Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувство взрослости как мотивация развития подростка




Нравственное развитие подростка.

Нравственное развитие школьника существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л. И. Божович, «выражая определенные отноше­ния между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения, - про­изводственной, научной, художественной и др.». Усвое­ние ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нрав­ственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен част­ным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. Вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеж­дения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии. В убеждении, по мнению Л. И. Божович, находит свое вы­ражение более широкий жизненный опыт школьника, про­анализированный и обобщенный с точки зрения нрав­ственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззре­ния происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направ­ленность, и «позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную по­зицию».

Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с усвоением морали, он выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный, когда дети ориентируются не на эти­ческие принципы, а на возможное поощрение и наказа­ние, - доподростковый уровень;

2) уровень «конвенциальной морали», когда ребенок следует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10-13 лет;

3) уровень «автономной морали», т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подростково­го возраста он присущ только 10 % детей.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разни­цы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взросло­сти проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вме­шательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. Они многообразны.

Подражание внешним признакам взрослости - куре­ние, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, спосо­бы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы до­стижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях со­трудничества ребенка и взрослого в разных видах дея­тельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, пережи­вающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стрем­лении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной прог­раммы (кружки, музеи и т, п.). Значительный объем зна­ний у подростков - результат самостоятельной работы.

Многие психологи считают чувство взрослости источ­ником развития личности в подростковом возрасте, ос­новной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых. Так, если стремление быть взрослым вызывает сопро­тивление со стороны действительности, подросток вы­нужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в актив­ности ребенка трудовой деятельности и деятельности самоутверждения, чувство взрослости реализуется в со­обществе сверстников. Если окружающие взрослые при­знают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности са­мосовершенствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.