Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологическая мысль в господствующих идейных течениях арабо-язычной культуры Средневековья




Культура арабо-язычных народов в период Средневековья

Арабо-язычная средневековая наука

В Средние века образуется ряд арабских государств. В этот период арабо-язычные страны, стали носителем передовой философско-психологической мысли. На Востоке получают дальнейшее развитие ростки знаний, зародившихся в эллинистический период и возникает ряд новых идей в области психологии. В арабском мире господствовала мусульманская религия. Но социально-экономические запросы, потребности развивающейся культуры требовали изучения работ «неверных», что и обусловливало рост научных представлений о мире, природе и человеке.

Проблемы человека рассматривалась и обсуждалась в арабском мире представителями всех идейных направлений. Выделяются три главных подхода в изучении человека: теологический, мистический, философский.

1. Теологический подход представляли ортодоксальные последователи и толкователи Корана и Святого предания Сунны. Главная особенность их мировоззрения - крайний фатализм. Они признавали всемогущего, вездесущего Аллаха и его посланника, пророка Мухаммада. Человек, с этой точки зрения, полностью зависит от Аллаха. И когда человек что-либо совершает, то это не его поступок, а исполнение воли Аллаха. Этот подход не предполагал осмысление мотивов человеческого поведения.

2. Мистическое течение в исламе - суфизм видело в человеке соединение божественного и тварного. В связи с этим дается новое понимание человека - как самого совершенного бытия универсума, отражения одного из многих атрибутов Абсолюта. Человек, согласно этому подходу, интегрирует в себе все сущее, объединяет все реальности мира. Такой взгляд возвышал человека и увеличивал его личную ответственность за свою судьбу. Будучи воплощением и «хранилищем божественного», человек, по мнению суфистов, может вернуться к истинному «я» через соединение с Богом. Одним из свойств человека называется его способность к совершенствованию на пути самопознания.

3. К философскому течению арабо-язычной мысли относится восточный перипатетизм. Идеи греческих философов становятся достоянием арабо-язычных народов. На арабский язык переводятся труды Платона и Аристотеля, Галена, Архимеда. На этой основе формируется собственная арабоязычная философия и наука. Арабских философов интересовали вопросы происхождения человека, его места и роли в мироздании. Они рассматривали особенности душевных сил человека, его познавательных способностей, моральных качеств и т.д. Арабские философы подвергли сомнению религиозные догмы и считали своей задачей искать «доказательство несостоятельности буквального смысла священных текстов и истинности их толкования» (Ибн Рушд).

Идея Аристотеля о Божестве как неподвижном перводвигателе соответствовала духу Корана. При этом арабоязычные последователи учения Аристотеля отличались от европейских перипатетиков, выдвигая специфические идейно-теоретические и научные задачи. Поэтому воззрения Аристотеля в контексте их рассуждений приобрели новое и оригинальное звучание.

Арабские философы попытались описать образ идеального человека и определить путь его совершенствования. Но в отличие от религиозного сведения идеального к соблюдению Корана и предписаний шариата, а также суфийского определения совершенства как обретенной в подвижничестве святости, перипатетики ориентировались на совершенство интеллектуальное. Главное отличие человека от всех других творений они видели в обладании силой разума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.