Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности студенческого возраста




Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности - направленности, темперамента, характера, способностей, от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Компетентностный подход рассматривает в качестве одной из главных целей высшего образования создание условий для развития нового типа социокультурной ориентации и жизнедеятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование, предполагает развитие личностных качеств и квалификационных характеристик выпускника как самоопределяющейся личности и ответственного субъекта, обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке труда, успешность карьеры, как в профессиональном, так и в должностном, статусном плане, обусловленной профессиональной и социальной компетентностью.

Студенческий возраст – возраст активного формирования компетенций личностного самосовершенствования, направленных на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К ним относятся:

- способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);

- способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

- владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

• способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного (в первые месяцы учебы в вузе) до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п.

Термин " самоопределение " употребляется в различных значениях: говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом, личностном и др.

Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. В психологическом плане самоопределившаяся личность - это "субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это "относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества" [7; с. 65].

Самоопределение выступает как самодетерминация; в понятии самоопределении выражается активная природа "внутренних условий, верности себе. Центральным моментом самоопределения считает самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию и К.А. Абульханова-Славская. По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [1].
Профессиональное самоопределение принято рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром, нахождение смысла в данной деятельности. Профессиональное самоопределение – это стремление определить своё место в жизни, в обществе, осознать свои общественные, национальные и личностные интересы через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

В отечественной психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия.

В современной психологической науке имеет место тенденция освещения проблемы профессионального самоопределения в контексте процессов жизненного и личностного самоопределения (К. А. Абульханова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, М.Р. Гинзбург и др.).

В работах К. А. Абульхановой профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. Эта идея поддерживается исследованиями Л. М. Митиной, которая считает, что развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, но и сам этот выбор, и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности в целом.

Рассмотрение процесса профессионального самоопределения как части личностного развития предполагает упоминание таких понятий, как жизненная перспектива, жизненный план, психологическое время.

Эти конструкты характерны и разворачиваются в полной мере в период ранней юности, когда возникновение новой психосоциальной ситуации развития приводит к формированию новой и основной для этого возраста потребности – потребности в жизненном и профессиональном самоопределении. Успешное самоопределение характеризуется:

1. Наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих: сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация); самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей;

2. Наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих: личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в юношеском возрасте; собственно планирование, которое характеризуется, прежде всего, положительным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени.

Традиционная организация педагогического процесса часто не предполагает необходимость и возможность выбора (вида деятельности, партнёра в её исполнении, способа деятельности, формы предъявления конечного продукта деятельности и др.), сужает рамки творческой самореализации, замедляет достижение идентичности и профессиональное самоопределение. Эта проблема является особенно актуальной для студенческого возраста, поскольку данный возраст, кроме активного самоопределения в профессии, характеризуется и жизненным самоопределением относительно собственной личности, поиском смысла жизни, выработкой мировоззрения, т.е. поиском идентичности.

Среди личностных характеристик, обусловливающих процесс профессионального самоопределения в вузе, большинство исследователей называют сформированность эмоционально-волевых и коммуникативных качеств личности, пониженную склонность к депрессии и тревоге, структурированые системы личностных смыслов, сформированность смысложизненных ориентации, высокую осмысленность жизни. Эти качества характерны для студентов, успешных в профессиональном самоопределении и взаимосвязаны с высокой осмысленностью жизнедеятельности.

В качестве критериев успешности профессионального самоопределения в вузе рассматривают:

- выбор сферы профессиональной деятельности, основанный на склонностях, способностях и интересе к профессии;

- развитие стойкого интереса к дисциплинам, чётко ориентированным на профессию, на протяжении образовательного процесса в вузе;

- наличие профессиональных планов и стремление к более ранней их реализации;

- увлечённость процессом освоения профессии в периоды учебной и производственной практики.

Незавершенность профессионального самоопределения студентов, растянутость его во времени во многих случаях является причиной недостаточной удовлетворенности человека своей профессией и снижением эффективности деятельности, что, в свою очередь, отражается и на психическом здоровье человека.

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности [2].

Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен.

Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. Б. Г. Ананьев представлял развитие личности как возрастающую по масштабам и уровню интеграцию - образование подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, "разветвление" психических процессов, состояний, свойств).

2. Социально-психологический портрет студента

Образовательный процесс в вузе направлен на развитие студента как человека высокой культуры. И.А.Зимняя отмечает, что в полном смысле этого понятия культурный человек – это человек:

- осознающий на основе постоянного совершенствования системы знаний собственное миропонимание, свое место в Мире и себя как активного выразителя социально-позитивного отношения к Миру (природе, обществу, другим людям, труду, себе) и умеющий выразить это в адекватной условиям разнообразных ситуаций различного социального взаимодействия вербальной и/или образной форме;

- чувствующий, понимающий, сохраняющий и преумножающий Красоту Мира – его гармонию, пропорцию, многообразие, исключительность и т.д. и себя как представителя homo sapiens во Вселенской Жизни;

- стремящийся к совершенствованию своей духовной жизни в процессе интернационализации общечеловеческих ценностей Добра, Любви, Верности, Чести, Достоинства, личной и социальной ответственности; реализующий ценности здорового образа жизни;

- организующий собственное поведение, речевую и трудовую деятельность в соответствии с императивами, нормами (правилами, национальными традициями, этикетом и пр.), предписываемыми определенными исторически обусловленными этапами развития общества и учитывающий предписания ролевых, статусных и позиционных отношений [3].

Культурного взрослого человека характеризуют такие качества, свойства как:

- уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции;

- адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

- соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;

- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

- ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;

- социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия [ 3].

Для достижения нового качества образования, подготовки культурного гражданина и компетентного, конкурентоспособного специалиста, необходимо использовать личностно-деятельностный подход в образовательном процессе, где студент выступает полноправным субъектом познания и саморазвития. Приоритетной здесь может быть поставлена цель формирования жизнеспособной личности в условиях развивающегося российского общества, развития субъектных качеств личности, ее социальной активности и ответственности за качество своего профессионального образования.

Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как ее главное назначение - обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. К числу особенностей деятельности студента следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, опытом образовательной и научно-исследовательской деятельности, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность студента протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности - книги, лабораторное оборудование и т.д.; для деятельности студента характерна ннтенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).

В качестве субъектных характеристик студента как социального субъекта выступает осознание им самого себя как субъекта, т.е. самосознание - активная деятельность по преобразованию себя, самосовершенствованию. На личностном уровне у студенческой молодежи формирование субъектности обеспечивает ее устойчивость в социальной среде, что проявляется в ее жизнеспособности, развитии жизненных сил и конкурентоспособности во всех сферах социальной жизнедеятельности. Жизнеспособность можно рассматривать как одну из базовых характеристик проявления субъектности, поскольку она предполагает высокую социальную активность личности, направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя, в соответствии с заданными целями.

Уровнем субъектности во многом сегодня определяется конкурентоспособность молодых людей на современном избыточном рынке труда, особенно по специальностям социально-гуманитарного профиля. Поскольку молодежь – это социально-возрастная группа населения, которая находится в стадии своего социального и личностного становления, то в данной сфере для молодежи важными этапами будут: профессиональное самоопределение, профессиональное становление как специалистов в системе профессионального обучение и профессиональная самореализация на рабочем месте по избранной специальности. Активность личности здесь проявляется как на этапе осознанного выбора профессии, так и на этапе получения профессионального образования и квалификации определенного уровня, востребованного на рынке труда.

Профессиональная подготовка студента как будущего специалиста включает в себя профессиональную составляющую (соответствующие знания и умения), формирование профессионально важных личностных качеств (по видам профессий), а также профессиональную социализацию. Субъектный подход к образованию в данном случае будет ориентировать учебный процесс не только на освоение различных компетенций, как это предполагается в соответствии с ориентацией образования на Болонский процесс и требованиями ФГОС ВПО, но и на формирование у будущего специалиста соответствующих способностей: технологических, творческих, организаторских и других, необходимых специалисту для эффективного выполнения профессиональной деятельности.

В становлении субъектности выделяют два аспекта - экзистенциальную субъектность и деятельностную субъектность. Первая направлена на развитие внутреннего мира молодого человека, его внутренней активности и психологических качеств, которые позволят ему стать жизнеспособным и реализовать себя как самостоятельного субъекта своей собственной жизни.

В структуру экзистенциальной субъектности личности включается и такой системный элемент как мировоззрение, определяющее смысложизненные приоритеты и социокультурную направленность саморазвития молодого человека. Кроме того, субъектность в данном аспекте обеспечивает психологическую устойчивость человека, развитие его индивидуальности за счет повышения уровня субъектной позиции по отношению к собственному бытию и саморазвитию.

Деятельностная субъектность связана с проявлением жизнеспособности и жизненных сил субъекта во внешней социальной среде. Жизнеспособность можно рассматривать как имеющийся у социального субъекта потенциал жизненных сил в различных сферах их проявления. Она будет складываться из проявления жизненных сил человека, прежде всего, в эффективном выполнении социальных ролей и функций в соответствии с требованиями общества.

В процессе своего социокультурного становления молодому человеку для того, чтобы создать ресурс жизнеспособности, необходимо осваивать социальные роли через активное участие в различных видах социальной жизни, развивать свои задатки, формируя способности к соответствующим видам социокультурной деятельности. Здесь важную роль выполняет понятие «жизненная субъектность человека», которая определяется как «способность к удовлетворению его потребностей посредством активной деятельности в основных сферах общества. Субъектный подход в образовательном процессе рассматривается как познавательный процесс, где студент выступает полноправным субъектом познания и саморазвития как гражданин российского обществ, принимающий на себя ответственность за качество своего профессионального образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 8264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.