Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономического развития региона




Функции и принципы стратегического планирования

Выявление функций стратегического планирования является важной теоретической задачей, решение которой позволит адекватно определить роль планирования в стратегическом управлении процессами развития региона и обосновать принципы его продуктивной организации.

Состав функций стратегического планирования социально-экономического развития региона включает следующие:

- исследовательская, осуществление которой позволяет выявить конкурентные преимущества региона, основные тенденции его развития, условия согласованной реализации интересов населения территории и государства, направления и характер влияния внешней среды, обосновать миссию и долгосрочные цели территориального развития, обосновать выбор стратегии достижения поставленных целей;

- ориентирующая, реализация которой позволяет осуществить позиционирование региона в национальной и мировой экономической среде, определить основные векторы необходимых преобразований в структуре экономики, социальной сфере и управленческой деятельности органов власти региона и на этой основе – обеспечить проактивный характер управления;

- системнообеспечивающая. Ее суть в том, чтобы поставленные цели и выбранная стратегия территориального развития обеспечивала, с одной стороны, укрепление единого экономического пространства страны, с другой, сохранение и повышение целостности региона как сложной системы, относительно обособленными элементами которой выступают муниципальные образования;

- стимулирующая, осуществление которой предполагает отражение в стратегических направлениях территориального развития приоритета государственной поддержки процессов интеграции региона в национальное и мировое экономическое, образовательное и культурное пространство, инновационных изменений в экономике, перспективных видов бизнеса, «точек роста»;

- контрольная, связанная с разработкой системы индикаторов, необходимых для оценки социально-экономического потенциала региона, уровня его использования, мониторинга результатов реализации избранной стратегии его развития.

Раскрытие роли и содержания стратегического планирования регионального развития позволяет обосновать его принципы. В самом общем виде их можно определить как теоретические императивы, отражающие условия продуктивной реализации функций стратегического планирования.

Следует отметить, что в литературе имеются единичные попытки определения принципов стратегического территориального планирования, причем в основном, в качестве его объекта выступает муниципальное образование. Тем не менее, анализ имеющихся точек зрения является необходимым этапом в обосновании названных принципов.

По мнению В.Е.Рохчина и К.Н.Знаменской состав принципов стратегического планирования развития территорий включает принципы: целенаправленности, социальности, ком­плексности, системности, адаптивности, эффективности, минимизации рис­ка, баланса интересов, демократичности, профессионализма. Рассмотрим предложенную этими авторами содержательную интерпретацию указанных принципов.

Принцип целенаправленности, по их мнению, предполагает обоснование в концепции стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития. Следование принципу социальности означает, что при формировании стратегических целей и механизмов их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни. Соблюдение требований принципа комплексности, как считают авторы, означает рассмотрение приоритетных функций, реализуемых органами управления, в контексте всей совокупности прогнозных соци­ально-экономических характеристик и факторов развития территории.

Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; сле­дование его требованиям означает, что определение стратегических целей и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость конкретного регионального формирования с другими, страной в целом. Реализация принципа системности предполагает, чтобы при разработке стратегического плана были учтены предпосылки и ограничения развития, формируе­мые на различных иерархических уровнях: ре­гиональном, межрегиональном, федеральном.

Следование требованиям принципа адаптивности означает, что планирование развития необходимо осуществлять с уче­том возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить кор­ректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации.

Соблюдение принципа эффективности, как считают указанные авторы, означает необходимость доказательства, что именно пред­лагаемый набор целей экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации, обеспечат дости­жение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками.

Следование принципу минимизации риска означает, что в процессе форми­рования стратегического выбора должны быть оценены различные риски.

Принцип баланса интересов многозначен и предполагает нахождение консенсуса как между властными структурами различного уровня, так и профессиональными и общественными группами населения, относительно стратегических целей и механизмов их прак­тической реализации.

Принцип демократичности, означающий гласность и открытость хода и результа­тов работ по планированию, привлечение к рассмотрению и экс­пертизе проектов документов научной общественности и населения.

Реализация принципа профессионализма обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к раз­работке специалистов, организацией независимой экспертизы.

Анализируя предложенный состав принципов, заметим, что авторы не различают теоретических императивов, отражающих сущность и содержание стратегического планирования и условия его продуктивного осуществления. Нетрудно установить, что принципы целенаправленности, социальности, адаптивности имеют отношение к природе самого планирования.

Напротив, принципы комплексности, системности, баланса интересов, демократичности, профессионализма фиксируют ключевые требования, реализация которых призвана обеспечить высокое качество результатов планирования, продуктивную реализацию его функций. Поэтому их отнесение к принципам стратегического планирования вполне обоснованно. Правда, по нашему мнению, некоторые из них нуждаются в дополнительной содержательной интерпретации.

Так, реализация принципа комплексности связана с необходимостью изучения факторов и характеристик, имеющих отношение к принципиально различным институтам организации социально-экономических процессов – рынка и государства.

Осуществление принципа системности предполагает рассмотрение объекта планирования как системы, состоящей из множества относительно обособленных подсистем, имеющих при однородных функциях существенно различающиеся потенциалы развития.

Принцип баланса интересов предполагает нахождение консенсуса не только между властными структурами различного уровня, но и что, более важно, территориальными формированиями разных уровней (регион-муниципальные образования). Необходимость такого уточнения объясняется тем, что интересы органов власти и самого объекта управления не являются тождественными.

Нам представляется продуктивной позиция ряда авторов, акцентирующих внимание на том, что стратегическое планирование, в отличие от традиционного комплексного территориального социально-экономического планирования, охватывает лишь основные цели и стратегические направления развития экономической системы.

Реализация принципа избирательности параметров стратегического плана позволяет сконцентрировать ресурсы и направить их в сферы, где может быть получен наибольший социально-экономический эффект.

Названные принципы, на наш взгляд, могут быть дополнены. В основе такого процесса – результаты проведенного нами ранее анализа особенностей стратегического планирования регионального развития.

Полагаем, что разработка стратегических планов и их последующая реализация должна быть ориентирована на получение совокупности эффектов, обеспечивающих приращение социально-экономического потенциала региона. В числе таких эффектов могут быть названы:

- синергетический, являющийся результатом поддержки видов бизнеса, развитие которых сопряжено с усилением межотраслевых связей в экономической системе региона;

- мультипликативный, возникающий на основе ускоренного развития отраслей, производственные потребности которых удовлетворяются на локальных рынках инвестиционных ресурсов;

- динамической устойчивости социально-экономической системы региона за счет планирования и реализации превентивных мер, с одной стороны, обеспечивающих использование возможностей, создаваемых внешней средой, с другой, ограничивающих или блокирующих ее угрозы.

Важную роль призван сыграть и другой принцип стратегического планирования – активный характер планируемых преобразований. Последние должны реализовывать не только сложившиеся позитивные тенденции регионального развития, но и определять новые, основанные на формировании и продуктивном использовании дополнительных конкурентных преимуществ региона на национальном и мировом рынках товаров и услуг.

Необходимым является и принцип достаточного информационного обеспечения. Его реализация предполагает адекватность структуры информации, используемой в обосновании стратегических планов, составу основных характеристик и параметров социально-экономической системы региона и его внешнего окружения. Такое соответствие необходимо для получения достоверных оценок слабых и сильных сторон объекта планирования, возможностей и угроз, возникающих в его среде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.