Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В торговой сети




Формирование ассортимента товаров

Цель работы: закрепление теоретических знаний в области ассортимента, формирование умений сбора информации об ассортименте торговых фирм, расчета ассортиментных показателей, их сравнительного анализа и оценки для установления оптимальности ассортиментной политики в конкретных фирмах.

Подготовка студента к занятию: изучение учебника [5. C.51-64].

Объект исследования: ассортимент товаров однородной группы (или групп) товаров в трех торговых фирмах (специализированном магазине, магазине смешанного профиля и в торговом павильоне или палатке).

Средства обучения: стандарты по однородной группе продукции, прейскуранты или перечни товаров.

Работа выполняется поэтапно в соответствии с заданиями, которые выдаются студентам за 1-2 недели до проведения занятия.

 

Задание 1. Сбор информации об ассортименте

 
Собрать информацию об ассортименте и ценах на товары однородной группы или подгруппы отечественного и импортного производства в трех торговых предприятиях и оформить ее в таблице 3. Информация собирается 2 раза с интервалом 5-10 дней (сроки определяет студент). Данные заносятся в таблицу 3.1.

Таблица 3.1

Перечень и цены ___________________________

(название однородной группы товаров)

 

Перечень товаров однородной группы (Шб) Наименования торговых фирм (1,2,3) и сроки обследования
     
Исходные данные Через ____ дней Исходные данные Через ____ дней Исходные данные Через ____ дней
Отечественные товары            
Импортные товары            

Примечания:

1. Перечень товаров включает все наименования товаров, в т.ч. вид, подвид, а также вид упаковки и расфасовку. В графах, отражающих наименование конкретной фирмы, в строке с наименованием товара ставится цена на товар, имеющийся в продаже, или знак (+) – наличие в продаже, а знак (-) – в продаже отсутствует.

2. Данные о ценах необходимы для расчета структуры ассортимента.

3. Задание можно выполнить и по рекламным газетам, журналам.

 

Задание 2. Расчет показателей ассортимента

 

Рассчитать широту, полноту, устойчивость, новизну и рациональность для каждой торговой фирмы. Для пищевых продуктов повседневного спроса установить соблюдение ассортиментного минимума по наличию 2-3 наименований, определяющих товарный профиль торговой точки.

 
Расчет показателей производится по формулам (1)-(5):

% (1)

где Кш – коэффициент широты, %;

Шд – действительная (фактическая) широта наименований товаров разнородных и однородных групп (для учебных целей собирается информация только по одной группе);

Шб – базовая широта.

В качестве базовой широты могут быть приняты:

1) максимальное количество наименований товаров исследуемой группы, обнаруженное во всех обследованных торговых точках;

2) количество наименований товаров, регламентированное действующими стандартами (только для отечественных товаров);

3) количество наименований товаров исследуемой группы, предлагаемой на рынке (информацию можно получить из рекламных изданий):

% (2)

 

где Кп – коэффициент полноты, %;

Пд – действительная (фактическая) полнота или количество товаров однородной подгруппы;

Пб – базовая полнота (определяется аналогично базовой широте, но для конкретных подгрупп).

 

% (3)

 

где Ку – коэффициент устойчивости, %;

У – количество товаров однородной группы, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании).

 
% (4)

где Кн – коэффициент новизны, %;

Н – количество новых товаров, появившихся в обследованных фирмах, а также являющихся, по мнению исследователя, новыми.

 

(5)

где Кр – коэффициент рациональности;

Квш – коэффициент весомости широты;

Квп – коэффициент весомости полноты;

Кву – коэффициент весомости устойчивости;

Квн – коэффициент весомости новизны.

 

Коэффициенты весомости определяются эмпирическим путем для каждой однородной группы товаров.

Для целей учебного занятия могут быть приняты следующие значения: Квш = 0,3; Квп=0,2; Кву =0,2; Квн =0,3.

При проведении более детальных исследований следует определять коэффициенты весомости методом социологических опросов.

Результаты обследования оформите в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2

Результаты обследования ассортимента__________________(%)

(наименование группы товаров)

Показатели ассортимента Наименование торговых фирм
     
Даты проведения обследования
           
Коэффициенты: широты полноты устойчивости новизны рациональности            

Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение.

 
 
 


Задание 3. Расчет структуры ассортимента

 

Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров рассчитывается по формуле:

(6)

где Ai – количество отдельных товаров в натуральном или денежном выражении;

Si - суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении.

Рассчитайте структуру ассортимента в денежном выражении (условно примите, что в обследованных фирмах товар каждого наименования поступил в количестве 200 кг для развесной продукции и 500 единиц упаковки для фасованной).

Выявите соотношение в процентах между отечественными и импортными товарами. Результаты оформите в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Структура ассортимента_______ в торговых фирмах (в %)

 

  Перечень товаров Наименование торговых фирм
     
Даты обследования
           
             

 

Проанализируйте полученные данные и укажите рациональна ли структура ассортимента в денежном выражении в каждом из обследованном торговом предприятии. Ответ аргументируйте.

 

Задание 4. Анализ рациональности ассортимента

 

 
Проанализируйте и оцените рациональность ассортиментной политики каждой обследованной торговой фирмы с учетом ее местонахождения, предполагаемого сегмента потребителей, наличия конкурентов и др. Дайте обоснование вашим рекомендациям по совершенствованию ассортиментной политики торговых фирм. Результаты анализа и оценки запишите в тетрадь.

Групповое обсуждение результатов.

 

Задание 5. Решение ситуационных задач

 

Ситуационная задача №1.

В ассортименте хлебобулочного магазина в наличии имеется 35 наименований товаров, в т.ч. 6 видов хлеба однородной группы. 14 видов обладают способностью постоянно удовлетворять устойчивый спрос покупателей. В течение месяца в ассортименте магазина появилось 7 видов новых продуктов. Рассчитать коэффициент рациональности и степень обновления ассортимента, если Шб=100; Пб=20; Квш=0,3; Квп=0,2; Кву=0,2; Квн =0,3.

 

Ситуационная задача №2.

В новом универсальном магазине необходимо сформировать рациональный ассортимент продовольственных товаров с Кр=16%. Базовая широта по каталогу составляет 1000, фактически на момент открытия было заведено 700 наименований продуктов. Ку=60%; Кн=15% (определен по нормативным документам). Рассчитать коэффициент полноты и показатель устойчивости ассортимента (Квш=0,4; Квп=0,2; Кву=0,3; Квн =0,1).

 

Ситуационная задача №3.

В кондитерском магазине в ассортименте товаров имеется 20 наименований шоколадных конфет по средней цене 59 рублей, 35 наименований карамели по средней цене 39,5 рубля; 3 вида мармелада по цене 41 рубль и 5 видов драже по средней цене 30 рублей. Определить структуру ассортимента конфет в натуральном и денежном выражении.

 

Ситуационная задача №4.

 
В ассортименте магазина имеются сыры – Швейцарский, Голландский, Российский, Эдамский, Рокфор, Чеддер, Виола. Первые 4 наименования относятся к группе твердых сычужных сыров. В российских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще 5 наименований поступает по импорту. Рассчитать коэффициент полноты ассортимента твердых сычужных сыров.

Ситуационная задача №5.

Из 55 наименований продуктов в магазин поступило 10 новых видов. Рассчитать степень обновления, коэффициенты широты и устойчивости ассортимента, если максимально возможное количество наименований товаров у данного вида магазина принято 120, а постоянным спросом пользуется 27 наименований продуктов.

 

Преподаватель может выдать и другие ситуационные задачи.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое ассортимент товаров и какими свойствами он характеризуется?

2. Что означает широта ассортимента?

3. Что характеризует полнота ассортимента?

4. Поясните понятия устойчивость, новизна и структура ассортимента.

5. Что такое рациональность ассортимента?

6. Формирование ассортимента: понятие, этапы и влияющие факторы.

3.2. Семинарское занятие

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.