Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа № 6 по темам 14-15




 

ТЕМА 16. Великая Отечественная война

Цели и задачи: студенты должны раскрыть основные проблемы темы, разделять понятия II Мировая и Вов, знать ключевые даты, разбираться в особенностях мировой политики, описывать сражения Вов, иметь представление о героических подвигах советских людей, раскрывать итоги последствия войн, их оценку в отечественной и зарубежной историографии.

План занятия:

1. Внешнеполитическая обстановка накануне войны. Взаимоотношение СССР с Западом

2. II Мировая и Великая Отечественная война (соотношение понятий, особенности, даты, участники, причины)

3. Начало войны. Этапы Вов

4. Основные сражения

· Московская битва

· Сталинградское сражение

· Курская битва

· Завершающий этап Вов, освобождение территории СССР

5. Итоги и последствия. Оценка в историографии. Героизм советских людей

Основная литература:

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.

Орлов А.С., Георгиев В.А. История России

Сахаров А.Н. история России XX в.

Верт Н. История советского государства. М., 1994

Отечественная история (1917-2001гг.). /Киселева Н.В., Козлов А.И. М.2002

Дополнительная литература:

Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил / Под ред. Г. Ф. Кривошеева (http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/)

Боффа Дж. История Советского союза

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Boffa/index.php

История России в портретах. Т.2.М. 1996

Вопросы и задания:

1. Проведите параллели между I и II Мировыми войнами, выделите общее и особенное.

 

2. Когда и за что СССР был исключен из Лиги Наций?

 

3. Укажите основное содержание договора между СССР и Германией от 23.08.1939 г.

 

4. Когда и почему территория Прибалтики оказалась в составе СССР? В чем противоречивость оценок этого события?

 

 

5. В 1941 году укажите страны, которые входили в антигитлеровскую коалицию:

СССР, Польша, Румыния, Япония, Великобритания, Финляндия, Болгария, США, Китай, Италия

6. Дайте определения понятиям:

· Холокост

· Блицкриг

· Второй фронт

· Нюрнбергский процесс

 

7. М. Мельтюхов в своей монографии «Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939—1941» приводит такие данные:

  Красная армия Противник Соотношение
Дивизии     1,1:1
Личный состав 3 289 851 4 306 800 1: 1,3
Орудия и миномёты 59 787 42 601 1,4: 1
Танки и штурмовые орудия 15 687 4 171 3,8: 1
Самолёты 10 743 4 846 2,2: 1

Какие выводы можно сделать?

 

8. В чем состоял план «Барбаросса»?

 

9. Укажите даты событий:

· Битва за Смоленск

· Московская битва

· Сталинградская битва

· Курская битва

· Блокада Ленинграда

10. Дайте характеристику речи Сталина от 3.07.1941, высказанной им по радио:

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу родину, начатое 22 июня, - продолжается. Несмотря на героические сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей родиной нависла серьезная опасность. Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Неужели немецко-фашистские войска в самом деле являются непобедимыми войсками, как об этом трубят неустанно фашистские хвастливые пропагандисты? Конечно, нет! История показывает, что непобедимых армий нет и не бывало. Армию Наполеона считали непобедимой, но она была разбита попеременно русскими, английскими, немецкими войсками. Немецкую армию Вильгельма в период первой империалистической войны тоже считали непобедимой армией, но она несколько раз терпела поражения от русских и англо-французских войск и, наконец, была разбита англо-французскими войсками. То же самое нужно сказать о нынешней немецко-фашистской армии Гитлера. Эта армия не встречала еще серьезного сопротивления на континенте Европы. Только на нашей территории встретила она серьезное сопротивление. И если в результате этою сопротивления лучшие дивизии немецко-фашистской армии оказались разбитыми нашей Красной Армией, то это значит, что гитлеровская фашистская армия также может быть разбита и будет разбита, как были разбиты армии Наполеона и Вильгельма. Что касается того, что часть нашей территории оказалась все же захваченной немецко-фашистскими войсками, то это объясняется главным образом тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и невыгодных для советских войск. Дело в том, что войска Германии, как страны, ведущей войну, были уже целиком отмобилизованы, и 170 дивизий, брошенных Германией против СССР и придвинутых к границам СССР, находились в состоянии полной готовности, ожидая лишь сигнала для выступления, тогда как советским войскам нужно было еще отмобилизоваться и придвинуться к границам. Немалое значение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключенный в 1939 г. между ней и СССР, не считаясь с тем, что она будет признана всем миром стороной нападающей. Понятно, что наша миролюбивая страна, не желая брать на себя инициативу нарушения пакта, не могла стать на путь вероломства.

Могут спросить: как могло случиться, что Советское Правительство пошло на заключение пакта о ненападении с такими вероломными людьми и извергами, как Гитлер и Риббентроп? Не была ли здесь допущена со стороны Советского Правительства ошибка? Конечно, нет! Пакт о ненападении есть пакт о мире между двумя государствами. Именно такой пакт предложила нам Германия в 1939 году. Могло ли Советское Правительство отказаться от такого предложения? Я думаю, что ни одно миролюбивое государство не может отказаться от мирного соглашения с соседней державой, если во главе этой державы стоят даже такие изверги и людоеды, как Гитлер и Риббентроп. И это, конечно, при одном непременном условии -- если мирное соглашение не задевает ни прямо, ни косвенно территориальной целостности, независимости и чести миролюбивого государства. Как известно, пакт о ненападении между Германией и СССР является именно таким пактом. Что выиграли мы, заключив с Германией пакт о ненападении? Мы обеспечили нашей стране мир в течение полутора годов и возможность подготовки своих сил для отпора, если фашистская Германия рискнула бы напасть на нашу страну вопреки пакту. Это определенный выигрыш для нас и проигрыш для фашистской Германии.

В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим злейшим и коварным врагом - германским фашизмом. Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками и авиацией. Красная Армия и Красный флот, преодолевая многочисленные трудности, самоотверженно бьются за каждую пядь Советской земли. В бой вступают главные силы Красной Армии, вооруженные тысячами танков и самолетов. Храбрость воинов Красной Армии - беспримерна. Наш отпор врагу крепнет и растет. Вместе с Красной Армией на защиту Родины подымается весь советский народ.

Что требуется для того, чтобы ликвидировать опасность, нависшую над нашей Родиной, и какие меры нужно принять для того, чтобы разгромить врага? Прежде всего необходимо, чтобы наши люди, советские люди поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, и отрешились от благодушия, от беспечности, от настроений мирного строительства, вполне понятных в довоенное время, но пагубных в настоящее время, когда война коренным образом изменила положение. Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель. политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом. Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни н смерти народов СССР, о том - быть народам Советского Союза свободными, или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу. Необходимо, далее, чтобы в наших рядах не было места нытикам и трусам, паникерам и дезертирам, чтобы наши люди не знали страха в борьбе и самоотверженно шли на нашу отечественную освободительную войну против фашистских поработителей. Великий Ленин, создавший наше государство, говорил, что основным качеством советских людей должно быть храбрость, отвага, незнание страха в борьбе, готовность биться вместе с народом против врагов нашей родины. Необходимо, чтобы это великолепное качество большевика стало достоянием миллионов и миллионов Красной Армии, нашего Красного Флота и всех народов Советского Союза. Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага. Народы Советского Союза видят теперь, что германский фашизм неукротим в своей бешеной злобе и ненависти к нашей Родине, обеспечившей всем трудящимся свободный труд и благосостояние. Народы Советского Союза должны подняться на защиту своих прав, своей земли против врага. Красная Армия, Красный Флот и все граждане Советского Союза должны отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу…..

В занятых врагом районах нужно создавать партизанские отряды, конные и пешие, создавать диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога лесов, складов, обозов. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами. Наша война за свободу нашего отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера. В этой связи историческое выступление премьера Великобритании г. Черчилля о помощи Советскому Союзу и декларация правительства США о готовности оказать помощь нашей стране, которые могут вызвать лишь чувство благодарности в сердцах народов Советского Союза, - являются вполне понятными и показательными.

Товарищи! Наши силы неисчислимы. Зазнавшийся враг должен будет скоро убедиться в этом. Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа. Трудящиеся Москвы и Ленинграда уже приступили к созданию многотысячного народного ополчения на поддержку Красной Армии. В каждом городе, которому угрожает опасность нашествия врага, мы должны создать такое народное ополчение, поднять на борьбу всех трудящихся, чтобы своей грудью защищать свою свободу, свою честь, свою родину - в нашей отечественной войне с германским фашизмом.

В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР, для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу родину, - создан Государственный Комитет Обороны, в руках которого теперь сосредоточена вся полнота власти в государстве. Государственный Комитет Обороны приступил к своей работе и призывает весь народ сплотиться вокруг партии Ленина - Сталина, вокруг Советского правительства для самоотверженной поддержки Красной Армии и Красного Флота, для разгрома врага, для победы.

Все наши силы - на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Все силы народа - на разгром врага! Вперед, за нашу победу!»

 

 

11. Назовите конференции «Большой тройки» и даты их проведения

 

12. Какие фильмы советского кинематографа о Вов вам известны? (не менее 5)

 

13. Кто из героев Вов вам известен? (не менее 5) Укажите их героический подвиг.

 

14. Сравните людские потери СССР и других стран-участниц

 

15. «Все попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны, оправдать настоящих преступников и оклеветать героев-победителей - обречены на провал». В. Путин. В чем состоит современная проблема в оценке итогов II Мировой войны?

 

ТЕМА 17. Холодная война

Цели и задачи: студенты должны познакомиться с феноменом холодная война, иметь представления о понятии, особенностях и составляющих холодной войны, выявлять причины и последствия этого явления, разбираться в особенностях современной мировой политики.

План занятия:

1. Была ли холодная война закономерным явлением? (Причины и предпосылки)

2. Основное содержание холодной войны

· Международные конфликты

· Гонка вооружений

· Международные организации и процесс глобализации

3. Окончание и итоги холодной войны

Доклады:

О причинах холодной войны

Помощь СССР странам советского блока

НАТО: вчера и сегодня

Основная литература:

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.

Уткин А.И. Россия и Запад. История цивилизаций. М. 2000

Орлов А.С., Георгиев В.А. История России

Сахаров А.Н. история России XX в.

Верт Н. История советского государства. М., 1994

Отечественная история (1917-2001гг.). /Киселева Н.В., Козлов А.И. М.2002

Дополнительная литература:

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 (http://www.scepsis.ru/library/id_809.html)

Боффа Дж. История Советского союза

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Boffa/index.php

Вопросы и задания:

1. Как еще в историографии называют «холодную войну»?

 

2. В чем состояла главная цель Запада и цель СССР в холодной войне?

 

 

3. Раскройте содержание «доктрины Трумэна»

 

4. Кто начал холодную войну?

 

 

5. Укажите даты событий:

· Берлинский кризис

· Корейская война

· Карибский кризис

· Арабо-израильские войны

· Изобретение ядерной бомбы

· Испытание водородной бомбы

· Ввод советских войск в Афганистан

· Крушение Берлинской стены

6. Перечислите международные организации

Со стороны Запада Со стороны советского блока

 

7. Какие страны составили, так называемый, советский блок?

 

 

8. Перечислите договоры, способствующие снятию международного напряжения между двумя блоками.

 

9. Способствовала ли холодная война глобализации?

 

10. Оцените слова секретаря Трехсторонней комиссии З. Бжезинского: "Россия - побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу. И говорить "это была не Россия, а Советский Союз" – значит бежать от реальности. Это была Россия, названная Советским Союзом. Она бросила вызов США. Она была побеждена. Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности России. Нужно отбить охоту к такому образу мыслей... Россия будет раздробленной и под опекой"

 

 

11. Какое решение приняла ОБСЕ в Хельсинки в 1975 г.?

 

 

12. Дайте определения:

· Глобализация

· Разрядка

· Железный занавес

· План Маршалла

13. Сохранилось ли наследие холодной войны в современной мировой политики? Приведите примеры.

 

 

14. Какие события являются символом окончания холодной войны?

 

 

ТЕМА 18. Внутриполитическое развитие СССР в 50 – 80-е гг.

Цели и задачи: студенты должны иметь представление о внутриполитическом развитии советского государства, особенностях политических, социально-экономических преобразованиях, характере и направленности реформ, давать характеристику таким явлениям, как «оттепель», «застой», иметь представлениях о социально-экономических противоречиях к началу 80-х гг.

План занятия:

1. Послевоенное время:

· Восстановление экономики, социальное развитие

· Общественно-политическая жизнь

2. Период «оттепели».

· Н. Хрущев и «культ Сталина»

· Экономическое развитие. Реформы А. Косыгина

· Общественно-политическое развитие

3. «Эпоха застоя» Л. И. Брежнев

4. Социально-экономические противоречия СССР к 80-м гг.

Основные понятия: оттепель, застой, стахановское движение, социализм, развитой социализм, коммунизм, геронтократия, десталинизация

Основная литература:

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.

Орлов А.С., Георгиев В.А. История России

Сахаров А.Н. история России XX в.

Верт Н. История советского государства. М., 1994

Отечественная история (1917-2001гг.). /Киселева Н.В., Козлов А.И. М.2002

Дополнительная литература:

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 (http://www.scepsis.ru/library/id_809.html)

Боффа Дж. История Советского союза

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Boffa/index.php

Медведев Р. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. М. 1991

О культе личности и его последствиях. Доклад Хрущёва Н. С. XX съезду КПСС

Филиппов А. Алексей Косыгин: прагматический подход. // Родина. 2007. №1. с.79-82

Вопросы и задания:

1. Какие меры по облегчению жизни советских граждан проводились в конце 40-х гг.?

 

2. Против кого были направлены послевоенные репрессии? Что такое «Дело врачей»?

 

 

3. Кто впервые употребил термин «оттепель»?

 

4. Когда проходил XX съезд КПСС, и в чем его историческое значение?

 

 

5. Как называлась речь Хрущева, которая положила начало борьбы с культом личности?

 

6. Какие произведения литературы, кино отразили веяние оттепели?

 

 

7. В чем смысл косыгинских реформ, и как они противоречили социалистическому характеру экономики?

 

8. Что из перечисленного относится к политическим акциям Хрущева:

· Реабилитация жертв сталинских репрессий

· Размещение ядерных ракет на Кубе

· Политика разрядки

· Возведение Берлинской стены

· Встреча с американским вице-президентом Ричардом Никсоном в Айове

· Подписание хельсинских соглашений

· Стахановское движение

· Принятие Конституции

· Освоение целины

· Создание совнаркомов

· Передача Крыма – УССР

· Провозглашение концепции развитого социализма

· Создание совнархозов

· Создание агропромышленных объединений

9. О ком или о чем говорил Хрущев: «Мы вас закопаем»?

 

10. Кто автор произведений «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина»?

 

11. В чем принципиальные новшества Конституции 1977?

 

12. В чем состояли противоречия экономического развития СССР к 80-м годам?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.