Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие макроэкономические условия, предшествующие началу переходного периода




После второй мировой войны под влиянием СССР возникла целая группа государств, во главе которых стояли правительства, руководствовавшиеся коммунистической идеологией. В экономике они использовали командные методы управления, опиравшиеся на государственную собственность на подавляющую часть средств производства.

Однако достаточно быстро стало выясняться, что жестко централизованная система управления экономикой имеет не только преимущества (например, возможность концентрации ресурсов на приоритетных государственных программах развития экономики), но и существенные недостатки. Главный из них – невозможность командной системы обеспечить сопоставимую с рыночной экономикой эффективность производства. Коренная причина низкой эффективности производства – отсутствие личной заинтересованности работников и менеджеров в увеличении прибыли и в повышении эффективности производства.

В различных странах постепенно пришли к выводу о необходимости реформирования существовавшей экономической системы. Начиная с 50-х годов, стали проводиться эксперименты по модернизации экономик командного типа, которые, однако, не затрагивали коренных причин низкой эффективности производства – преобладание государственной собственности на средства производства, отсутствия демократической системы управления обществом.

Экономические эксперименты начались в Югославии в 50-х годах. В середине 60-х годов в ГДР была осуществлена реформа цен одновременно с предоставлением предприятиям большей самостоятельности. В конце 60-х годов были начаты реформы в Чехословакии и Венгрии. Довольно успешная экономическая реформа в 1978 г. была проведена в Китае после катаклизмов «культурной революции». В СССР в первой половине 80-х годов проводился эксперимент по расширению самостоятельности предприятий, а в 1985 г. было объявлено о начале перестройки и гласности.

В конце 80-х - начале 90-х годов бывшие социалистические страны Восточной Европы заявили о своем намерении перейти от системы социалистического хозяйствования к рыночному хозяйству западного образца. Как уже было отмечено выше, экономики данных стран обладали рядом общих характеристик, главной из которых являлась государственная собственность на средства производства. Преобладание данной формы собственности над другими приводило к необходимости централизованного планирования и управления экономикой. Эта главная причина объясняет особенности экономики социалистических стран, характерные для начала переходного периода.

1. Существование мягких бюджетных ограничений на предприятиях (см. [1], с. 40), что означает возможность получения предприятиями субсидий со стороны государства, дешевого кредита, налоговых льгот, отсутствие санкций за нарушение финансовой дисциплины. Таким образом, государственные предприятия в социалистической экономике пользовались массой привилегий, что приводило к отсутствию реальной рыночной конкуренции. Директора государственных предприятий были склонны к расширению неэффективных инвестиций (явление долгостроя). Если инвестиции не давали отдачи, последствия для директора были минимальны, государство поддерживало убыточные предприятия. Не смотря на громадные убытки, банкротства происходили крайне редко. Например, в Польше только 11 государственных фирм разорились после принятия в 1983 году закона о банкротстве. В России закон о банкротстве принят давно, но официально механизм банкротства работает с июня 1998 года (после железнодорожной войны шахтеров и отставки правительства) и то достаточно неэффективно. Отсутствие бюджетных ограничений на предприятиях порождало несоответствие заработной платы и производительности труда. Не смотря на существование тарифной системы, существовало много способов безудержного роста оплаты (фонды социального обеспечения, премиальные системы). Рост заработной платы всегда мог быть профинансирован за счет бесплатных (а то и безвозвратных) кредитов Центрального банка. В СССР в 1988-1991 гг. и в Польше в 1987- 1989 гг. рост заработной платы значительно превышал рост производительности труда. Отсутствие связи величины заработной платы и качества выпускаемой продукции приводило к затовариванию магазинов не пользующимися спросом товарами.

2. Централизация планирования и управления экономикой приводила к необходимости централизованных цен, что порождало перекосы в ценообразовании или ценовые диспропорции. Для удержания потребительских цен на низком уровне необходимы были большие бюджетные субсидии сектору домашних хозяйств и отдельным отраслям экономики. Например, в Польше дотации на продукты питания, уголь, сельскохозяйственные ресурсы и энергопотребление составляли в 1989 году 11% ВНП, в Чехословакии – 16%, в СССР – 15%. Бесплатным было образование, медицинское обслуживание, значительно дотировались коммунальные платежи, так как цена жилья была значительно ниже стоимости. До 1991 года в СССР квартиросъемщики за жилье и коммунальные услуги платили менее 3% своих доходов. Субсидировались все виды пассажирского транспорта и другие отрасли сферы нематериального производства. Проблема образования субсидий представлена в модели AD-AS на Графике 4.1. (см. [2]).

 


                   
   
P0
     
 
 
P2
 
   
 
 
   
Y1

 


График 4.1. Механизм образования субсидий в экономике командного типа.

 

В данной схеме AS – гипотетическая линия совокупного предложения на субсидируемые товары и услуги (т.е. такой была бы функция предложения, если бы цены выполняли регулирующую роль, чего не было в административно-командной экономике).

AD – линия совокупного спроса на субсидируемые товары;

E – гипотетическая точка равновесия;

P1 - средняя цена производителей, по которой производится объем товаров и услуг Y1 (выше гипотетической равновесной цены P0);

P2 - средняя цена потребителей, по которой покупается объем товаров и услуг Y1 (ниже гипотетической равновесной цены P0);

Y1 x (Р1 – Р2) - величина субсидий в народном хозяйстве, которые выплачиваются из государственного бюджета.

3. Бюджетные субсидии и значительные военные расходы способствовали возникновению дефицита государственного бюджета, для финансирования которого в 80-х годах возникла необходимость эмиссии денег. Фактически бюджетные дефициты не ощущались: денег эмитировалось столько, сколько было необходимо. Следствием этого явился так называемый «денежный навес», т.е. избыточная денежная масса, которой не противостояла соответствующая масса товаров.

4. Низкие централизованные цены и избыточная денежная масса порождали дефицит товаров и скрытую инфляцию, индикатором которой могли служить цены на «черном рынке», превышающие гипотетические равновесные. Скрытая инфляция подавлялась государственным контролем над ценами и при либерализации цен быстро перерастала в высокую или гиперинфляцию. Проблема дефицита товаров и услуг схематично представлена на Графике 4.2.

 

 

 


 

           
 
Y1
 
Y2
 
Y
 
 

 

 


График 4.2. Механизм образования дефицита товаров и услуг.

На графике 4.2 AS – гипотетическая линия совокупного предложения на дефицитные товары и услуги;

AD – линия совокупного спроса на дефицитные товары и услуги;

Pf - централизованные цены (ниже равновесной гипотетической цены P0);

Y1 – количество товаров и услуг, которое готовы произвести производители по централизованным ценам;

Y2 - спрос на дефицитные товары и услуги по централизованным ценам;

(Y2 – Y1) - совокупный дефицит товаров и услуг.

 

5. Экономики рассматриваемых стран отличались большой ресурсоемкостью. В социалистических странах экономический рост на 90% формировался за счет экстенсивных факторов (в Китае – за счет рабочей силы, в СССР – за счет природных ресурсов). В большинстве западных стран, а также в Тайване, Южной Корее, Гонконге, Сингапуре экономический рост достигается в основном за счет роста эффективности производства. Факторами роста ресурсоемкости являлись устаревшие технологии, недогрузка производственных мощностей, износ основных производственных фондов и мягкие бюджетные ограничения (возможность для многих потребителей не оплачивать часть используемых ресурсов (например, энергоносителей).

6. В 80-е годы для социалистических стран характерным становится замедление темпов экономического роста. Например, если в 70-е годы среднегодовой рост реального валового общественного продукта[6] составил в Болгарии 7.1%, то в 80-е годы – 3.7%, в Венгрии соответствующие показатели были равны 5.4% и 1.6%, в Польше - 6.6% и падение с темпом 0.1% в 80-х годах, в Румынии – 9.7% и 4.5%, в Югославии – 6.1% и 0.7%, в СССР – 5.3% и 2.3% (см._[3], с. 381). Несмотря на сокращение темпов экономического роста, данные показатели были все же выше, чем в западных странах, хотя необходимо учитывать несовершенство социалистической статистики и ее стремление приукрашать действительность. По оценкам некоторых западных и российских экономистов реальные темпы роста в Советском Союзе были гораздо ниже официальных [4]. В экономиках рассматриваемых стран еще задолго до кризиса сложилась тенденция к последовательному замедлению приростов производственных мощностей. Например, в СССР, начиная с 1988 года, их расширение прекратилось, размер мощностей стабилизировался, а с 1991 года они стали сокращаться [5].

7. В начале переходного периода перечисленные выше особенности усугубляются политической нестабильностью (которая сдерживалась ранее авторитарными режимами). В различных странах обостряются национальные проблемы: Сербия и Хорватия, Азербайджан и Армения, Грузия и Абхазия, Молдавия, Северный Кавказ, Чехия и Словакия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.