Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезис лекции 1. Введение. Предмет, задачи, методы «Психологии развития и возрастной психологии»




Введение. Предмет, задачи, методы «Психологии развития и возрастной психологии».

Задачи курса «Психология развития и возрастная психология».

Теоретические и практические задачи «Психологии развития и возрастной психологии»:

1. Раскрытие возрастных особенностей личности;

2. Установление закономерностей переходов от одного возраста к другому;

3. Нахождение благоприятных периодов формирования различных психических свойств личности;

4. Изучение возрастной динамики психических процессов в ходе обучения и воспитания;

5. Создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;

6. Усвоение знаний в области организации оптимальных форм детской деятельности и общения;

7. Развитие знаний и умений в области оказания психологической помощи в периоды возрастных кризисов и др.

Конечная дидактическая задача курса предъявляется в качестве требования к сформированным у студентов знаниям и умениям и заключается в том, чтобы подвести студентов к решению задач психологического анализа и конструирования разного типа ситуаций совместной продуктивной деятельности в качестве средств управления когнитивным и личностным развитием.

Раздел 1. Предмет, задачи, методы «Психологии развития и возрастной психологии».

Предметом «Психологии развития и возрастной психологии является изучение закономерностей онтогенеза психологических процессов и личности человека в условиях обучения и воспитания на каждой стадии его психического развития.

Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др.

Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелых возрастов, геронтопсихология. Их разработанность и значение. Связи возрастной психологии с философией, общей психологией, педагогикой и другими науками.

Теоретические задачи возрастной психологии - рас­крытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к друго­му, определение возможностей развития.

Продвижение в решении теоретических задач возраст­ной психологии расширяет возможности ее практическо­го внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это конт­роль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в спе­циальные учреждения. Подобно тому как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог дол­жен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать.

Практические задачи – создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка; организация оптимальных форм детской деятельности и общения; организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Методы исследования в «Психологии развития и возрастной психологии». Особенности использования методов наблюдения и эксперимента в возрастной психологии.

1. Стратегия наблюдения. Основная задача - на­копление фактов и расположение их во временной после­довательности. Наблюдение должно отвечать ряду требо­ваний - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; система­тичность наблюдений; наблюдение за естественным по­ведением ребенка.

2. Стратегия естественно-научного констати­рующего эксперимента. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при опреде­ленных контролируемых условиях, измерить его количест­венные характеристики, дать качественное описание.

3. Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явле­ния и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Разли­чают лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент (проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением резуль­татов).

В психологии используют два метода срезов: метод по­перечного среза (в достаточно больших группах с по­мощью конкретных методик изучается определенный ас­пект развития), лонгитюдный метод, или «продольное исследование» (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени).

При проведении эксперимента пользуются следующи­ми частными методами.

4. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на це­ленаправленные вопросы.

5. Анкетирование - метод получения информации о че­ловеке на основании ответов на специально подготовлен­ные вопросы, составляющие анкету (может быть пись­менным, устным, индивидуальным и групповым).

6. Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тет­ради, дневники).

7. Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.

8. В настоящее время интенсивно развивается стра­тегия формирующего эксперимента, введенная в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экс­периментально-генетическим, так как он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития. Основная цель - активное вмешательство, по­строение процесса с заданными свойствами.

Понятие «возраста» в психологии: биологический, социальный и психологический возраст.

Проблемы современной возрастной психологии:

- проб­лема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

- проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие де­тей;

- проблема соотношения и выявления задатков и спо­собностей;

- проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;

- проблема разработки разделов возрастной психологии;

- проблема возрастной периодизации;

- проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.

Психология развития и возрастная психология тесно связана с другими облас­тями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Кроме наук психологического цикла, психология развития и возраст­ная психология связана с философией, анатомией, физи­ологией, педагогикой.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. История становления «Психологии развития и возрастной психологии» как науки.

2. Исторический анализ понятия «детство».

3. Возрастные особенности человека как предмет психологии развития.

 

Вопросы для повторения:

1. Предмет и задачи «Психологии развития и возрастной психологии»

2. Основные принципы и методы «Психологии развития и возрастной психологии»

3. Проблемы современной «Психологии развития и возрастной психологии»

 

Темы рефератов и научных сообщений:

1. История становления «Психологии развития и возрастной психологии» как науки.

2. Исторический анализ понятия «детство».

3. Основные направления исследований в возрастной психологии в нашей стране и за рубежом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.