Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодичность областных и краевых газет




АУДИТОРИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ ЕЖЕДНЕВНЫХ ГАЗЕТ

(% населения старше 16 лет) [4]

 

Наименование газеты            
«Комсомольская правда»            
«Московский комсомолец»            
«Российская газета»            
«Спорт – Экспресс»            
«Труд»            
«Известия»            
«Коммерсантъ»            

 

 

Региональная печать, опираясь на опыт мировой газетной периодики, могла бы компенсировать изъяны в общероссийском информационном пространстве, больше уделять внимания общероссийской и международной тематике. Однако ее возможности в этом плане весьма ограничены. К тому же в постсоветские годы разовый тираж ежедневных областных и краевых газет сократился более чем в 12 раз, с 12,5 до 1,2 млн экз. (см. таблицу 9). Раньше ежедневные краевые и областные газеты составляли около 80% тиража всей периодики данного типа. В 2008 г. – всего 4%.

Таблица 9

 

Типы газет по характеру периодичности Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.
           
Ежедневные     12,5 1,2 3,7 0,2
3–4 раза в неделю     1,2 0,6 0,2 0,1
1–2 раза в неделю     1,8 12,9 0,1 0,5
1–3 раза в месяц       3,2   0,05
Другая периодичность       6,5   0,05
Все издания     15,5 24,4   0,9

 

У республиканских газет их мобильный отряд – ежедневные издания не прибавили разовых и годовых тиражей и сократили численность с 39 до 19 наименований. Однако общее количество наименований республиканских газет за последние годы выросло с 84 до 466. Из 6,8 млн экз. разового тиража изданий значительная часть принадлежит еженедельникам и изданиям с более редкой периодичность. В 2008 г. газеты с периодичностью 1–2 раза в неделю выходили в республиках тиражом 3,6 млн экз., а с периодичностью 5–6 раз – 0,3 млн экз. (см. таблицу 10).

 

Таблица 10

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ГАЗЕТ

 

Газеты по характеру периодичности Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.
                 
5–6 раз в неделю       2,6 0,5 0,3 0,8 0,1 0,06
3–4 раза в неделю       0,6 0,4 0,3 0,1 0,05 0,06
1–2 раза в неделю       0,6 1,8 3,6 0,04 0,1 0,15
1–3 раза в месяц     0,8 1,3 0,05 0,01
Другая периодичность       0,001 0,1 1,3 0,001 0,001 0,01
Все издания       3,8 3,6 6,8 0,9 0,3 0,29
                       

 

Постсоветская системная трансформация в сферах экономики, политики, культуры вызвала к жизни трансформацию массового информационного пространства. Новое общественное разделение труда породило новых субъектов информационных отношений, переустроило и расширило состав коммуникативных функций различных социальных субъектов, в реализации которых стали принимать участие СМИ. Это прежде всего коммуникативные функции субъектов сугубо экономической деятельности. Существенным образом изменилось межсубъектное взаимодействие и в политической сфере, претендующей на публичную политику. Произошло существенное переосмысление коммуникативных функций культуры и науки.

Одним из самых существенных проявлений современного информационного пространства является его сегментация. Различные сегменты нарождающегося рынка (со стороны предложения товаров и услуг) нуждались в целевой аудитории для реализации своих товаров и услуг, чтобы повысить эффективность производственной и коммерческой деятельности. Форматизация СМИ – это определенная сегментация массового информационного пространства, вызванная не только процессами развития общественного разделения труда, но и острой конкуренцией между средствами массовой информации в удовлетворении потребностей различных сегментов аудитории.

Типологизация – это процесс разделения всей совокупности СМИ на отдельные типологические группы. Форматизация – это разделение труда между отдельными СМИ и его самоорганизация, способствующие успешной реализации коммуникативных стратегий и идеологий, а также достижению экономической стабильности и прибыльности.

Тип СМИ характеризуется интегральным результатом взаимодействия его компонентов. Этим результатом являются создаваемое им общение между участниками определенного вида социальной деятельности и порождаемые им соответствующие общественные отношения: идеологические, политические, нравственные, организационные и др. Это общение и соответствующие общественные отношения способствуют организации совместной деятельности этой социальной группы, которая должна быть адекватной реальным условиям ее жизнедеятельности.

А формат современных СМИ часто создает общение в частичном объеме, вбирая в себя лишь часть функциональных, содержательных и иных характеристик. Это порождает существование множества близких по формату СМИ, которые дублируют друг друга.. Издания, сделанные по формату, далеко не всегда представляют собой тип в его интегральном обличье, в его целостности.

Медиаформат – это мысленный аналог реально действующего или планируемого СМИ. Это интегрированный медийный стандарт, основанный на системных характеристиках одного из типов СМИ, на базе которого создается концепция данного издания, его программа. Формат как типологическая модель и как редакционный стандарт, основанный на данной модели.

СМИ может быть типическим, если обнаруживает в себе общее (типичное) в частном, индивидуальном, в своих базовых признаках, т. е. в функциях, жанрах, стилях и др. Обилие форматов – признак детипизации СМИ. В результате создаются узкоформатные коммуникации. Например, общероссийское издание охватывает лишь небольшую часть своей потенциальной аудитории. Типизация – это сведение многообразия типов СМИ к небольшому их числу. Это подведение под какой-либо тип, классификация по типам. Типизация – это разработка и установление типовых решений (организационных, технологических и др.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Типизация – создание оригинальных индивидуальных проектов на базе типовых проектных решений, на единой методологической основе. Типизация – это деятельность по рациональному сокращению видов, объектов путем установления некоторых типовых видов, принимаемых за основу при создании других объектов, аналогичных или близких по функциональному назначению.

Форматизация массового информационного пространства – это его дальнейшая фрагментация на основе усиления процессов разделения труда между отдельными СМИ в условиях стремительного роста их численности, типологического многообразия.

Различие между форматом и типом СМИ в том, что тип представляет собой идеальную модель данной типологической группы, характеризующую то, каким должно быть каждое представляющее данную группу издание. В формате же выбраны не все элементы данной модели, а лишь те, которые отвечают специфической «форматной» концепции. Чаще всего это проявляется в связи с рыночными условиями существования СМИ, а конкретнее – в результате необходимости сегментирования рынка и удовлетворения потребностей представителей сегментов рынка. Это касается всех активных субъектов рынка – и потребителе, и продавцов (производителей содержания).

 

 

Оценивая коммуникативные возможности современной российской печати как целостного, системного объекта, следует отметить:

1) периодическая печать является одним из важнейших факторов формирования единого информационного пространства, которое образуется тогда, когда периодика помогает членам общества, различным группам общаться, взаимодействовать друг с другом, чтобы затем совместно и организованно участвовать в различных видах социальной деятельности;

2) процесс отчуждения от газетной и журнальной периодики части населения в последнее десятилетие замедлился, но он продолжает весьма негативно сказываться на уровне информационного взаимодействия в различных сферах общественной жизни и препятствует становлению информационного общества – важнейшей составляющей современной цивилизации;

3) в результате «коммуникативных разрывов» значительная часть населения отчуждена от духовных ценностей общенационального характера, создаваемых в процессе социальных преобразований. Она лишена возможности полноценно использовать общероссийские газеты и журналы как источники общероссийской и международной информации, как трибуну общественного мнения всего сообщества, как фактор организации и самоорганизации общероссийских и региональных сообществ на решение национальных проблем;

4) существенно ограничиваются возможности в осуществлении своих коммуникативных функций у различных представителей духовной, духовно-практической и практической деятельности. Существенный дисбаланс наблюдается в научных, художественных, экономических, политических, образовательных коммуникациях. Ущемляются права создателей ценностей, так как в коммуникативном процессе общения с ними не участвует весьма значительная часть членов общества. Да и голос (мнения, предложения, критика, социальный опыт) «отключенных» от общенационального общения тоже оказывается не услышанным;

5) в российской прессе значительно возрастает количество тех, кто желает информировать и осуществляет это информирование благодаря росту количества наименований газет и журналов. Но это чаще всего издания с небольшими тиражами и невысокой периодичностью. Их поддерживают стремящиеся иметь свой собственный информационный ресурс различные спонсоры, рекламодатели, представители экономической и политической элит;

6) наиболее активно развиваются издания в сферах деловой деятельности, производства товаров и услуг (деловые коммуникации, рекламные коммуникации);

7) в сфере научной деятельности за последние годы резко снизились тиражи научных изданий, в образовательной сфере мало выпускается учебных изданий. Пока недостаточно развиваются коммуникации в сфере национальных и межнациональных отношений РФ.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Акопов А.И. Периодические издания. - Ростов-на-Дону, 1999.

Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10.Журналистика. - 1998. - № 3.

Алексеева М.И. Книгоиздание в современной России. – М.. 2000.

Бакшин В.В. Типологические характеристики еженедельника. - Владивосток 1984.

Богданов В.Л., Засурский Я.Н. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. Т. 1-2. – М., 1998.

Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных журналов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. – 1973. - № 3;

Вартанова Е.Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. - М.: Медиамир, 2009.

Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран северной Европы между государственным и рыночным регулированием. – М., 1997;

Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. – М., 1999;

Вартанова Е.Л. Коммуникационная политика России: нужен решительный шаг // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2001. - № 1;

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. - М., 2000;

Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России: пятьнадцать лет спустя. - М., 2008.

Грабельников А.А. Система средств массовой информации. Библ. справочник. – М.: РУДН, 2009.

Дзялошинский И.М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. – М.: Московский Центр Карнеги, 2001.

Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М., 2003.

Засурский Я.Н. Искушение свободой.- М., 2004.

Засурский Я.Н. Актуальные проблемы журналистики. – М., 1997.

Засурский Я.Н. Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2001. – № 4.

Засурский Я.Н. Российские медиа в XXI веке // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2001. – № 4.

Лазаревич Э.А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Х1. Журналистика. - 1979. - № 1.

Лазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. – М., 1984.

Лазаревич Э.А. Тип журнала и его дизайн // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2008. - № 2.

Методика изучения периодической печати. – М., 1977.

Методологические основы изучения региональной печати. – М., 1993.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

Реснянская Л.Л. Топология СМИ в политическом пространстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2001. - № 1.

Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. - М., 2001;

Реснянская Л.Л. Особенности развития газетно-журнальной периодики России. – М., 1996.

Реснянская Л.Л. Эволюция газетно-журнальной периодики // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. – 1994. – № 4

Реснянская Л.Л., Свитич Л.Г., Фомичева И.Д., Ширяева А.А. Перспективы развития региональной прессы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 1996. - № 3.

Руденко И.А. Детская и юношеская пресса России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. – 2003. - №2.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М., Икар, 2001.

Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2003.

Средства массовой информации постсоветской России. Под ред. Я.Н. Засурского. – М.. 2002.

Средства массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. –М.: Аспект пресс, 2005.

Типология газетно-журнальной периодики // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. – 2003. - №2.

Типология периодических изданий. – Ростов-на-Дону, 1983;

Типология периодической печати. Под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. - М., 2007.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. – Воронеж, 2001.

Тулупов В.В. Региональная пресса: характер трансформации в переходный период // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. – 2003. - №2.

Фролова Т.И. Муниципальная пресса Москвы // // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. – 2003. - №2.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. – М.. 2002.

Шкондин М.В. СМИ как коммуникативная система // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2002. - № 1.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации. Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества. – М, 1999.

Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. - М.,1986.

Шостак М.И. Журналы России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. – 2003. - №2.

Ямпольская Р.М. Типологические особенности изданий для женщин. – М., 1996.

 


[1] См.: Печать Российской Федерации в 2008 году. Статистический сборник. – М.: Рос. кн. палата, 2009.

 

[2] Там же.

[3] Источник: TNS Gallup Media (репрезентируются города с населением более 100 тыс. чел.).

[4] Источник: «Левада-Центр».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.