Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности диалоговых технологий образовательного процесса




Преподаватель при взаимодействии со студентами в образовательном процессе может занимать три основных позиции: авторитарную (подчинения); формального сотрудничества (при доминировании на всех этапах обучения преподавателя); партнёрства (подлинного сотрудничества на паритетной основе).

Позиция подлинного сотрудничества требует использования технологий учебного диалога в разных его формах. Одна из них носит название «обучение в сотрудничестве».

Обучение в сотрудничестве (collaborative learning) - это совместное (поделённое, распределённое) обучение в составе малых групп (3-5 человек), в результате которого формируется учебное сообщество людей, владеющих определёнными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, коллективного конструирования их в совместной познавательной деятельности.

Среди основных технологий обучения в сотрудничестве Е.С.Полат называет следующие:кооперативное обучение (cooperative learning); проблемный метод (problem-based learning); метод проектов (projeсt-based learning.

Примером технологии кооперативного обучения является«метод пилы». Преподаватель разбивает учащихся на группы и предлагает задание, в котором задаётся общая тема для изучения (проблема, отдельный вопрос темы). Логика последующей работы выстраивается так:

1) структурирование полученного задания – распределение участков работы каждого в группе;

2) общение экспертов от каждой группы (учащихся, ответственных за тот или иной вопрос), чтобы обсудить стратегию поиска решений;

3) индивидуальный поиск, анализ, тщательное изучение информации каждым по своему вопросу до уровня экспертов;

4) новое обсуждение в группах экспертов, выработка варианта презентации общего результата по своему направлению;

5) общий сбор каждой группы: каждый эксперт должен научить каждого члена группы тому, что узнал сам. Анализ работы каждого члена группы.

6) выборочный опрос преподавателем по одному из представителей группы по всем вопросам изученной темы, включая процедурные (как учащиеся группы пришли к тем или иным выводам).

Другим примером технологии обучения в сотрудничестве является проблемное обучение учащихся в составе малых групп.

Как отмечалось ранее, образовательная технология занимает промежуточное положение между теорией и практикой обучения, так что в пределах одной и той же теории, например, проблемного обучения, можно разработать не одну технологию обучения (проблемное построение лекционного курса и решение проблемы группой учащихся в условиях практикума требуют разных исполнительских действий). Но разнообразные технологии будут объединяться одними и теми же концептуально-теоретическими идеями проблемного обучения, на которых основывается данная система обучения. Это специфическая интеллектуальная деятельность решения учебных проблем, которая обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний, формирование логико-теоретического мышления; органическая связь активной мыслитель­ной деятельности учащегося с чувственно-эмо­циональной сферой его психической деятельности; активизация творческих ресурсов каждого участника решения проблемы.

 

Предполагается, что студенты уже хорошо знакомы с особенностями мыслительной деятельности человека, решающего проблему. В технологии обучения в сотрудничестве проблемное обучение выстраивается в следующей логике:

Ø Формулировка проблемы преподавателем;

Ø Предоставление группам минимума исходной информации для осмысливания и прояснения проблемы;

Ø Обсуждение в группе исходных данных, чёткая постановка цели;

Ø Формулирование гипотез (вариантов решения), этапов на пути к решению, промежуточных результатов;

Ø Внесение корректив в первичный вектор продвижения к конечному результату;

Ø Оценка полученного решения.

Обратим внимание, что успех в решении проблемы группой зависит от создания проблемной ситуации и закреп­ления её в сознании учащегося (заинтересованность проблемой). Проблемная ситуация - это такая ситуация, в которой актуализируется особое психическое состояние субъекта, желающего решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен их найти. В данном случае сотрудничество в группе позволяет объединить усилия в решении проблемы.

Широкое распространение в практике личностно-ориентированного образования получает технология проектной деятельности.

Особенность технологии – в направленности групповой работы на создание какого-либо учебного продукта, материального результата совместного труда. Обратим внимание на некоторые аспекты её использования.

1.Этапы работы над проектом:

— Организационно-установочный (создание методического паспорта проекта в целом и его согласование в группах): выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач («метод мозгового штурма»); обсуждение методов организации работы; структурирование проекта, определение задач для каждой группы.

— Работа над проектом по группам, подбор необходимых информационных материалов; проведение сбора данных и их анализ на каждом этапе.

— Промежуточный самоконтроль внутри подгруппы в соответствии с параметрами оценки результатов проектной деятельности.

— Подведение итогов (творческие отчёты групп), оформление результатов;

— Презентация и защита проекта.

2.Параметры внешней оценки проекта предлагаются, как правило, преподавателем на обсуждение группы на первом этапе работы. Коррективы в ходе работы не вносятся. Как правило, оцениваются:

Ø Актуальность проблем, сформулированных в подгруппах, их адекватность теме общего проекта и проекта, создаваемого подгруппой;

Ø Корректность и обоснованность используемых методов исследования;

Ø Активность каждого участника;

Ø Коллегиальность принимаемых решений;

Ø Характер общения и взаимопомощи участников проекта, степень ответственности каждого за общий результат;

Ø Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из разных областей в соответствии с темой проекта;

Ø Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои решения, выводы;

Ø Эстетика оформления результатов исследования; его представление в указанные сроки общественности и внешним экспертам по данному вопросу;

Ø Характер презентации проекта, умение докладчиков и представителей команд отвечать на вопросы оппонентов.

Средством развития у студентов установки на безусловное принятие другого человека любого статуса как равного себе в процессе делового общения и быть специфическим средством освоения профессиональной роли преподавателя, выстраивающего свою деятельность на принципах толерантности, подлинного сотрудничества и партнёрства, может стать освоение технологии дебатов. Как показали наши исследования, участие в этой игре может рассматриваться как ситуация критической самооценки для её участников, поскольку практически у всех студентов снижается изначально завышенная самооценка уровня сформированности коммуникативных умений, а критерии оценки компетентности в вербальной коммуникации, вырабатываемые при подготовке уже второй игры в студенческой группе, принимаются как личностно значимые. Кроме того, дебаты, в отличие от обычного формата дискуссии, позволяют преподавателю передать функции управления образовательным процессом на самом занятии студентам, как на этапе вхождения в игру, так и при рефлексивной оценке её хода и результатов, то есть перейти на позицию подлинного партнёрства, содействуя тем самым становлению адекватной позиции студентов и их личностно-профессиональной компетентности.

Ключевые термины и их смыслы в интеллектуальной игре «Дебаты»: правительство, оппозиция, спикер палаты, конструктивная речь, опровергающая речь, заключительная речь, лидер, лидер оппозиции, речь из зала тайм-кипер, судья, аргумент; классические дебаты, экспресс-дебаты, модифицированные дебаты, проблемные дебаты, мини-дебаты.

Подготовка к игре может быть обеспечена с использованием информационных кейсов. Структура и содержание кейса к проведению дебатов включают: определение темы; система аргументации для каждой стороны; средства поддержки и дополнительные доказательства в пользу каждой из сторон; перекрёстные вопросы; материалы, обеспечивающие судейство: протокол, критерии оценивания разных этапов хода дебатов.

При проведении семинарских занятий технологию обучения в сотрудничестве обеспечивает стратегия «Уголки» (И.О.Загашев). Её структуру автор представляет так:

1- представление темы дискуссии;

2- формулирование основных («узловых») проблем темы;

3 – работа в малых группах по определению противоположных точек зрения, позиций;

4 – оформление шкал с противоположными полюсами;

5 – голосование, объединение в группы единомышленников («углов») и аналитиков (не определивших позицию)

6- работа в группах (организатор, оформитель, критик, генератор идей) с информационным кейсом по теме;

7- защита позиций каждой группой;

8- выступление аналитиков;

10 – рефлексия хода и результатов работы[3; с. 245-256].

Введение в образовательный процесс вузов информационно-компьютерных и Интернет-технологий позволяет расширить систему средств, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности будущих преподавателей за счёт внедрения технологий компьютерно-опосредованной коммуникации:форум (режим off-line Интернет-обучения),чат (режим on-line); сетевые конференции (телеконференция по электронной почте (off-line) или в оперативном режиме (on-line),телевидеоконференции.

Их использованиетребует от преподавателя отработки системы прямой и обратной связи в виртуальной среде и создания специальных средств. Этодидактические материалы в адрес студентов в самых разных форматах (аудио/видео/компьютерная и печатная продукция), обеспечивающие их самостоятельную работу над курсом и одновременное освоение средств вербальной коммуникации виртуальной среды. Они могут представлять один обучающий компонент, такой, например, как компьютерная программа, или состоять из разных обучающих модулей, таких, как руководство, видеодиски и обучающие компьютерные программы. Особую роль играют в этой системе мультимедиа (multimedia) технологии - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства. Хорошим помощником преподавателя в разработке учебных курсов и образовательного процесса становится медиатека курса – фонд документов, включающий электронные копии печатных изданий (книг, периодики), аудио- и видеоматериалы и пр. В состав медиатеки курса (или модулей курса, изучаемых в дистанционном режиме) могут входить:

- мультимедийные материалы по теории вопроса к соответствующим темам занятий;

- мультимедийные энциклопедии, словари;

- интерактивные репетиторы;

- развивающие и обучающие программы;

- собрание медиа-объектов (аудио-, видео-, мультимедиа ресурсов и др.);

- коллекции проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных студентами.

Среди технологий контроля и самоконтроля следует назвать технологию презентации проектов (мастерских) (Е.О.Галицких, Е.С.Полат и др.). Это синтетическая многомерная интегрированная образовательная технология, ориентированная на личностно-деятельностный подход, организацию каждому участнику проживания сложной ситуации в качестве действующего лица, взаимодействующего с другими,через разрушение сложившихся представлений, стереотипов, осознание их несоответствия новым фактам, выстрадывание нового знания. Используемая регламентированная дискуссия, поддерживающая самостоятельность каждого в поиске своих подходов и решений и исключающая выдачу «правильного», готового решения, позволяет каждому участнику постоянно корректировать оценку успехов каждого и собственную самооценку.

Важную роль в инновационном образовательном процессе имеют технологии «портфолио» (цифрового портфолио) как системы накопительной оценки промежуточных результатов образовательной деятельности студента, используемой как им самим, так и преподавателем. Всё более широкое распространение получают рейтинговая технология контроля качества образования, а также модернизированные и новые технологии контроля качества знаний: технология «полного усвоения знаний», технологии бланкового и компьютерного тестирования.

 

Рекомендуемая литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.

2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Издат. «Альянс-Дельта», 2003.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.-М.: Знание, 1989.

5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.-- М.: Изд-во УРАО, 2000.

6. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций.- М.: Издат. Центр «Академия», 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.