Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теории международной торговли 3 страница




Факторы, обусловившие появление теории конкурент­ных преимуществ:

1) произошли реальные изменения в мировой экономи­ке и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;

2) произошли изменения в технологиях;

3) появились новые индустриальные страны;

4) произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).

Среди основных проблем теорий внешней торговли находится совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с тем, как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях.

На основании анализа обширного статистического материала, охватившего около 100 отраслей восьми промышленно развитых стран. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства

Он исходит из того, что «... в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы». Приобретение или утрата фирмой конкурентных преимуществ зависит от двух основных факторов: от конкурентной стратегии и от соотношения так называемых детерминантов конкурентных преимуществ.

Что касается конкурентной стратегии, то правильный её выбор по Портеру должен обеспечить фирме преимущество перед другими фирмами отрасли в конкурентной борьбе внутри страны. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны, которые в свою очередь определяются:

· обеспеченностью факторами производства;

· параметрами внутреннего спроса на продукцию данной отрасли;

· наличием в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков;

· национальными особенностями стратегии, структуры и соперничества фирм.

Эти детерминанты образуют так называемый национальный «ромб».

Рис 5. Детерминанты конкурентных преимуществ

Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба.

Основные детерминанты конкурентных преимуществ:

I. Факторные условия — наделенность страны (фир­мы) следующими факторами производства:

· людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;

· физические ресурсы — количество и качество по­лезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т. д., географическое положение и климатические усло­вия страны;

· инфраструктура — транспортная система, систе­ма связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т. д.;

· ресурс знаний — ресурсы, которые концентриру­ются в институтах и университетах, а также в на­учно-исследовательских институтах, банках дан­ных;

· денежные ресурсы — капитал, который может быть направлен в производство.

Факторы можно в свою очередь разделить по степени развитости и специализации.

По степени развитости факторы делятся на:

· основные — это некая данность, которая не имеет су­щественного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимуще­ства низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т. д.);

· развитые — это факторы, которые создают устойчи­вые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, обмен ин­формацией, высококвалифицированные кадры, ис­следовательские отделы учреждений и т. д.).

По степени специализации факторы делятся на:

· общие — универсальные факторы (например, систе­ма транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т. д.);

· специализированные узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. При­чем развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.

II. Условия спроса представлены тремя составляющими:

1) структура внутреннего спроса;

2) величина и характер роста внутреннего спроса;

3) интернационализация спроса.

На структуру внутреннего спроса, в свою очередь, воздействуют следующие факторы:

· сегментная структура рынка — структура населения по возрастному, половому признаку, месту прожива­ния, удельному доходу и т. д.;

· требовательность и разборчивость потребителей — чем более требователен потребитель, тем более раз­вита товарная структура;

· предполагаемые потребности покупателей — если в одной стране потребность в каком-нибудь товаре опе­режает потребность в этом же товаре в другой стране, то эта страна будет располагать конкурентным пре­имуществом, поскольку фирма должна уловить по­требность в этом новом товаре.

Влияние величины и характера роста внутреннего спро­са определяется по следующим показателям:

· емкий рынок — позволяет использовать эффект масш­таба;

· расширение рынка — дает возможность для развития технологий;

· насыщение рынка — подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.

Интернационализация спроса является важным факто­ром при завоевании конкурентного преимущества, по­скольку:

· мобильные покупатели, то есть граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи
внутреннему рынку их государства;

· развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать миро­вой опыт;

· влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, жи­вущие продолжительный период времени в данной стране, «тянут» за собой спрос на те товары, к кото­рым они привыкли на родине.

Имеет также важное значение так называемый эффект демонстрации — фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т. д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмар­ки, распространение буклетов, каталогов.

III. Родственные и поддерживающие отрасли — высо­кое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные пре­имущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей.

Поддерживающие отрасли — это отрасли-поставщики, т. е. отрасли, имеющие связи с производителями при по­ставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. д.

Следовательно, если поставщики будут также динамич­ны, как и потребители их товаров, если они будут вести ис­следования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя. Соответственно, это оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.

Родственные отрасли — это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процес­се формирования цепочки ценностей, а также отрасли, име­ющие дело с взаимодополняющими технологиями (напри­мер, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).

IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты -наличие мотивации и эффективной структуры делает воз­можным создание и удержание конкурентного преимуще­ства, а борьба с конкурентами стимулирует это.

Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшеству­ющие детерминанты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует нацио­нальному менталитету.

На определение стратегии фирмы и удержания конку­рентного преимущества влияют следующие факторы:

· цели, к которым стремятся люди и управленцы — если в стране эти цели совпадают с источниками конкурен­тного преимущества, то эффект значителен;

· структура собственности — естественно, что у крупной компании одни интересы, у мелкой — другие;

· индивидуальные цели — важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;

· влияние национального престижа и национальных приоритетов — некоторые отрасли благодаря сложив­шейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответствен­но, сюда будет стремиться попасть более квалифици­рованная часть населения (национальный престиж);

· конкуренция на внутреннем рынке — ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая прежде всего на внутреннем рын­ке. Если существует конкуренция внутри, и данная фирма является лидером, то, естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству. Следова­тельно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.

Особые детерминанты конкурентных преимуществ:

I. Случай или случайные события, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата). При этом, как правило, ни фирма, ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как:

· результаты изобретательства;

· крупные технологические сдвиги;

· революционное производство;

· резкое изменение цен на ресурсы;

· значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы);

· всплеск мирового или местного спроса;

· политические решения зарубежных правительств;

· войны и т. д.

II. Государство или правительство способны:

· усиливать факторные условия;

· увеличивать спрос;

· содействовать организационным формам поддержи­вающих отраслей;

· формировать конкурентную среду.

Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, детерминанты усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливают­ся конкурентные преимущества.

Кластер — взаимосвязанная группа родственных отраслей. Он образуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели-поставщики), а также горизонтальной интеграции (общая технология, используемая в отрасли, по­средники, клиенты). Как правило, если какая-либо отрасль в стране обладает конкурентным преимуществом на миро­вом рынке, то она как локомотив вытаскивает близкие ей отрасли. Факторы, содействующие образованию кластеров — это факторы, которые содействуют развитию информацион­ного обмена, такие как личные взаимоотношения сотрудни­ков фирмы, циркуляция информации в научных обществах, географическая близость фирмы и нужных отраслей, со­впадение целей.

Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с помощью государственной поддержки — негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х гг

4.4. Теория эффекта масштаба

В начале 80-х гг. XX века П. Кругман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Суть теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Экономика масштаба — развитие производства, при котором рост затрат факторов производства на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу.

Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими, с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортоориентированных отраслей. При этом в экономической литературе выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увеличения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т. е. дальнейшего развития совершенной конкуренции.

4.5.Теория внутриотраслевой торговли.

.

В современной международной торговле по сравнению с недавним прошлым существенно увеличились объем производимых товаров и ассортимент их предложения. В этой связи мировую торговлю принято рассматривать как:

1) межотраслевую, когда страны экспортируют продукцию отраслей, в которых они специализируются, и импортируют продукцию других отраслей;

2) внутриотраслевую, т. е. торговлю однотипными товарами, которая наиболее интенсивна, как правило, между развитыми странами. В этом случае страна одновременно является и экспортером, и импортером товаров, попадающих в одну категорию продуктов.

Объяснение тому факту, почему страны экспортируют и импортируют товары одной отрасли в рамках неоклассической теории найти трудно. Одно из объяснений предложил экономист венгерского происхождения Бела Баласса в 60-х годах XX века. Неоклассическая теория международной торговли предполагала, что все торгуемые товары гомогенные, поскольку это сочетается с допущением о совершенной конкуренции.

Гомогенность — это свойство товаров и услуг, а также факторов производства, благодаря которым поставщики и потребители их не различают. Существуют разные способы определения гомогенных товаров. Говорят, что товары являются гомогенными, однородными или функционально идентичными, если они выступают совершенными заменителями (субститутами) друг друга. Еще один способ определения гомогенных товаров состоит в том, что гомогенные товары имеют высокую положительную кросс-эластичность спроса. Это означает, что рост цены одного товара вызовет неопределенное увеличение спроса на другой, поскольку потребители переключат все свои покупки на тот товар, который дешевле. Однако многие товары не удовлетворяют полностью этому допущению о гомогенности. Как противоположность гомогенным товарам, выделяют дифференцированные товары, которые не обладают с точки зрения покупателей идентичным сочетанием свойств. Чаще всего здесь приводится в пример рынок автомобилей. Во всем мире производители выпускают на рынок различные модификации автомашин: американские автомобили отличаются от японских, немецкие — от французских и т.д. Все крупные промышленные страны одновременно экспортируют и импортируют автомобили. Это происходит потому, что потребители не рассматривают различные марки и модели автомобилей как совершенные субституты. Поэтому наиболее удовлетворительное объяснение внутриотраслевой торговли промышленными товарами — это их дифференциация. Страны импортируют и экспортируют товары одного и того же вида, поскольку существует глубокая дифференциация продукта.

Бела Баласса обратил внимание не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географическую близость их пограничных регионов, несовпадение сельскохозяйственных сезонов.Он разработал инструментарий, позволяющий получить оценку конкурентоспособности товара и основывающийся на его концепции о том, что конкурентное преимущество состоит в определенной (достаточно большой) доле, занимаемой товаром на международном рынке, соответственно отсутствие конкурентного преимущества заключается в низкой доле этого товара на рынках экспорта.Б. Баласса определяет отрасль как множество товаров, имеющих в производстве высокую эластичность замещения. Таким образом, понятие отрасли может быть эквивалентно агрегированной в большей или меньшей мере товарной группе, которая характеризуется высокой эластичностью замещения. Отрасль ограничена таким уровнем агрегирования, на котором между товарами существуют качественные различия.

 

Контрольные вопросы

1. Сравните модель технологического разрыва и модель жизнен­ного цикла товара. Выделите основные общие черты и разли­чия этих моделей международной торговли.

2. Охарактеризуйте различные стадии в модели жизненного цикла товара.

3. Почему дифференциация продукта сама по себе не может объяснить феномен внутриотраслевой торговли? Какую роль здесь играет экономия на масштабе производства?

4. Дайте характеристику детерминант конкурентного ромба на примере экономики России.

Задачи и тесты

1. Теория жизненного цикла товара, скорее всего, применима:

А) к рису;

Б) телевизорам;

В) сырой нефти;

Г) минеральному сырью.

 

2. Какой тип торговли сложно объяснить с позиций теории Хекшера — Олина:

А) торговлю, базирующуюся на экономии от масштаба;

Б) внутриотраслевую торговлю;

С) торговлю, базирующуюся на технологическом разрыве;

Д) все перечисленные?

3.Экономия на масштабе производства — это эффект, отражающий ситуацию в производстве, когда рост выпуска по отношению к увеличению использования ресурсов:

А) больше:

Б) меньше;

С) равный.

Д) любой ответ правильный

4. В 1960-х — начале 1970-х гг. большинство автомобилей, производимых в США, имели большой объем двигателя. Американцы, предпочитающие ездить на «малолитражках», покупали Фольксвагены Beetles, импортируемые из Германии. Какая теория международной торговли и каким образом объясняет это факт?

5. «Создание, рост, зрелость, насыщение, упадок» - эти понятия характеризуют …:

А) теорему Рыбчинского;

Б) Парадокс Леонтьева;

В) теорию конкурентных преимуществ;

Г) теорию жизненного цикла товаров;

6.На каком из этапов жизненного цикла товар начинает производиться за рубежом:

А) создания;

Б) рост;

В) зрелость;

Г) насыщение;

Д) упадок;

 

 


5. Концепции глобальной экономической системы

Концепции глобальной экономической системы рассматривают положение национальных хозяйств в мировой системе. Общая посылка этих теорий, что национальные хозяйства занимают в мире неравное положение.

5.1.Теории империализма и неоколониализма

Под империализмом понима­ется та стадия развития, «когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз ка­питала, начался раздел мира международными трестами и закон­чился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистиче­скими странами» (В.И. Ленин).

Первой в данном ряду была работа Джона Аткинсона Гобсона (1858—1940) «Империализм. Исследование» (1902). В книге рисуется картина территориальной экспансии европейских держав, а также США, и установления их господства над всем остальным миром. Под маской осуществления цивилизаторской миссии идет ограбление колониальных и зависимых стран. Автор допускает, что в конечном результате возникнет объединение западных государств, которое целиком будет жить за счет народов остального мира.

Теория империализма была в последующем разработана Рудольфом Гильфердингом (1877 — 1941) в книге «Финансовый капитал» (1910), Николаем Ивановичем Бухариным (1888 —1938) в работе «Мировое хозяйство и империализм» (1915) и др.

В известной работе 1914 года "Империализм как высшая стадия капитализма" В.И. Ленин искал объяснения тому факту, что европейский капитализм не привел к постоянному обнищанию рабочего класса, но даже допустил подъем жизненного уровня и развитие самодостаточной тред-юнионистской ментальности среди европейских рабочих. Он утверждал, что капитализм выиграл время, по сути, эксплуатацией колоний путем экспорта, где местная рабочая сила и сырье могли поглотить европейский "прибавочный капитал". Конкуренция между "монополистическими капиталистическими державами" привела к политическому разделу слаборазвитого мира, а в конечном счете — к конфликтам, войнам и революциям в этих державах. Ленин, вопреки Марксу, утверждал, что окончательное противоречие, которое свергнет капитализм, это не классовая борьба в пределах развитого мира, но борьба между развитым Севером и "глобальным пролетариатом" слаборазвитого мира.

 

5.2.Теории модернизации

Модернизация (modernity) обычно трактуется как переход от традиционного общества к индустриальному. Теория объясняет пе­реход от традиционного общества к современному, базируясь на различиях в их понимании. Методологическими предпосылками теории мо­дернизации являются взгляды М. Вебера, Т. Пирсона, Ш. Эйзенштада. В частности, немецкий социолог М. Вебер пытался связать подъем капитализма с протестантизмом и показать, как системы других верований препятствуют подъему современного общества.

В основе теорий модернизации середины XX века лежит интерпретация Талкоттом Парсонсом взглядов Макса Вебера в духе универсальности капитализма западного образца, необходимости принятия вестернизации всеми странами мира. Ближайшим сподвижником Парсонса был Эдвард Шилз. Ее создатели считали, что социальные и экономические изменения являются однолинейными, и потому менее развитые страны должны пройти тот же путь, по которому идут более развитые государства. Они утверждали, что изменения необратимы и неизбежно ведут процесс развития к определенному финалу - модернизации. С их точки зрения, изменения имеют постепенный, накопительный и мирный характер. Они также полагали, что стадии, которые проходят процессы изменения, обязательно последовательны - ни одна из них не может быть пропущена. Наконец, они превозносили прогресс, веря, что модернизация принесет всеобщее улучшение социальной жизни и условий человеческого существования.

Теорию модернизации часто объединяют с концепцией неоэволю­ ции, которая придерживается исторического подхода в анализе тра­диционных и современных обществ. Концепция неоэволюции ис­ходит из того, что современное общество развивается от традици­онного через процесс социальной дифференциации. Современные общества социально и институционально дифференцированы по аналогии с биологическими организмами, которые развиваются от простейших к относительно сложным, от «низшего» полюса к «высшему. В отличие от эволюционизма XIX в. неоэволюционизм отрицает линейную догму и утверждает, что существует много путей от традиционного к современному. Вместе с тем эта концепция со­держит сильное допущение о том, что капиталистический путь че­рез плюралистическую демократию, как в США и Западной Евро­пе, является лучшей и наиболее эффективной из альтернатив, т.е. отождествляет модернизацию и вестернизацию (западный путь раз­вития).

Одним из вариантов теории модернизации является концепция стадий роста У. Ростоу, рассматривающая развитие стран по стадиям, получившая известность в 1960 годы. Общество по уровню экономического развития делится на несколько катего­рий: традиционное общество, под которым понимается аграрное, феодальное общество с преобладающим натуральным хозяйством, препятствующим экономическому росту; период предпосылок или переходное общество, в котором закладываются основы преобразо­ваний; общество подъема или сдвига; зрелое или индустриальное общество; общество высокого уровня массового потребления.

Стадия подъема характеризуется окончательным преодолением старых традиционных устоев, сдерживающих устойчивый рост. Си­лы экономического прогресса занимают доминирующие позиции в обществе: уровень сбережений и накоплений может подняться с 5 до 10% национального дохода. Новые отрасли развиваются быстро. В сельском хозяйстве распространяются рыночные отношения.

После подъема наступает длительный период устойчивого роста и циклического прогресса — переход к зрелости. Он продолжается примерно 40-лет. В это время промышленность, во время подъема базировавшаяся на нескольких отраслях, становится комплексной.

Зрелость определяется как стадия, когда экономика способна перейти от традиционных отраслей и эффективно использовать широкий спектр средств и ресурсов. Зрелое общество обеспечивает постоянное превышение выпуска продукции над ростом населения. Последняя стадия характеризуется тем, что главную роль начинает играть производство предметов длительного пользования и услуг.

Теория стадий роста индустриального общества сводит соци­альный прогресс к переходу от отсталого аграрного традиционного общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сослов­ная иерархия, к промышленно развитому обществу с массовым ры­ночным хозяйством. Главным критерием прогрессивности считает­ся достигнутый уровень производства

Теория модернизации и неоэволюции доминировала в первой половине XX в. В соответствии с их логикой новые нации автома­тически пополняют семью развитых стран после преобразований в них. С 60-х годов предложенные западными учеными схемы модернизации стали вызывать нарастающий скептицизм, поскольку сильно расходились с реалиями в освободившихся и колониальных странах. С развитием антиимпериалистической борьбы в странах азии и Африки в 60-е годы другие концепции бросили вызов функ­циональной ортодоксии.

Отмечалось, что попытки модернизировать общество не приводят к обещанным результатам. Нищету в отсталых странах преодолеть не удалось, более того, ее масштабы даже увеличились. Не только не исчезли, но и широко распространились авторитарные и диктаторские режимы, обычным явлением стали войны и народные волнения, возникли и новые формы религиозного фундаментализма и национализма.

Была поставлена под сомнение строгая последовательность стадий модернизации: «Те, что пришли позднее, могут (и это вполне доказуемо) быстро модернизироваться благодаря революционным средствам, а также опыту и технологиям, которые они заимствуют у своих предшественников. Таким образом, весь процесс может быть сокращен. Предположение о строгой последовательности фаз (предварительное состояние, начальная фаза, переход к зрелости и т. п.), которые должны пройти все общества, похоже, ошибочно»[5].

Неверными оказались и представления об однотипности институтов традиционных и развитых обществ. Эмиль Дюркгейм писал: «Становится все более очевидным тот факт, что разнообразие институтов, существующих в современных обществах, причем не только модернизирующихся или переживающих переходный период, но и развитых, и даже высоко развитых, весьма велико». Доминирующей чертой современных обществ является не сходство, а различие, так что модернизация не может рассматриваться как единая и окончательная стадия эволюции всех обществ.[6]

В 70-е годы появляются теории новых обществ, кото­рые, возможно, возникнут в качестве следу­ющего этапа развития мировой экономики. Их объединяет идея об усиление целостности мирового хозяйства в начале XXI века. Сторонники теории единого индустриального общества (автор — французский социолог Раймон Арон) говорят об уже начинающейся всемир­ной «революции управляющих». Согласно этой теории в ходе индустриализации раз­вития в разных странах образуется единое для всех индустриальное общество. Техни­ческий прогресс модифицирует примене­ние экономических законов, унифицирует формы проявления самих законов, ликвиди­рует ведущую роль собственности и соб­ственников; экономическая, а затем и поли­тическая власть переходят к крупнейшим корпорациям, а технический прогресс и на­циональные правительства ликвидируют по­люса нищеты и роскоши. Разрешение всех проблем индустриальной цивилизации перейдет в руки управляющих — менеджеров, структура же самих корпораций изменится: они перестанут быть исключительно ком­мерческими единицами, преследующими цель получения максимальной прибыли, а переориентируются на выполнение соци­альных целей — защиту определенней сре­ды, реконструкцию непроизводственной ин­фраструктуры, развитие фундаментальной науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.