Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентуации характера у подростков




Особенности личности подростка.

Выделяют следующие виды направленности личности подростка:

- гуманистическая направленность - отношение под­ростка к себе и обществу положительны;

- эгоистическая направленность - он сам является бо­лее значимым, чем общество;

- депрессивная направленность - он сам никакой цен­ности не представляет для себя. Его отношение к общест­ву можно назвать условно положительным;

- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой цен­ности.

Важнейшей особенностью подростков является посте­пенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние крите­рии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

Отрочество благодаря потребности познать себя (иден­тификация с собственным «Я») и стремлению открыть че­рез постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлек­сии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обога­щает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о ко­торых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающи­ми людьми.

Развитие самосознания подростка приводит к возник­новению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л. И. Божович называла «са­моопределением ». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена об­щества и конкретизируется в новой общественно значи­мой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью ре­шать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внеш­них обстоятельств, опирается на формирующееся миро­воззрение подростка и связано с выбором профессии.

Характер многих подростков становится акцентуиро­ванным - крайний вариант нормы. Выделяют 10 основных типов акцентуации.

1. Гипертинность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисцип­линированные, легко попадают под влияние неблагопо­лучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике.

2. Застревание. Склонность к “застреванию аффек­та”, к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамят­ные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упер­тые в одно», зашкаленные.

3. Эмотивность. Аффектно-лабильные (неустой­чивые). Люди, у которых быстро и резко меняется на­строение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все - и работоспособность, и са­мочувствие и т. д.; тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать.

4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает.

5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хо­рошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настрое­нии - как гипертимные.

7. Демонстративиость. Люди, у которых сильно вы­ражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания (“пусть ненавидят, лишь бы не были равнодуш­ными”). Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импуль­сивной реактивности в сфере влечения.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам на­строения. Противоположность гипертимности. Настрое­ние пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративному, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента).

Темы для самостоятельного изучения:

1. Проблема психологического развития подростков в современных условиях.

2. Социально-психологическая характеристика ситуации личностного развития в подростковом возрасте.

 

Вопросы для повторения:

1. Современная социальная ситуация развития подростков.

2. Проблема кризиса подросткового возраста.

3. Проблема ведущей деятельности подростка.

4.«Чувство взрослости» как мотивация развития подростка и как основное психологическое новообразование.

5. Психосексуальное развитие подростка.

6. Общение подростка со сверстниками. Отношения подростков с взрослыми.

7. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте.

8. Развитие личности в подростковом возрасте. Основные психологические новообразования.

 

. Вопросы для обсуждения:

1. Кризис подросткового возраста в психологических концепциях (С. Холл, Э. Шпрангер, В. Штерн, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский).

2. Современная социальная ситуация развития подростков.

3. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков.

4. Проблема ведущей деятельности подростка. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. «Чувство взрослости» как мотивация развития подростка и как основное психологическое новообразование. Виды взрослости.

5. Психосексуальное развитие подростка. Завершение половой идентификации.

6. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. Общение со сверстниками. Дружба, особенности ее развития. Общество сверстников в школе и вне ее. Подросток в неформальных молодежных объединениях.

7. Отношения подростков с взрослыми. Отношения между родителями и подростками. Самостоятельность и зависимость. Конфликт ценностных ориентаций.

8. Учебная деятельность подростков. Формирование познавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Проблема формирования профессиональной направленности. Трудовая деятельность, ее значение для формирования личности школьника.

9. Развитие личности в подростковом возрасте. Формирование самосознания как основного новообразования. Особенности Я–концепции подростка. Формирование нравственных убеждений. Негативные установки и причины их возникновения. Проблема оценки и самооценки. Возникновение идеалов, как воплощение уровня притязаний.

10. Развитие аффективно - потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие волевой сферы и стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию. Проблемы саморегуляции. Эмоциональная нестабильность, импульсивность поведения. Проблема самовоспитания в подростковом возрасте.

11. Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Развитие творческого воображения. Становление абстрактно-логического мышления. Склонность к экспериментированию. Стремление к самостоятельности и оригинальности мышления. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

 

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.

2. Пути и средства ускоренного формирования волевых качеств личности у подростка.

3. Проблема психологического развития подростков в современных условиях.

 

 

Тезис лекции 11. Особенности психического развития личности в ранней юности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.