Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод анализа хозяйственной деятельности и его характерные черты




Цель анализа хозяйственной деятельности и его основные задачи

При проведении аналитической работы необходимо исходить из действия экономических законов. В основе принятия управленческих решений лежит объективная и всесторонняя оценка деятельности предприятия. Анализ должен активно воздействовать на производство и его результаты. Общая цель анализа деятельности предприятия заключается в оценке достигнутых результатов и в выявлении резервов повышения эффективности производства. Экономические процессы, происходящие на предприятии складываются под воздействием различных факторов. Анализ не просто фиксирует и оценивает эти факты, а готовит аналитическую информацию для определения параметров развития предприятия, совершенствования связей с партнерами, установления обоснованных цен и тарифов для достижения высокой эффективности хозяйственной деятельности. Таким образом, целью экономического анализа является подготовка информации для принятия управленческих решений, обеспечивающих долговременное, конкурентное преимущество предприятия на рынке.

Важнейшими задачами, стоящими перед экономическим анализом являются:

1. Всестороннее изучение состояния и тенденций развития предприятия.

2. Разработка научно-обоснованных бизнес-планов и нормативов.

3. Определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

4. Контроль за выполнением планов и проверка оптимальности управленческих решений.

5. Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях процесса производства и реализации.

6. Изучение влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности.

7. Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Задачи экономического анализа не ограничиваются приведенными выше. Они могут меняться в зависимости от целей хозяйственного развития предприятия, расширения сфер деятельности, изменение ранее намеченных планов.

 

4 Организационные формы анализа хозяйственной деятельности

Результаты экономического анализа во многом зависят от его организации и информационного обеспечения. При организации аналитической работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

– четкое распределение обязанностей между исполнителями по проведению анализа;

– обеспечение экономичности и эффективности самого процесса анализа;

– регламентация и унификация аналитической работы.

В ходе проведения аналитической работы определяются субъекты и объекты анализа, составляется, а затем выполняется план аналитической работы.

Организационные формы экономического анализа на предприятии определяются его размерами, отраслевой принадлежностью, организационно-правовой формой. На крупных предприятиях всю экономическую работу возглавляет главный экономист или заместитель директора по экономическим вопросам. В его подчинении находятся различные экономические службы и отделы. На средних и малых предприятиях аналитическую работу возглавляет начальник экономического отдела или главный бухгалтер.

Экономический анализ входит в должностные обязанности не только работников экономических служб, но и специалистов производственного отдела, отделов маркетинга, главного механика, технического контроля, снабжения, сбыта, начальников цехов и др. Совместная работа по проведению анализа позволяет обеспечить системный подход для всестороннего изучения деятельности предприятия и более полного выявления и использования резервов производства.

 

5 Виды анализа хозяйственной деятельности

В аналитической практике используется разнообразные виды экономического анализа в зависимости от сроков проведения, объектов и субъектов, целей и содержания аналитических программ, методики исследования и других признаков.

В экономической литературе рассматривается классификация видов анализа хозяйственной деятельности по следующим признакам:

1. По отраслевому признаку – отраслевой и межотраслевой анализ. Методика отраслевого анализа учитывает специфику определенных отраслей, а межотраслевой анализ является основой аналитической работы во всех отраслях экономики.

2. По признаку времени – ретроспективный и перспективный анализ. Ретроспективный анализ проводится по итогам за определенный период времени, его разновидностью является оперативный анализ, который используется для оценки выполнения часовых, сменных и суточных заданий структурных подразделений предприятия. Перспективный анализ проводится до начала периода работы предприятия для обоснования прогнозов и управленческих решений.

3. По периодичности проведения – годовой, квартальный, месячный, сменный, разовый анализ.

4. По степени охвата объекта – сплошной, выборочный, локальный, тематический анализ.

5. Пользователи анализа – внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится специалистами предприятия по всем показателям хозяйственной деятельности. Внешний анализ проводится органами управления, финансовыми и налоговыми органами, банками, инвесторами, партнерами, аудиторскими фирмами.

6. По аспектам исследования – технико-экономический, финансовый, управленческий, маркетинговый анализ и др. Технико-экономический анализ изучает технический уровень производства, внедрение новой техники и технологии, их влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. Финансовый анализ исследует формирование и использование капитала, резервы по укреплению финансового состояния, увеличение доходности собственного капитала. Маркетинговый анализ изучает рынок сырья и готовой продукции, анализ спроса и предложения, разрабатывает стратегию маркетинговой деятельности.

7. По методике исследования – факторный, маржинальный, функционально-стоимостной, комплексный, системный, экономико-математический анализ и др.

 

6 Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности

Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, которая имеет свой предмет и объекты. Согласно философии под предметом любой науки понимается какая-то сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может изучаться различными науками, каждая из которых находит в нем свои специфические отношения. Следовательно, объект как понятие шире понятия предмета. Хозяйственная деятельность является сложным объектом, который изучается многими науками. Хозяйственная деятельность состоит из множества процессов, основу которых составляют причинно-следственные связи. Результаты этих процессов, как следствие, планируются на будущее, учитываются по мере фактического совершения, а затем анализируются не сами результаты, а причины их образования. На одном уровне хозяйственной деятельности причина порождает определенное следствие, а на другом (выше) уровне – это следствие само становится причиной образования нового следствия.

Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Изучение этих связей позволяет всесторонне исследовать результаты деятельности предприятия для повышения эффективности его функционирования.

Объектом анализа хозяйственной деятельностиявляются результаты хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуются системой взаимосвязанных показателей.

Объектом анализа на предприятии в промышленности являются показатели производства и реализации продукции, себестоимость, прибыль, платежеспособность и др. Объектом анализа в сельском хозяйстве, кроме вышеперечисленных, является урожайность, качество почвы, состав посевных площадей и др.

В условиях перехода к рыночным отношениям увеличивается количество объектов анализа хозяйственной деятельности, т.к. расширяется внешнеэкономическая, инвестиционная деятельность, создаются коммерческие банки, частные учреждения образования и здравоохранения, развивается турбизнес.

 

Метод любой науки – это способ изучения предмета для достижения цели. Метод нужно рассматривать как путь исследования или познания какого-либо явления или процесса. Методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретнонаучные. К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, абстракция, моделирование и др. Конкретнонаучные методы свойственны отдельным наукам и редко используются в рамках всех остальных.

Диалектика предусматривает изучение явлений и процессов в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявления и изучения причинно-следственных взаимосвязей. Хозяйственным процессам свойственны переходы количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового более прогрессивного. В основе метода экономического анализа лежит диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Метод анализа хозяйственной деятельности – это комплексное изучение, измерения и обобщения влияния факторов на результаты деятельности предприятия с использованием специальных приемов с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Характерные особенности метода экономического анализа:

– использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов;

– изучение причин, которые вызвали изменение показателей;

– выявление, измерение и обобщение влияния факторов на изменение показателей деятельности предприятия;

– использование специальных приемов и способов обработки экономической информации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.