Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный кейс №1




Групповое занятие №2

Традиционная лекционно-семинарская система организации педагогического процесса: плюсы и минусы. Позиции преподавателя и студента в традиционной системе обучения

Целевые установки: познакомиться с лекционно-семинарской системой обучения, оценить ее возможности в решениисовременных задач вузовского образования, возможные направления развития.

Вопросы к обсуждению:

1) В чем суть лекционно-семинарской системы обучения? Чем объяснить её широкое распространение?

2) Что является результатом образовательного процесса в этой системе?

3) Какими способами преподаватель может (должен) диагностировать качественные и количественные результаты обучения?

4) За что критикуют эту систему её противники?

Программа мини-практикума:

1. Группа делится (по жребию) на 2 подгруппы: сторонников лекционно-семинарской системы и критиков этой системы. Работая в подгруппах над текстом информационного кейса №1, выстроить систему «обвинения» и «защиты» лекционно-семинарской системы обучения

2. Обсудить итоги групповой работы, уяснив для себя вопросы:

1) Насколько полно представлены аргументы каждой стороны?

2) Соответствует ли система защиты и обвинения требованиям концепции компетентностного подхода к оценке качества результата современного образовательного процесса?

3) С какими инновационными образовательными технологиями может сосуществовать лекционно-семинарская система?

4) Какие дополнительные требования к преподавателю предъявляет сохранение и традиционной системы? А её замена?

5) Каким образом предполагается организация самоконтроля студентов при работе в логике традиционной системы с одновременной реализацией требований нормативных документов, разработанных в логике компетентностного подхода?

Выполнить задание информационного кейса №2

Подведение итогов занятия:

Обсудить в общей дискуссии результаты проделанной работы.

Задание

1. Познакомьтесь с фрагментом учебного пособия «Педагогический процесс в высшей школе».-Иваново,2002.

2. Определите положительные и отрицательные особенности традиционной лекции.

3. Обсудите в группе способы модернизации традиционной системы вузовского обучения.

 

В традиционном обучении внимание сосредоточено на самой информации (содержании) и способах ее передачи.

Большинство исследователей лекцию в традиционном обучении определяют как систематическое, последовательное изложение преподавателем темы, проблемы, раздела учебного курса или того или иного научного вопроса. Сам термин "лекция" имеет в основе латинское слово lectio - чтение.

Модель лекционного курса представлена на рис. 1. Дадим более подробную ее характеристику.

1. Особенностью реализации традиционного обучения в совре­менных ВУЗах является перенесение акцента на активность студентов в процессе обучения. В качестве основного способа активизации предлагалось усиление контрольного звена управления учебно-познавательной деятельностью студентов, введение обратной связи студент -> преподаватель, ак­тивизация мыслительной деятельности студентов.

Технологии традиционного обучения

 

           
Цели   Задаются   извне;   одинаковы   для всех;   связаны с   передачей   информации   Л1     Содержание   Определя-ется   целями;   системное,   логическое   расположение   материала  
   
  Л2  
 
   
  Лn  
 
 
 
   
         

 

Результат: знания-знакомства, знания - копии
 
Контроль: традиционные формы

 

Рис.1. Модель лекционного курса в традиционном обучении.

Условные обозначения: «улыбающееся лицо» – преподаватель; «звездочки» – студенты; – наличие и направленность взаимосвязи;

– неустойчивая связь; Л1,, Лn – типы лекций.

Важным педагогическим условием является тот факт, что ЛК строится в условиях ограничений: извне дается объем часов на ЛК, количество лекций нельзя изменить, они жестко связаны с другими формами обучения.

2. В традиционном обучении цели ЛК задаются извне. Они определяются ФГОС ВПО и учебного курса. Цели одинаковы для всех студентов лекционного потока. Общая цель ЛК распадается на цели отдельных лекций, которые формулирует преподаватель и "демонстрирует" студентам.

Возможны следующие способы постановки целей:

а) Определение целей через изучаемое содержание. Например: "Познакомиться с уровнями педагогической деятельности", или "изучить основные теории" и т.д. Такой способ постановки целей дает только указание на область, затрагиваемую в отдельной лекции или ЛК. По нему достаточно трудно судить о результате - достижении целей.

б) Определение целей ЛК и отдельных лекций через деятель­ность преподавателя. Например: "ознакомить студентов с различными подходами к изучаемому явлению", "продемонстрировать приемы решения типовых задач" и т.д. Такой способ постановки целей - "от преподавателя" - сосредоточен на его собственной деятельности. Достаточно трудно диагностировать достижение таким образом сформулированной цели.

в) Формулировка целей ЛК через результаты деятельности студентов. Например: "в результате изучения ЛК студент должен иметь представление о...; знать... теории, понятия, факты; уметь...". Общие цели могут быть далее конкретизированы: знать теории - какие? уточняем...; уметь решать типовые задачи - какие? уточняем... и т.д. Конкретные цели непосредственно связаны с результатами и поддаются, в этом случае, надежной и объективной оценке.

г) Через определения уровня усвоения содержания обучения. Для традиционного обучения характерен репродуктивный уровень усвоения знаний - это знание фактов, явлений, событий, правил, действий и их воспроизведение без существенных изменений; знания принципов, теорий, концепций; знания о способах выполнения тех или иных действий. Это знания - знакомства, знания - копии (по терминологии В. П. Беспалько). Процессы мышления, обеспечивающие функционирование знаний, также имеют репродуктивный характер.

При соотнесении целей изучения элементов содержания и необходимого уровня его усвоения осуществляется "стыковка" целей и содержания учебного процесса.

3. Содержание лекционного курса и отдельных лекций определяется его целями. При разработке рабочей программы лекционного курса главное внимание уделяется построению логической структуры содержания обучения. Содержание лекционного курса задается преподавателем, одинаково для всех студентов, подлежит усвоению всеми студентами.

4. В зависимости от дидактических целей лекции разделяют на вводные, обзорные, обобщающие или ориентирующие, инструктивные, систематизирующие и проблемные.

Охарактеризуем специфические требования, предъявляемые к каждому виду вузовской лекции.

Так, вводная лекция намечает основные проблемы большой темы или раздела. В нее включаются "ключевые" вопросы, уяснение кото­рых позволяет лучше усвоить материал последующих тем. В них пре­подаватель должен ознакомить студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисцип­лин, дать краткий обзор курса. Очень важно именно во вводной лек­ции связать теоретический материал с практикой, с будущей профес­сиональной деятельностью, с опытом студентов. Во вводной лекции целесообразно рассказать о методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить с основной литературой, показать связь лекций с другими формами занятий, которые будут дополнять ЛК, рассказать о требованиях к зачету (эк­замену), о формах контроля. Такое введение помогает студентам представить общее содержание и структуру курса, ориентирует их на систематическую работу над лекциями, знакомит с методами работы над лекционным материалом.

Обзорная лекция используется при изложении сведений из нес­кольких тем (разделов). Ей присущи элементы повествования и опи­сания, обобщения. Основным в обзорной лекции является умение так отобрать и сгруппировать материал, чтобы подготовить студентов к пониманию закономерностей.

Обобщающая лекция систематизирует широкий круг знаний, полученных студентами в предыдущих лекциях.

Проблемную лекцию понимают как лекцию, где рассматриваются 2-3 вопроса о научном откры­тии, о причинах возникновения той или иной научной проблемы, о трудностях ее решения, делаются краткие выводы. По сути же она остается информационной.

Важное значение для целостности ЛК имеет заключительная лек­ция, где лектор подводит итоги изучения студентами курса, выделя­ет главные, самые существенные "точки" курса, обобщает изученный материал, формулирует требования к формам контроля (экзамен или зачет).

Следует отметить, что тесной взаимосвязи между лек­циями может не быть. Каждая лекция представляет собой самостоятельный фрагмент ЛК. В то же время, выбор типов лекций, определение структуры каждой лекции, их последовательности - творческая, оптимизационная задача для преподавателя.

5. Деятельность преподавателя на лекциях, в основном, сво­дится к организации работы студентов, в основе которой лежит процесс, включающий слушание, понимание, осмысление материала и преобразование полученной информации в форму краткой записи, помога­ющей быстро восстановить и воспроизвести основное содержание прослушанной лекции.

Преподаватель ориентируется на то, чтобы студенты записывали основные положения его лекции. Чтобы запись студентами велась осмысленно, необходимо выделение темпом, голо­сом, интонацией, повторением более важной, существенной информа­ции; использование пауз, записи на доске опорного материала; применение иллюстративного материала; строгое соблюдение регламента занятий.

Если преподаватель начинает читать ЛК студентам 1-ого курса, то имеет большое значение предварительное обучение их методике записи лекций, правильному графическому расположению и оформлению записи: вычленению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключе­вых слов, заключению выводов в рамки и т.д.

Цели, содержание, логика рассмотрения материала в лекции жестко задается преподавателем.

Создание мотивации у студентов к усвоению курса - важная за­дача в деятельности преподавателя, но она является не основной. Преподаватели используют, в большинстве случаев, одну из наиболее простых методик - это создание ситуации занимательности, когда в содержание включаются занимательные истории, факты и т.д., то есть опираются на интерес, как основу мотивации.

Преподаватель сообщает студентам информацию, предполагая, что все студенты слушают и понимают его. Он ориентируется на не­коего "среднего" студента, с учетом этого и строит свою деятель­ность.

6. Учебно-познавательная деятельность студентов носит репродуктивный характер. Студенты слушают, записывают, запоминают, воспроизводят предлагаемый преподавателем материал. Позицию сту­дента можно назвать "ответной": цели задаются преподавателем, студент выполняет все, что говорит преподаватель, активен по осо­бому разрешению или указанию. Акцент делается на память, мышление носит тоже репродуктивный характер.

7. Взаимоотношения студент -> преподаватель носят авторитар­ный характер. Инициатива в обучении полностью принадлежит препо­давателю (односторонняя связь). Преподаватель организует деятель­ность студента на лекции. Общение носит формально-деловой харак­тер, однообразно.

8. Результат ЛК определяется внешними и внутренними критери­ями. Внешние критерии: информативность, содержательность, науч­ность, доступность, воспитательное воздействие и т.д. Внутренние критерии: уровень осведомленности студентов в материале, качество знаний студентов, уровень сформированности умений и навыков.

9. Контроль может осуществляться двумя путями:

1) Через традиционные формы: коллоквиум, зачет, экзамен. Преподаватель получает данные об уровне усвоения содержания ЛК студентами, но не выясняет причин успехов и не успехов, удовлет­воренности студентов лектором и лекциями. Это контроль без обрат­ной связи.

2) Преподаватель использует традиционные формы контроля зна­ний и различные методы (анкетирование, беседа, письменные опросы и т.д.) обратной связи со студентами для выяснения эффективности целостного лекционного курса. Это - модель ЛК с обратной связью.

Если на основе полученных данных преподаватель корректирует цели, содержание, характер своей деятельности и учебно-познава­тельной деятельности студентов, то можно говорить о модели ЛК, где есть компонент "корректировка". В практике все большее распространение получает внедрение моделей ЛК с обратной связью и корректировкой.

Выделим достоинства и недостатки предлагаемой модели.

Одно из самых больших и несомненных достоинств данной моде­ли - предъявление информации "в системе". Систематическое изложе­ние курса дает студентам целостное представление об изучаемом предмете. В достаточно короткие сроки студенты получают большой объем информации, фактических данных, теорий, подходов.

Основной недостаток лежит в сфере учебно-познавательной деятельности студента и характере общения преподавателя со студента­ми: студент пассивен, его учебная деятельность носит репродуктив­ный характер. Общение с преподавателем сведено к минимуму, жестко регламентировано, однообразно, недостаточно эмоционально. Происходит почти насильственное привитие культуры обучаемому, формирование его личности извне.

Контроль осуществляется только как итоговый. Отсутствие оперативной обратной связи приводит к тому, что преподаватель не располагает достаточными данными о деятельности студента по усвоению содержания лекционного курса, о характере его восприятия и переработки получаемой информации. При этом ему трудно учесть индивидуальные особенности студентов, он вынужден ориентироваться на "среднего" студента. В результате у студентов форми­руется установка на приобретение "готовых" знаний, потребитель­ское отношение к процессу обучения, снижается интерес и уровень самостоятельности.

Такова модель ЛК в традиционном обучении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.