратегического планирования, предполагающий, что внешние и внутренние факторы тесно взаимосвязаны и не должны рассматриваться изолированно, нередко игнорируется современными исследователями.

Заслуживает внимания вывод Д.Стейнера об активной позиции организации при определении направления своего развития. Очевидно, что объективную основу такой позиции могут составлять конкурентные преимущества организации.

В современной научной литературе нет существенных разночтений в определении этапов стратегического планирования развития экономической системы. Их базовый состав включает:

- анализ внешней среды для выявления создаваемых ею возможностей и угроз для конкретной системы;

- оценку внутренней среды системы для определения ее сильных и слабых сторон;

- выявление конкурентных преимуществ системы;

- определение миссии организации и формулировку долгосрочных целей ее развития;

- анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии достижения поставленных целей.

Анализ внешнего окружения направлен на то, чтобы идентифицировать шансы и риски экономической системы в глобальном и конкретном экономическом (деловом) окружении на основе выявления возможностей и угроз, создаваемых ее средой. Глобальное окружение задает экономические, социальные, правовые, политические, технологические и географические рамки деятельности организации. Оценка делового окружения организации позволяет, прежде всего, определить состав и положение участников ее экономических связей, реализуемые ими интересы, существующие ограничения по ресурсам и емкости товарных рынков.

Важным аспектом анализа внешней среды является изучение поведения государства и местных органов власти, реализуемых им стратегии и политик (инвестиционной, структурной, социальной и др.). Поэтому трактовка стратегического планирования, как процесса «разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях» не точна, поскольку для поддержания стратегического равновесия необходим учет изменений в деятельности государства.

Заметим, что осуществление первого этапа связано с рядом принципиальных ограничений. Так, приходится сводить сложный состав объективно существующих переменных среды к меньшему их количеству, формировать представления о ее возможной динамике на основе неполной, фрагментарной информации. Вынужденность таких шагов объясняется вероятностным характером изменений макроэкономических условий, политической ситуации, скачкообразными трансформациями в технике и технологиях производства на основе НТР. Важным ограничителем знаний выступает также подвижность самой среды, т.е. скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Продуктивным является предложенное М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури разграничение факторов внешней среды на факторы прямого и косвенного воздействия. К первым следует отнести: предлагаемые рынком ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), потребители и конкуренты, рамочные условия предпринимательской деятельности, установленные государством и местными органами власти. Ко вторым: уровень развития техники и технологии, научного обеспечения производства, общее состояние экономики, действующие в обществе институции и политические силы, мировое экономическое, информационное и правовое пространство, в особенности, его проявления в процессах глобализации.

Важность полученных на первом этапе результатов в значительной мере связана с тем, что от качества полученных прогнозных оценок зависят возможности обеспечения проактивного, т.е. упреждающего влияние среды, стратегического планирования.

Оценка внутренней среды экономической системы включает исследование факторов, значимых для ее современного состояния и перспектив развития. В числе основных: состав и уровень подготовки кадров, современное финансовое положение и источники его изменения, имеющийся научно-технический потенциал, организация и культура управления, структура (направления и виды) экономической деятельности, качество и разнообразие ее результатов и др.

Выявленные на этом этапе сильные и слабые стороны экономической системы создают основу для того, чтобы на основе анализа существующих и потенциальных конкурентов определить относительную значимость своих преимуществ и недостатков. Важное значение имеет также установление существенных параметров соревнования с ними (например, уровень наукоемкости продукции, темп ее обновления, цена и др.) и выделение перспективных рынков.

Следующий этап стратегического планирования – обоснование миссии экономической системы и долгосрочных целей ее развития. Формулирование миссии представляет собой результат, с одной стороны, позиционирования конкретной экономической системы в определенном социуме (это может быть страна, регион, местное сообщество и др.), с другой, выявления ее роли в реализации интересов разных участников: собственников, предпринимателей, работников.

Заметим, что миссия, как и ряд других базовых понятий современного менеджмента не имеет единого общепризнанного определения. Существует достаточно много толкований этого понятия. Полагаем, что главным в его содержательной интерпретации является указание на отражение в миссии смысла существования организации и роли, которую она хочет играть в обществе. На основе миссии формулируются долгосрочные цели организации, определяющие основные направления, в которых она должна развиваться, а в ряде случаев – и рубежи, которых необходимо достичь в определенные интервалы времени.

Завершающий этап стратегического планирования – разработка альтернатив достижения поставленных целей и выбор стратегии. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей. В характеристике стратегии продуктивными являются следующие положения:

- стратегия является средством размещения ресурсов;

- стратегия обеспечивает определение условий конкурентоспособности организации;

- стратегия представляет собой систему дифференцированных задач;

- стратегия определяет действия организации по отношению к внешним возможностям и угрозам с учетом ее внутренних сильных и слабых сторон;

- стратегия выступает в роли программного документа для всех ее участников.

Выявленные общие характеристики стратегического планирования должны быть дополнены особенными, появляющимися в процессе его реализации применительно к региону.

Анализ источников свидетельствует о том, что в российской практике управления потенциал стратегического планирования оценивается и реализуется в основном в коммерческих организациях.

Применительно к экономическим системам регионального уровня, как в теории, так и на практике, сделаны пока только первые шаги в освоении модели стратегического планирования. Тем не менее, анализ немногочисленных исследований в этой области является необходимым для выявления особенного в содержании этого вида планирования применительно к процессам социально-экономического развития территории.

В концептуальном осмыслении характера и содержания стратегического планирования территории продуктивными, на наш взгляд, являются следующие положения:

- регион, это - подсистема социально-экономической системы общества. Следовательно ее развитие должно быть подчинено общим экономическим целям и задачам. Поэтому оно не должно происходить в ущерб и за счет других территорий и, напротив, вызывать положительные эффекты в других регионах;

- оптимальным является вариант, при котором регион использует свойственные ему преимущества, которых лишены другие территории. Иными словами, речь идет о соответствии экономического поведения региона принципу оптимальности по Парето. Именно следование этому принципу позволяет получить мультипликативный эффект. В его основе прирост объемов и качества результатов, которые для других подсистем могут выступать в качестве входных ресурсов (например, доходы населения региона – это потенциал спроса на продукцию и услуги других регионов, как, впрочем, и та их часть, которая принимает форму инвестиций).

Приведенные императивы должны быть учтены в обосновании функций и принципов стратегического планирования социально-экономического развития территорий.

Акцентируем внимание на объекте стратегического планирования. В этом качестве выступают все отрасли и сферы жизнедеятельности региона, протекающие в границах его территории экономические, социальные, научно-технические процессы, а также условия и факторы, определяющие их динамику. Важное значение имеет институциональный «срез» объекта, содержательная характеристика которого связана с выявлением и оценкой, во-первых, состояния и уровня развития институтов частной и публичной собственности, локальных рынков, действующих на данной территории, во-вторых, институций с позиций их соответствия, или возможностей адаптирования к новым условиям жизнедеятельности российского общества.

Следует особо подчеркнуть, что данный объект структурно дифференцирован не только по функциональному основанию, но и административно-территориальной организации, элементами которой выступают муниципальные образования.

Субъект такого планирования имеет сложный состав. Он представлен, во-первых, федеральными и региональными органами власти и управления, органами местного самоуправления; во-вторых, представителями различных общественных институтов (ассоциаций предпринимателей, общественно-политических движений и др.), имеющих стратегические интересы в развития региона, в-третьих, привлекаемыми к разработке стратегического плана учеными и специалистами.

Своеобразием отличается окружающая среда региона, анализ которой является исходным этапом стратегического планирования. В отличие от внешнего окружения любой коммерческой организации она имеет иерархическую структуру связей (центр-регионы), определяющих существенные (прежде всего – финансовые) условия и поведение субъекта федерации.

Поэтому для региона повышенное значение имеют взаимодополняющие друг друга рыночные и нерыночные отношения, опосредствующие организацию его жизнедеятельности. Учет последних предполагает знание стратегических направлений развития экономики России, задающих определенные рамки для траектории движения регионов.

Для ряда регионов в характеристике внешней среды необходимыми являются факторы геоэкономического и геополитического положения. Например, регионы Европейской части страны испытывают внешние притяжения объединяющейся Европы, регионы, приближенные к южным границам, - соседних стран СНГ и континентального Китая.

В оценке внутренней среды региона большое значение имеет учет целевых установок и ценностных ориентаций различных групп населения, среди которых следует, прежде всего выделить: бизнесменов, работников бюджетной сферы, безработных, лиц, живущих за чертой бедности.

Конкурентные преимущества региона, выявляемые в процессе анализа его внешней и внутренней среды, по нашему мнению, имеют более сложную структуру, чем у любой коммерческой организации. Ее элементами выступают:

-во-первых, конкурентные преимущества самого региона, как целостной системы;

- во-вторых, конкурентные преимущества сфер и отраслей регионального хозяйства;

в-третьих, конкурентные преимущества отдельных предприятий.

Естественно, что учет вторых и третьих оправдан, если их развитие и использование способно увеличить конкурентный потенциал региона.

Если для коммерческих организаций главная стратегическая цель, как правило, имеет экономическую природу и рыночную направленность, то для региона - социальную природу, отражая наиболее важные параметры качества жизни его населения. Реализация экономических целей развития региона выступает как условие достижения главной цели.

В постановке экономических целей региона принципиальное значение имеет их согласование с целями развития системы более высокого уровня. В составе последних, по мнению А.Гранберга (председателя Совета по изучению производительных Минэкономразвития и РАН) следует, прежде всего, выделить: снижение дифференциации в уровнях развития регионов, ускорение межрегиональной интеграции и укрепление единого экономического пространства страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.