Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполнение учебно-исследовательских заданий и упражнений




Задание 1.

Определить в результате группового обсуждения, на каком из уровней общения предпочитаете общаться Вы; чем обуславливается выбираемый вами уровень общения в конкретной ситуации.

Упражнение 1 - «Сидящий и стоящий».

Цель: способствовать осознанию и оценке своего психологического состояния при пребывании в определенной дистанционной позиции («сверху», «снизу», «рядом») по отношению к партнеру по общению.

Задание: разыграть ситуацию и высказать свое отношение к позиции, характеризующей определенный стиль общения.

Инструкция: разделиться на пары и обсудить «Как лучше подготовиться к экзамену». Поочередно каждый должен побывать в различной позиции: «снизу», «сверху» (один сидит на стуле, другой – стоит), «рядом» (оба стоят).

Вопросы для анализа упражнения: Какие чувства вы испытывали в ходе разговора? В какой позиции вам было наиболее комфортно? Что вам хотелось сделать, чтобы изменить ситуацию?

Упражнение 2 - «Я-высказывание»

Цель: научиться конструктивно выражать свои негативные чувства, используя прием «Я-высказывание».

Задание: перевести следующие «Ты-высказывания» в «Я-высказывания»: 1. Твой друг (подруга) попросила(ла) у тебя одежду (или что-то другое) и порвал(а) ее. 2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники. 3. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали. 4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списывал(а) контрольную работу. 5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его полчаса, а он так и не пришел.

Инструкция. В результате группового обсуждения представить вариант высказывания. При выполнении задания воспользуйтесь схемой: 1.Событие. «Когда… (описание нежелательной ситуации). 2. Ваша реакция. «Я чувствую…» (описание ваших чувств). 3. Предпочитаемый исход. «Мне хотелось бы, чтобы…» (описание желаемого варианта). 4. Ваше поведение в случае изменения человеком своего поведения.

Например, у вас появилось чувство раздражения, обиды на маму, которая в присутствии ваших друзей повела себя с вами как с маленьким ребенком. Схема разговора такова: «Когда ты накричала на меня при ребятах…» «я почувствовал себя неудобно…» «поэтому в следующий раз я очень прошу тебя говорить мне то, что тебя не устраивает, когда мои друзья уйдет…» «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Вопросы для анализа упражнения: Какие трудности вы испытывали? Как часто вы используете в жизни «Я-высказывание». Почему?

Ролевая игра-упражнение 3 - «Угадай стиль общения».

Вариант 1.

Цель: способствовать овладению средствами общения, передающими особенности различных стилей.

 

Задание: осуществить моделирование и разыграть ситуацию, показав разные модели (стили) общения преподавателя со студентами; определить продемонстрированный стиль общения.

Инструкция. Разделиться на 3 подгруппы, выбрать карточку с названием стиля (авторитарный, демократический, либеральный), осуществить моделирование и разыграть соответствующую ситуацию. Другие подгруппы после 10-секундного совещания, называют продемонстрированный стиль и аргументируют сове мнение.

Вопросы для анализа упражнения: Какие использованы средства общения? Насколько они передают особенности представляемого стиля? 3. Насколько вам было комфортно в рамках данного стиля в отображаемой ситуации? Почему? Что вам хотелось сделать, чтобы изменить свое поведение в представляемой ситуации? Был ли представляемый стиль оптимален для смоделированной ситуации? Почему?

Вариант 2.

Цель: вывести поведенческие аспекты разных моделей установления контакта в ситуации педагогического общения.

Задание: разыграть ситуацию, показав разные модели общения преподавателя со студентами.

Инструкция: разделиться на 3 группы; в каждой группе определить, кто будет исполнять роли «учащихся» и «преподавателя»; разыграть ситуацию, реализуя один из стилей (авторитарный, демократический, либеральный).

Ситуация: вы входите в аудиторию и начинаете урок: приветствуете студентов, отмечаете отсутствующих, сообщаете тему, цели, план занятия.

Вопросы для анализа упражнения: Какие средства общения, передающие особенности стиля, были использованы? Выразите свои эмоции и чувства, испытываемые в процессе выполнения задания.

Упражнение 4 – «Этическая защита»

Цель: способствовать овладению приемами этической защиты.

Задание: разыграть ситуацию, используя приемы этической защиты.

Инструкция. Разделиться на подгруппы по 3 человека, выбрать карточку с описанием ситуации, поочередно разыграть соответствующую ситуацию; после 10-секундного совещания назвать продемонстрированный прием, выполняемую им функцию и аргументируют сове мнение.

Ситуации. 1. Прозвенел звонок с урока, преподаватель продолжает диктовать домашнее задание. Студент говорит: «Вы что, не слышите? У нас – перемена!» 2. Студент грубо комментирует низкую оценку: «Вы придираетесь ко мне! Сами на знаете, что хотите!» 3. Студент заявляет преподавателю: «Это ваша обязанность нас учить – вам за это платят!» 4. Студенты гурьбой выходят из двери, не замечая попыток преподавателя войти в здание. Один из них говорит: «Молодым везде у нас дорога». 5. На замечание преподавателя фиксировать ход лекции, студент грубо отвечает: «Было бы что записывать!»

Вопросы для анализа упражнения: Какие приемы этической защиты наиболее часто были использованы в группе? Какая функция педагогического общения наиболее реализована? Был ли представляемые приемы оптимальны для смоделированной ситуации? Почему? Насколько часто вы используете приемы этической защиты в реальной жизни? Какие трудности вы испытываете? Студент во время опроса многократно отказывается отвечать, аргументируя отказ словами: «Да вы непонятно все объясняете!»

Учебно-исследовательские задания по изучению темы при подготовке к семинару-практикуму

Задание 1. Представить в виде схемы содержание, функции и средства педагогического общения.

Задание 2. Выявить специфику функций педагогического воздействия, выделить соответствующие каждой функции операции. Заполнить таблицу.

Функция Операция
Название Характеристика Название Характеристика
       

Задание 3. Определить функцию, операцию педагогического взаимодействия в приведенных примерах. Заполнить таблицу (см. ключ в приложении 1).

Функция, операция   Характеристика
А - - Я была бы рада тебе помочь в подготовке доклада.
Б - - Наверное, у вас были веские причины не подготовиться к уроку
В - - Я всегда радуюсь, когда слышу глубокий и полный ответ.
Г - - Это очень умные и добрые дети.
Д - - Ты, вероятно, был очень занят, поэтому не успел привести свой костюм в порядок.
Е - - Сегодня на уроке мы рассмотрим…

Задание 4. Определить уровень общения в представленной педагогической ситуации (см. ключ в приложении 1).

Уровень общения Реакция
А Обращение в автобусе: «Подвинься-ка, очкарик…»
  Б Разговор соседей: «Доброе утро!» - «Здравствуйте! Хорошая погода сегодня» – «Да, приятно выйти на улицу». – «Удачного вам дня!» – «До свидания».
    В Студент К. говорит родителям: «Предмет трудный, а времени на подготовку было только 2 дня. К тому же экзаменатор Иванов ко мне всегда придирается и сегодня не в духе – гонял по всем темам. Теперь я, к сожалению, без стипендии».

Задание 5. Дать определение понятию «уровень педагогического общения». Заполнить таблицу, представив характеристику уровням общения, проиллюстрировать каждый уровень примером из педагогической практики.

№ п/п Название уровня Характеристика особенностей Примеры из практики
       

Задание 6. Составить кодекс светского общения (4-5 правил)

Задание 7. Изучить подходы различных авторов к классификации стилей общения (взаимодействия). Дать их краткую характеристику, выделив недостатки и достоинства. Привести примеры-иллюстрации. Составить таблицу «Подходы к классификации стилей общения».

Авторы классификации Название стиля Характеристика Пример-иллюстрация
Недостатки Достоинство
         

Задание 8. Вспомнить и описать свои впечатления от взаимодействия с людьми, общающимися с вами в разных стилях. Заполнить таблицу.

Стиль общения Пример взаимодействия Моя реакция
общение на основе высоких профессиональных установок    
деловое общение, общение    
на основе дружеского расположения,    
общение-дистанция,    
общение–устрашение    
общение–заигрывание    

Задание 9. Изучить подходы к выделению социальных ролей субъектов профессионально-педагогического общения в книге: Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А.Лобанов, – М.: Академия, 2002. – 192 с.

Представить характеристику социальных ролей субъектов профессионально-педагогического общения в виде таблицы.

№ п/п Название роли Краткая характеристика Примеры
1.      

Задание 10. Представить свой «ролевой веер». Описать конкретные ситуации, в которой раскрываются различные части веера; выделить актуальную роль.

Задание 11. Описать 2-3 педагогические ситуации и проанализировать их с позиции исполнения социальных ролей участниками взаимодействия.

Задание 12. Установить принадлежность высказывания способу этической защиты (см. ключ в приложении 1).

Способ защиты Высказывание
1 - «оставить наедине с собой», А – «Если вы не можете без оскорблений старших, то, пожалуйста, кричите»
2 – «вопрос об адресате» Б – «Как жаль, что вы не понимаете, что происходит…»
3 – «проявление доброжелательности» В – «Извините, я не расслышала, что вы сказали?..»
4 - «великодушное прощение» Г – «Я бы с удовольствием поставили вам 4 за ответ, но я совесть не позволяет так оценить ваше молчание»
5 – вопрос на воспроизведении» Д – «Вы такой умный человек, а говорите такое…»
6 - «сопоставление поведения с достоинствами партнера» Е – «Видимо произошло что-то непредвиденное, что вы опоздали на урок»
7 – «окультуренное воспроизведение» Ж – «Если я вас правильно поняла, вы хотите сказать, что при оценке допущена неточность?"
8 – «ссылка на особенности своего характера» З – «Хорошо, что вы подсказали мне, что не успеваете записывать; я буду говорить медленнее, когда важна будет точная запись»
9 - «доведение до абсурда» И – «Я думала, что понятно все объяснила. Но раз это не так, давайте ваши тетради, я сделаю задание сама»
10 – «оправдание поведения» К – «Простите, вы ко мне обращаетесь?»

Задание 13. Сочинение-рефлексия «Я - манипулятор?»

Цель: осуществить самоанализ собственных манипулятивных действий.

Задание: проанализировать разнообразные жизненные ситуации и выделить собственные приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс общения с другими людьми (воспитанниками, их родителями, коллегами, членами своей семьи).

Инструкция: вспомните несколько жизненных ситуаций, в которых бы прослеживались ваши манипулятивные действия. Опишите себя-манипулятора, акцентируя внимание на вопросах: Какова ваша стратегия манипулятивных действий? Вы манипулируете окружающих чаще всего неосознанно, в силу сложившихся обстоятельств или намеренно? Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для вас манипуляция? Как происходит в жизни: вами манипулируют или главных манипулятор вы сами? 5. Какой вывод вы можете сделать для себя в результате этой рефлексии?

Задание 14. Представьте в виде таблицы характеристику особенностей этапов педагогического общения.

№ п/п Наименование Цель Характеристика особенностей
       

 

Задание 15. Представьте схематично составляющие коммуникации как акта общения: грани коммуникации, фазы контакта, виды коммуникативного взаимодействия типы ограничений на контакт, феномены контакта.

Задание 16. Составьте коммуникативную профессиограмму педагога.

Задание 17. Выделите коммуникативные стили личности, выделите параметры для их сравнения и представьте характеристику стиле согласно выделенным параметрам.

Наименование стиля Параметры для сравнения
Соблюдение норм субъектных отношений ….
               

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.