Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главное направление выхода системы образования из кризиса




Мировая система образования видит главный путь выхода из кризиса образования в изменении его целевых установок и направления вектора его развития. Это переход от формирования системы знаний выпускника по всем образовательным дисциплинам учебного плана к обеспечению вузом каждому из своих студентов оптимальных условий подготовки его как компетентного специалиста определённого профиля, конкурентоспособного на рынке труда и готового к продолжению своего образования и личностному самосовершенствованию.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода компетенций, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни, в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций, чтобы достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного и вузовского образования (в том числе предметного обучения). Он требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.

Основой для серьёзного реформирования системы образования России стали ФГОС для всех уровней образования.

Концепция ФГОС ВПО. Основные идеи Концепции введения в действие новых Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования и формирования модели перехода на новые стандарты высшего образования в бакалавриате и магистратуре опираются на следующие концептуальные положения:

§ принятый новый ФГОС ВПО образования как стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные, а также дополнительно введённые вузом в соответствиями особыми профилями профессиональной подготовки;

§ н еобходимость измерения общекультурных компетенций и личностных качеств потребует создания специальной системы их диагностики;

§ технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности каждого вузовского преподавателя, и это требует квалифицированной консультации педагогов и психологов;

§ новые стандарты потребует соответствующей реорганизации системы последипломного образования и системы повышения квалификации как для специалистов психолого-педагогического профиля, так и для преподавателей специальных дисциплин.

Введение ФГОС общего и профессионального образования определяет, таким образом, процесс модернизации психолого-педагогической подготовки всех участников образовательного процесса, практических психологов образования и педагогов, которые готовятся в рамках педагогических направлений,

Разработка модельных образцов примерных основных образовательных программ ПрООП бакалавриата и магистратуры основана на идеях компетентностного подхода, ориентации на измеримые конечные результаты образования и учёте особенностей региона, запросов работодателей и инновационного опыта региональных ВУЗов.

Исследования показывают, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную и высшую школу является подготовка преподавателя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. От него требуется осуществление перехода от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, обучения на основе кейс-технологий, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, технологий «обучения в сотрудничестве», с использованием интерактивных методов и активных форм обучения (Елагина В.С., Немудрая Е.Ю., Балакина Л.Л., Новиков А.М., Сенько Ю.В.,Ярмакеева С.А. и др.). Построенный на идеях компетентностного подхода образовательный процесс является средством расширения возможностей сотрудничества преподавателя и студента и создания совершенно новой культуры обучения. Приоритетными становятся задачи формирования способностей личности к изменению себя, рефлексии, самоорганизации в различных видах деятельности, к принятию каждым на себя ответственности за профессиональные и жизненно важные решения.

 

Рекомендуемая литература и источники Internet

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психологич. труды.-М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1999.- 224с.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы).- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.-2005.

3. Барулин, В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии,- М.: ОМЕГА.-1994.

4. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже ХХ и ХХ1 вв. //Педагогика.-2002.№.10.-С.3-14.

5. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионализма.- М.: Изд.Моск. псих-.соц.ин-та; Воронеж: НПО «Модек».- 2004

6.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования //Интернет-журнал «Эйдос».[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. E-mail: [email protected].

7. Заир-Бек С.И. Изменение приоритетов в современном высшем образовании //Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Издат. «Альянс-Дельта», 2003.- С.23-32.

8.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа.- 1990.

9.Максимова В.Н. Акмеология школьного образования.- СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2000.

10.Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.- 308 с.

11.Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. М.: Моск.псих.-соц.ин-т; Воронеж: Изд.НПО «МОДЭК». 2002

12.Новиков А. М. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста // Специалист. 2003. № 8. – C. 29–34.

13.Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века (Жак Делор) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf.

14.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.