Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегического планирования в субъектах РФ




Анализ современной практики

 

В оценке современной практики стратегического планирования регионального развития следует, прежде всего, отметить, что ее появление было инициировано решением Министерства экономического развития Российской Федерации, поставившим перед субъектами РФ задачу формирования Стратегий их социально-экономического развития. Такие Стратегии были разработаны преимущественно в период 2007-2009 гг., прошли экспертизу в названном Министерстве, и затем были утверждены законодательными органами государственной власти регионов в качестве программных документов, определяющих цели, направления и механизмы развития территорий.

Анализ Стратегий и технологий их разработки позволит сложить представление о нынешнем уровне развития исследуемого нами феномена, выявить общие и особенные характеристики процесса и результатов планирования, диагностировать проблемы, требующие решения.

Такой анализ должен дать оценку:

- технологии обоснования Стратегии;

- содержания Стратегии;

- механизма ее реализации;

- применяемой системы мониторинга полученных результатов.

Для обеспечения репрезентативности информации состав субъектов РФ должен представлять, во-первых, разные Федеральные округа; разные группам регионов по уровню социально-экономического развития.

Учитывая названные требования, в выборку были включены: Амурская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Кемеровская, Липецкая, Омская, Самарская, Свердловская, Ростовская, Новосибирская, Нижегородская, Пермская, Тамбовская, Челябинская области, Краснодарский край, Приморский край, Республика Коми, Республика Алтай. В процентном отношении к общему числу субъектов РФ выборка составила 24 %.

Основным источником информации явился сайт КонсультантаПлюс, на котором размещены Стратегии названных выше регионов.

В оценке технологии обоснования Стратегий основное внимание было сфокусировано на следующих моментах:

- этапы и участники разработки Стратегий;

- состав задач, решенных разработчиками при обосновании Стратегий;

- востребованный инструментарий;

Для наглядного отражения полученных нами результатов представим их в табличной форме (табл. 1).

Таблица 1 – Основные этапы и разработчики Стратегий развития субъектов РФ

Субъекты РФ Основные этапы разработки Стратегий Разработчики
Страт. анализ Обоснова-ние мис- сии Обос-нова-ние страт. целей Раз-ка страт. альтер- натив Опреде- ление стра- тегии Определение инди-каторов Уста- нов-ление меха- низма реализации Раз- работ- ка мони- торин-га Службы ис- полнит. органа власти Внешние (экс- перты)
                     
Амурская область + - + - + + - - + -
Белгородская область + - + - + + + + + +
Брянская область + - + - + + + - + -
Волгоградская область + - + - + + - - + +  
                     
Воронежская область + - + - + + + - + +
Кемероская область + - + - + + + - + +
Липецкая область + + + - + + - - + -
Нижегородская область + - + - + + - - + +
Новосибирская область + + + - + + + + + +
Омская область + - + - + + - - + -

 

Анализ данных табл. 1 позволяет зафиксировать ряд заметных недостатков, отличающих современную практику стратегического планирования регионального развития:

- в большинстве субъектов РФ, представленных в выборке (70%) отсутствует этап, связанный с обоснованием миссии. Между тем, ее роль чрезвычайно важна, поскольку связана, в том числе, с позиционированием региона в системах более высокого уровня (национального, мирового);

- во многих субъектах РФ в соответствии с рекомендациями Министерства регионального развития разработка стратегий осуществлялась с учетом сравнительного анализа разных сценариев. Вполне предсказуемый выбор всеми субъектами инновационного варианта развития и соответствующей ему стратегии во всех случаях не подкреплялся разработкой стратегических альтернатив;

- в отдельных случаях разработка Стратегий не сопровождалась определением адекватной целевой функции системы индикаторов, позволяющей осуществлять эффективный мониторинг процесса и результатов ее реализации.

 

Таблица 2 – Состав задач, решенных разработчиками при обосновании стратегий развития субъектов РФ

Субъекты РФ Задачи, решенные при обосновании Стратегий
Выявление и учет мнений стейкхолдеров Оценка конкурентов на национальном рынке Оценка конкурентов на мировом рынке Определение рисков Балансировка эконом. и эколог. параметров
           
Амурская область - - - - -
Белгородская область - - - + +
Брянская область - - - - -
Волгоградская область - - - - -
Воронежская область - - - - -
Кемероская область - + + + -
Липецкая область - + + + +
Нижегородская область - - - - -
Новосибирская область + - - - -
Омская область - - - - -
Самарская область - - - - -
Свердловская область - + + - -
Ростовская область - + + - -  
           
Пермская область - - - - -
Тамбовская область - - - - -
Челябинская область - - - - -
Краснодарский край -   - - - -
Приморский Край - - - - -
Республика Коми - - - - -
Республика Алтай - - - - -

 

Анализ данных табл. 2 позволяет заметно расширить перечень существенных недостатков современной практики стратегического планирования регионального развития:

- единственным субъектом РФ (из приведенной выборки), где обоснованию стратегии предшествовала работа со стейкхолдерами (население, бизнес, институты гражданского общества) является Новосибирская область;

- за редким исключением (Кировская, Липецкая, Свердловская и Ростовская области) определение возможностей развития экономики региона не включала оценку конкурентной позиции местных производителей товаров и услуг на национальном и мировом рынках;

- стратегии ограниченного перечня субъектов РФ (15%) содержат разделы, связанные с идентификацией рисков, отражающих негативные характеристики внешней среды;

- единичным (Белгородская область) является вариант стратегии, который отличает балансировка экономического и экологического компонента ее целевой функции.

 

 

Таблица 3 – Инструментарий, востребованный в обосновании Стратегий развития субъектов РФ

Субъекты РФ Инструментарий, использованный при обосновании Стратегий
SWOT-анализ Экономико-статистический анализ Экономико-математический анализ Компаративный анализ Кластерный анализ
           
Амурская область + + - - -
Белгородская область + + - - +
Брянская область + + - - -
Волгоградская область + + - - -
Воронежская область + + - - -
Кемероская область + + - - -
Липецкая область + + - - -
Нижегородская область + + - - -
Новосибирская область + + + - +
Омская область + + - - -
Самарская область + + - - +
Свердловская область + + - - -
Ростовская область + + - + -    
           
Пермская область - + - - -
Тамбовская область + + - - -
Челябинская область + + - - -
Краснодарский край + + - - -
Приморский край + + - - -
Республика Коми + + - - -
Республика Алтай + + - - -

 

Оценка инструментальной базы разработки стратегий позволяет зафиксировать ряд негативных моментов:

- обоснование целевых ориентиров стратегий осуществляется без использования экономико-математических методов, позволяющих учесть существующую многофакторную детерминацию процессов регионального развития;

- разработчики в большинстве случаев не ставят задачу позиционирования региона в национальном социально-экономическом пространстве, поэтому метод компаративного анализа оказывается невостребованным;

- практически во всех стратегиях нашел отражение кластерный подход к совершенствованию институциональной организации экономики субъектов РФ. Однако, предложенные в стратегиях кластерные инициативы, как правило, не подкреплены необходимыми расчетами (в т.ч. коэффициентов локализации, концентрации и др.), определением «ядра» кластеров, прогнозными оценками результатов их деятельности.

В анализе содержания стратегии основное внимание было сфокусировано на следующих моментах (табл. 4-6):

- суть миссии;

- стратегические цели развития региона;

- стратегические направления развития региона.

Таблица 4 – Миссии субъектов РФ

Субъекты РФ Миссии
   
Амурская область отсутствует
Белгородская область отсутствует
Брянская область отсутствует
Волгоградская область отсутствует
Воронежская область отсутствует
Кемеровская область отсутствует
Липецкая область Миссия Липецкой области – от европейских стандартов качества продукции – к европейским стандартам качества жизни
Нижегородская область отсутствует
Новосибирская область Миссия Стратегии развития Новосибирской области – превращение области в главный инновационный центр на Востоке России, отвечающий вызовам XXI в., и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регион страны
Омская область отсутствует
Самарская область Миссия Самарской области рассматривается как социально-экономическое и пространственное предназначение региона для остального мира, его наиболее значительные роли и функции в российском и глобальном развитии. Она определена как миссия региона "локомотива роста", являющегося опорным центром России на южном и восточном направлениях, реализующего в целях повышения качества жизни населения стратегию инновационного развития в машиностроении, химии, транспортно-логистическом комплексе и являющегося хранителем уникального природного комплекса Самарская Лука
Свердловская область Миссия Свердловской области видится в сохранении роли региона в качестве "локомотива" развития России, преобразовании в социально ориентированный регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда
Ростовская область Миссия Ростовской области - стать управленческим и инновационно-технологическим центром развития Юга России и части Центрально-Черноземного региона, а также части СНГ
Пермская область отсутствует
Тамбовская область отсутствует
Челябинская область отсутствует
Краснодарский край отсутствует
Приморский край Миссия Приморского края в Российской Федерации заключается в том, чтобы обеспечить взаимодействие Российской Федерации с АТР за счет наиболее продуктивного включения Российской Федерации в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации
Республика Коми отсутствует
Республика Алтай     отсутствует

 

В оценке представленных в табл. 4 миссий субъектов РФ следует учитывать, что миссия любого региона должна отражать его социально-экономическое пространственное предназначение, наиболее значимые функции в российском и глобальном развитии. Очевидно, что этим требованиям отвечают миссии Ростовской области и Приморского края. Экстравертная направленность отличает и миссии Самарской и Свердловской областей, однако они даны в формулировках, исключающих возможность конкретизации их ожидаемых позиций в мировой экономике. Миссия Липецкой области имеет явно выраженную интравертную ориентацию.

Таблица 5 – Стратегические цели социально-экономического развития субъектов РФ

Субъекты РФ Стратегические цели
   
Амурская область Главной целью Стратегии является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений
Белгородская область Стратегической целью развития области является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации
Брянская область Стратегическими целями Брянской области являются повышение уровня жизни до среднего уровня жизни в Центральном федеральном округе и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и транзитного потенциала за счет реализации оптимального сценария развития региона
Волгоградская область Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста
Воронежская область Достижение существенного роста качества жизни населения путем повышения конкурентоспособности экономики за счет реализации масштабных инвестиционных программ модернизации промышленности и создания эффективной системы государственного управления  
   
Кемеровская область Стратегическая цель - повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона
Липецкая область Стратегические цели: повышение благосостояния и качества жизни населения на территории области; обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста; усиления конкурентных позиций области в России и мире
Нижегородская область Главная цель - уровень благосостояния населения и высокие стандарты качества жизни могут быть достигнуты при наличии эффективной и сбалансированной экономики, благоприятных условий для жизни, а также эффективной исполнительной власти
Новосибирская область Генеральной целью разработки Стратегии является формирование научно обоснованной политики повышения уровня и качества жизни населения и устойчивого демографического роста за счет придания экономике Новосибирской области конкурентоспособности и инновационного качества развития, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности
Омская область Стратегической целью социально-экономического развития Омской области является формирование эффективной экономической базы, обеспечивающей устойчивое развитие Омской области, последовательное повышение качества жизни населения Омской области
Самарская область Определены два стратегических вектора развития Самарской области - развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста    
Свердловская область Главная цель долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях
Ростовская область Повышение конкурентоспособности экономики Ростовской области; пространственное развитие региона; повышение уровня и качества жизни населения
Пермская область Повышение качества жизни населения - стратегическая цель социально-экономического развития Пермской области
Тамбовская область Повышение конкурентоспособности экономики; повышение инвестиционной привлекательности; эффективное использование ресурсного потенциала; развитие человеческих ресурсов; обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения; повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Тамбовской области  
   
Челябинская область Цель Стратегии - рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области
Краснодарский край Стратегическая цель развития Краснодарского края - реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на Юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития
Приморский край Цель развития Приморского края - повышение конкурентоспособности экономики Приморского края и обеспечение высокого уровня качества жизни
Республика Коми Главной целью экономического и социального развития Республики Коми является повышение уровня жизни населения на основе устойчивого развития экономики
Республика Алтай Стратегической целью политики по социально-экономическому развитию Республики Алтай на долгосрочную перспективу становится повышение конкурентоспособности региона (в условиях интеграции в глобальный рынок) и, на базе этого, рост благосостояния жителей региона

 

 

Информация, приведенная в табл. 5, позволяет зафиксировать сквозной характер целевой функции развития регионов, определяющей в качестве главной стратегической установки повышение уровня и качества жизни населения.

Таблица 6 – Стратегические направления развития субъектов РФ

Субъекты РФ Стратегические направления развития
   
Амурская область Определяют направления развития отдельных отраслей и комплексов региона: агропромышленный, топливно-энергетический, горнодобывающий и лесопромышленный комплексы, транспортная инфраструктура и др.
Белгородская область Обеспечение конкурентоспособности экономики региона за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики; становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона; формирование институциональной среды, индуцирующей инновационную активность и привлечение капитала в экономику и социальную сферу
Волгоградская область Определяют направления развития отдельных отраслей и комплексов региона (промышленность, строительство, образование и др.)    
   
Брянская область Увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики; реализация конкурентных преимуществ региона через создание транспортно-логистического комплекса межрегионального значения и развитие приоритетных видов экономической деятельности; развитие инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности; совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики; развитие транспортной (автомобильных и железных дорог) и энергетической инфраструктуры; развитие потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг, а также развитие различных форм малого бизнеса; восстановление АПК, полностью обеспечивающего потребности региона в качественных продуктах питания; возрождение сельскохозяйственного и промышленного производства на территориях, выведенных из экономического оборота после аварии на Чернобыльской АЭС; создание на территории юго-западных районов области особой экономической зоны; повышение уровня доходов населения; повышение уровня здоровья населения; удовлетворение потребностей в образовании, социальной обеспеченности; обеспечение занятости населения и достойных условий труда; сокращение естественной убыли населения и оттока населения в соседние субъекты Российской Федерации
Воронежская область модернизация экономики; развитие малого бизнеса; стимулирование инноваций; развитие человеческого капитала
Кемеровская область Определяют направления развития отдельных отраслей и комплексов региона: топливно-энергетического, горнодобывающего и др.
Липецкая область Улучшение демографической ситуации, создание системы управления человеческими ресурсами, обеспечение эффективного миграционного баланса, обеспечение занятости населения; повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение доступным и комфортным жильем; развитие системы бюджетных услуг; достижение социальной консолидации; создание точек роста
Нижегородская область Определены отраслевые приоритеты
Новосибирская область Рост человеческого потенциала региона, повышение уровня и качества жизни его населения; развитие реального сектора экономики в наиболее конкурентоспособных региональных кластерах; преодоление технологической отсталости Новосибирской области; реализация эффективной пространственной политики, направленной на рациональное сочетание роста Новосибирской городской агломерации, всемерной поддержки региональных точек роста в других районах области и качественно нового развития сельских поселений; повышение уровня и качества регионального управления
Самарская область Приоритетными направлениями устойчивого развития Самарской области, как современного развивающегося центра, являются: инновационно-внедренческая деятельность; автомобилестроение и производство автокомплектующих; авиационное и космическое машиностроение; производство химической продукции и новых материалов; транспортная логистика и коммуникации; рекреационно-туристический сервис; научно-образовательная и медицинская деятельность
   
Свердловская область Развитие человеческого потенциала; завершение инновационного обновления традиционных секторов экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации промышленного комплекса и экономики в целом; структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; формирование сектора "новой экономики" в машиностроительном комплексе и обеспечение его приоритетного развития; создание современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на "экономике знаний", выпускающих конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам; выход на среднемировой уровень по производительности труда; формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала территории области; формирование гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, конкурентоспособной, мобильной личности как основы поступательного развития общества
Ростовская область Повышение конкурентоспособности экономики Ростовской области; развитие Ростовской агломерации; повышение устойчивости системы расселения региона; повышение капитализации человеческих ресурсов; обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе; улучшение демографической ситуации Ростовской области; улучшение уровня жизни и повышение инфраструктурной обеспеченности
Пермская область Развитие социальной сферы; осуществление структурных преобразований в экономике области; формирование конкурентной среды и поддержка малого предпринимательства; оптимизация размещения производительных сил; развитие внешнеэкономической деятельности
Челябинская область Выявление и развитие «точек ускоренного роста экономики», повышение благосостояния населения
Краснодарский край Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала; обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края; создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества; повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования
Приморский край Повышение конкурентоспособности базовых секторов экономики и формирование эффективных кластеров; развитие городской агломерации и повышение устойчивости системы расселения; повышение капитализации человеческих ресурсов; реализация программ инфраструктурного развития
   
Республика Коми Развитие системы государственного управления; развитие инновационной системы; инвестиционная политика; развитие финансового рынка; природопользование; развитие производственной инфраструктуры; структурная политика; жилищное строительство; развитие рынка труда; социальное развитие; обеспечение общественной безопасности; территориальное развитие; международное и межрегиональное сотрудничество
Республика Алтай Повышение качества человеческого капитала; пространственное развитие; инфраструктурное развитие; развитие обеспечивающих секторов

 

Анализ данных, представленных в табл. 6, свидетельствует о следующем:

- в ряде регионов (Амурская, Волгоградская, Кемеровская, Нижегородская области) при обосновании стратегических направлений развития территорий реализован традиционный отраслевой подход, исключающий системное видение траектории развития субъектов РФ;

- в регионах, имеющих экстравертно ориентированные миссии (Самарская, Свердловская, Ростовская области, Приморский край), в составе направлений отсутствуют векторы, определяющие содержание процессов интеграции субъектов РФ в мировое экономическое пространство.

В анализе содержания механизма реализации стратегий основное внимание было сфокусировано на составе таких его компонентов, как: формы, методы и инструменты (табл. 7):

Таблица 7 – Структура механизма управления реализацией стратегий

Субъекты РФ Формы, методы, инструменты управления
   
Амурская область не определены
Белгородская область определены организационный, правовой, финансовый блок механизма реализации Стратегии с детальной фиксацией их состава (соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между правительством области и инвесторами; участие средств областного бюджета в формировании уставных капиталов создаваемых предприятий; создание инновационной инфраструктуры, включающей промышленные парки, инвестиционные площадки, технополисы, технопарки, бизнес-инкубаторы и др.)
Брянская область Определены фрагментарно применительно к инвестиционному блоку
Волгоградская область не определены
Воронежская область обозначены механизмы реализации применительно только к индустриальному сектору экономики: механизм государственно-частного партнерства; целевые программы развития промышленности; меры государственной (областной) поддержки промышленной деятельности
   
Кемеровская область определен механизм совершенствования системы государственного управления. Систематизация форм, методов и инструментов управления развитием региона отсутствует
Липецкая область не определены
Нижегородская область не определены
Новосибирская область определены механизмы реализации Стратегии по каждому из стратегических направлений развития региона
Омская область не определены
Самарская область определены применительно к инвестиционной и инновационной политике
Свердловская область не определены
Ростовская область не определены
Пермская область не определены
Тамбовская область не определены
Челябинская область не определены
Краснодарский край определены по стратегическим направлениям развития региона
Приморский край определен механизм привлечения инвестиций
Республика Коми определен механизм государственно-частного партнерства
Республика Алтай определен механизм формирования кластеров

Информация, представленная в табл. 7 свидетельствует о том, что в большинстве регионов разработка стратегий ограничивается только обоснованием целей и направлений социально-экономического развития территорий. Необходимый для их реализации механизм управления в лучшем случае позиционируется в агрегированном формате, исключающем развернутую характеристику составляющих его форм, методов и инструментов.

В анализе применяемой системы мониторинга реализации стратегий основное внимание было сфокусировано на составе индикаторов, отражающих рубежи, на которые должен выйти регион, реализуя стратегию (табл. 8).

Таблица 8 – Характеристика состава индикаторов стратегического плана развития субъектов РФ

Субъекты РФ Характеристика состава индикаторов
   
Амурская область Доминируют показатели, отражающие объемы производства по отдельным видам экономической деятельности. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Белгородская область Содержит развернутый комплекс показателей экономического, социального, инновационного и экологического развития региона
Брянская область Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Волгоградская область Содержит комплекс показателей экономического, социального и экологического развития. Индикаторы инновационного развития отсутствуют
   
Воронежская область Содержит показатели качества жизни, экономического и инновационного развития
Кемеровская область Доминируют показатели, отражающие объемы производства по отдельным видам экономической деятельности. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Липецкая область Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Нижегородская область   Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Новосибирская Область Содержит развернутый комплекс показателей экономического, социального, инновационного развития региона. Индикаторы экологического развития отсутствуют
Омская область Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Самарская область Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Свердловская область Содержит выборочные показатели по качеству жизни, экономическому и инновационному развитию. Индикаторы экологического развития отсутствуют
Ростовская область Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Пермская область Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Тамбовская область Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Челябинская область Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Краснодарский край Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Приморский край Содержит выборочные показатели по качеству жизни и экономическому развитию. Индикаторы инновационного развития, эффективности использования ресурсов, экологические отсутствуют
Республика Коми Содержит развернутый комплекс показателей экономического, социального, инновационного и экологического развития региона

 

Анализ данных табл. 8 позволяет зафиксировать ряд недостатков, характеризующих применяемую в регионах систему контроля параметров процесса и результатов реализации принятых стратегий:

- повсеместно выбранный инновационный сценарий развития территорий, как правило, не подкрепляется развернутой системой индикаторов, позволяющих оценить соответствующие характеристики социально-экономической системы субъектов РФ;

- во многих случаях используемый состав индикаторов не позволяет оценить наиболее значимые в современных условиях результаты развития регионов (повышение уровня использования ресурсов, например, трудового, улучшение экологической ситуации, развитие межрегиональной интеграции и др.);

- нередко перечни индикаторов ориентированы только на оценку процессов развития отдельных отраслей, видов экономической деятельности и не позволяют сложить представление об изменении системных характеристик территорий.

Резюмируя, можно утверждать, что современная практика стратегического планирования социально-экономического развития регионов России отличается фрагментарностью выбора состава задач, низким качеством их решения. Систематизация недостатков, выявленных нами, позволяет обозначить основные «болевые» точки применяемых технологий и полученных результатов:

- в большинстве субъектов РФ практику стратегического планирования отличает отсутствие этапов, связанных с обоснованием миссии, разработкой стратегических альтернатив, идентификацией и оценкой рисков, определением необходимых для реализации стратегий форм, методов и инструментов государственного управления;

- в обосновании целевых ориентиров и стратегических направлений развития регионов не востребованы оценки стейкхолдеров, конкурентных позиций местных производителей товаров и услуг на национальном и мировом рынках, возможностей развития межрегиональной кооперации, интеграции в мировое экономического пространство;

- в определении количественных характеристик целей не используется прогностический потенциал экономико-математических методов, позволяющих учесть существующую многофакторную детерминацию процессов регионального развития;

- использование в обосновании стратегий кластерного подхода ограничено преимущественно определением основных сфер реализации кластерных инициатив и не подкреплено необходимым экономическим обоснованием и инструментальным обеспечением;

- методической основой решения многих задач (выбор целей, направлений развития, индикаторов оценки) является преимущественно отраслевой подход, исключающий системное представление стартового и ожидаемого социально-экономического состояния региона;

- избранный всеми субъектами РФ инновационный сценарий развития территорий, как правило, не подкрепляется адекватной системой индикаторов, позволяющих оценить наиболее значимые в современных условиях результаты (уровни развития и использования ресурсов: трудового, инновационного и др., улучшение экологической ситуации, развитие межрегиональной интеграции и др.).

 

Задания

 

1. Предложите свою формулировку миссии Воронежской области.

2. Предложите свой состав стратегических целей и направлений развития Воронежской области.

3. Дополните инструментарий реализации стратегических планов, используя компаративный анализ современной зарубежной практики стратегического планирования развития территорий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.