Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие философско-психологической мысли в Англии




Социально-экономические идеологические предпосылки развития европейской психологической мысли XVIII века

Тема 6. Психологическая мысль XVIII и первой половины XIX века

Глоссарий

Антропопсихизм, рефлекс, психофизическая проблема, Реформация, теория общественного договора, малые перцепции, монада.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие правила, которыми должен руководствоваться исследователь, чтобы достичь объективности, выделяет Декарт?

2. Кто обосновал психологию как науку о сознании?

3. Какие научные достижения оказали наиболее сильное влияние на Декарта?

4. Какие уровни познания выделяет Локк?

Задание для самостоятельной работы

1. Какие два направления в методологии науки противостояли друг другу в исследуемый период?

2. Какие ложные понятия, "идолы", выделяет Бэкон? Привести свои примеры.

Основные события в экономической и социально-политической жизни Западной Европы XVIII в. это индустриальная революция в Англии и буржуазная революция во Франции, создавшие предпосылки для интенсивного развития капиталистических отношений.

Возникает и ширится общественное движение, получившее название Просвещение Его цель состоит в том, чтобы просветить силой познания все существующее. Представители этого течения, выражали антиклерикальные настроения, утверждали, что причина всех человеческих бед - невежество и религиозный фанатизм. Поэтому главные средства оздоровления общества, избавления от социальных бед и пороков они видели в решительной борьбе с суевериями, возвращении к естественной, здоровой природе человека, утверждении в умах людей научного знания, опирающегося на опыт и разум.

В эпоху Просвещения наука перестает обслуживать богословие, становится инструментом познания природы. Осуществляется ее превращение в самостоятельную сферу деятельности. В ряде европейских стран научных Академий. Во Франции публикуют знаменитую многотомную «Энциклопедию» и образуется общество энциклопедистов.

Д. Гартли (1705-1757) создал законченную концепцию ассоциативной психологии (в основе образования всех психических явлений лежит механизм ассоциаций). Психика понимается им, с одной стороны, как результат воздействия на человека внешнего мира. С другой стороны, психика выступает у него как продукт работы организма. Д. Гартли рассматривает организм как своеобразную вибраторную машину. По мнению ученого, вибрации внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц.

В работе «Трактат о человеческой природе» (1739) Дэвид Юм (1711-1776) говорит о необходимости применить экспериментальный метод к изучению человеческой природы. Юм выделяет простые впечатления и сложные, являющиеся различными комбинациями первых. В основе комбинирования простых представлений лежат принципы ассоциации, «связующие начала». Юм описывает 3 вида оснований (соответственно видов ассоциаций), по которым осуществляется соединение идей: «сходство, смежность во времени или пространстве, причина и действие». Тем самым он продолжает развитие ассоциативной теории и вводит новые виды ассоциаций

Юм отмечает, что «Аффекты (страсти) изначально присущи человеческой природе»; они независимы от рассудка и не управляются им. Это - впечатления, происходящие от других восприятий. Прямые аффекты непосредственно зависят от удовольствия и боли (желание, неприязнь, печаль, радость, надежда, страх, отчаяние, спокойствие). Косвенные - производны от них (гордость, покорность, честолюбие, тщеславие, любовь, ненависть, щедрость и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.