Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монетарная политика в годы реформ




 

Для понимания монетарной (кредитно – денежной) политики Центрального банка и Правительства России в первые годы радикальных экономических реформ необходимо иметь в виду то обстоятельство, что в эти годы в распоряжении федеральных органов управления экономикой не было целого ряда важнейших инструментов, используемых для достижения тех или иных экономических целей. Прежде всего, в силу отсутствия рынка государственных обязательств и инфрастуктуры этого рынка, до 1995 г. невозможно было проведение операций на открытом рынке, являющихся главным инструментом кредитно – денежной политики.

 

Использование инструментов кредитно – денежной политики в период до финансового кризиса 1998 г.

В период до кризиса 1998 г. были предприняты следующие важнейшие меры в области кредитно – денежной политики.

1. В 1992 г. был введен единый обменный курс рубля по отношению к иностранным валютам. До этого в Советском Союзе и России существовало несколько обменных курсов каждой иностранной валюты по отношению к рублю (туристский, инвестиционный и т.д.). Курс рубля по отношению к валютам ведущих западных стран был искусственно завышен. С лета 1992 г. обменный курс стал фактически определяться результатами торгов на валютных биржах, прежде всего результатами торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), поскольку Центральный банк России стал ориентироваться на рыночный курс при объявлении официального обменного курса рубля. В том же году населению был разрешен фактически свободный обмен рублей на иностранную валюту через обменные пункты банков.

2. С января 1995 г. было прекращено прямое кредитование Правительства РФ банком России ([15] c. 6). Иначе говоря, прекратилось финансирование дефицита государственного бюджета за счет кредитной эмиссии Центрального банка. Эта мера явилась существенным фактором, способствовавшим прекращению гиперинфляции в России (см. таблицу 4.1 данного раздела).

3. В мае 1995 г. были проведены первые торги государственными бескупонными краткосрочными обязательствами (ГКО) на ММВБ. Это открыло возможности по использованию операций на открытом рынке для изменения объема денежной массы в стране, влияния через этот инструмент на процентные ставки, а также неэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета. Кроме того, ГКО начали использоваться Центральным банком и коммерческими банками как инструмент поддержания ликвидности финансовой системы. Уже в августе 1995 г. во время кризиса рынка межбанковских кредитов Центральный банк России выкупил у коммерческих банков ГКО на сумму 1,6 трлн. неденоминированных рублей и, тем самым, дал банкам возможность выполнить свои финансовые обязательства. Это способствовало ликвидации последствий кризиса рынка межбанковских кредитов.

4. Другая значительная мера в области монетарной политики в 1995 г. – введение с 1 июля 1995 г. валютного коридора. Политика валютного коридора продолжалась до финансового кризиса августа 1998 г. В этом же году Центральный банк России ввел резервирование по валютным депозитам банков, что способствовало перераспределению активов банков в направлении снижения в них доли иностранной валюты и увеличило спрос на рубли.

5. В связи со стабилизацией цен (см. таблицу 4.1), в 1996 г. Центральный банк России в несколько раз понизил ставку рефинансирования: со 160% до 48% годовых. Однако реальная учетная ставка даже в конце 1996 г. оставалась очень высокой – около 30 % годовых, что фактически делало невозможным широкое использование кредитов для финансирования развития производства.

6. В 1997 г. в период до осеннего финансового кризиса в странах Юго – Восточной Азии (Гонконг, Таиланд, Индонезия и т.д.) Центральный банк снизил ставку рефинансирования до 21% годовых. Существенно возросло предложение реальных денег (см. график 4.2). Эти меры монетарной политики способствовали стабилизации производства ВВП, который не снизился впервые с начала радикальных экономических реформ (см. таблицу 4.2). Однако, с октября 1997 г. финансовый рынок России испытал на себе последствия финансового кризиса в Юго – Восточной Азии. Международные финансовые компании, разместившие свои активы на финансовых рынках развивающихся стран, потеряли значительную их часть в результате обесценения ценных бумаг стран Юго – Восточной Азии. Это привело их к необходимости снижения рисков вложений во избежании дальнейших потерь. В результате, нерезиденты, владевшие на тот момент существенной частью ГКО и российских корпоративных ценных бумаг, начали продавать принадлежащие им ценные бумаги, минимизируя риски вложений на развивающихся рынках (emerging markets). Рынок ГКО и курс рубля оказались под угрозой дестабилизации. В связи с этим в конце 1997 г. Центральный банк вновь повысил ставку рефинансирования до 28 % годовых и ставку ломбардных кредитов (до 36%), выдававшихся коммерческим банкам под залог государствнных ценных бумаг.. Была существенно увеличена доходность ГКО: от 38 % до 50 % по отдельным траншам. Эти меры помогли удержать финансовый рынок России от краха осенью 1997 г. Однако дальнейшие события показали, что принятые меры лишь временно стабилизировали ситуацию, поскольку не была устранена коренная причина нестабильности российских финансовых рынков – отсуствие экономического роста.

 

 

Обзор инструментов денежно-кредитной политики Банка России и условий их использования в после кризисный период.

 

Экономический кризис 1998 года резко ухудшил структуру финансового рынка, что было обусловлено частичным прекращением выполнения обязательств по государственным ценным бумагам, являвшимся основным видом обеспечения по кредитным операциям, резким ухудшением состояния банковской системы, а также потерей доверия участников финансового рынка друг к другу. Произошло многократное падение объемов операций практически на всех рынках рублевых инструментов.

Вследствие этого резко сократился набор рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования и качественно снизилась эффективность их использования. В частности:

- невыполнение Министерством финансов Российской Федерации обязательств по ГКО и ОФЗ привело к невозможности проведения операций на открытом рынке (прямых сделок купли-продажи бумаг и операций РЕПО)[10];

- высокая степень сегментированности рынка межбанковских кредитов не позволяет ему выполнять функции одного из основных регуляторов ликвидности банковской системы, что способствует сохранению высокой степени дифференциации банков по уровню ликвидности;

- резко сузились возможности для размещения свободных резервов кредитных организаций и получения кредитов, т.е. ухудшилось качество управления ликвидностью на уровне банков, что в определенной степени обусловило рост остатков средств на счетах кредитных организаций в Банке России и возможность усиления давления на внутреннем валютном рынке в случае ухудшения экономической конъюнктуры;

- возросла амплитуда колебаний процентных ставок на финансовом рынке при фактическом отсутствии у Банка России эффективных инструментов для воздействия на этот процесс;

- сохраняется неопределенность в динамике спроса на деньги со стороны экономических агентов, в том числе банков.

 

Применяемая в настоящее время Банком России система инструментов денежно-кредитной политики является весьма ограниченной и сводится к изменению ставки рефинансирования и норм резервирования. Еще один действующий рыночный инструмент - ломбардные кредитные аукционы – в настоящее время фактически не используется.

Курсовая политика в период после кризиса 1998 г. характеризуется переходом к плавающему обменному курсу, регулируемому валютными интервенциями.

Относительно использования вышеупомянутых монетарных инструментов необходимо отметить, что ставка рефинансирования по-прежнему выполняет больше расчетную функцию, а размеры резервных требований являются завышенными и, учитывая степень воздействия изменения резервных требований на устойчивость банковской системы России, дальнейшее повышение нормативов обязательных резервов в целях изъятия избыточной ликвидности допустимо лишь в исключительных случаях.

 

4.8. Пути обеспечения стабильного экономического роста в России [11]

 

Общие предпосылки окончательного преодоления кризиса

 

1. Дальнейшее укрепление внутриполитической стабильности. Ни российские, ни внешние инвесторы не будут делать значительных долгосрочных инвестиций в страну, испытывающую постоянные политические потрясения типа событий октября 1993 г. или военные действия в Чеченской республике. Политическая стабильность в стране существенно повысит привлекательность России в качестве объекта инвестирования.

2. Улучшение политических и экономических отношений со странами СНГ и дальнего зарубежья. Разрыв экономических связей с республиками бывшего СССР в существенной степени способствовал развитию экономического кризиса в России. Например, Узбекистан резко снизил поставки хлопка для текстильной промышленности и, таким образом, лишил ее сырьевой базы. Сложности в экономических отношениях с Украиной породили множество проблем у производителей машиностроительной и оборонной продукции, нарушив сформировавшиеся в течение десятилетий кооперационные производственные связи. Это, несомненно, способствовало углублению кризиса в названных отраслях. Восстановление кооперационных связей с бывшими советскими республиками может оказать позитивное воздействие на процесс экономического роста в России.

В отношениях со странами дальнего зарубежья необходимо добиваться улучшения условий реализации продукции российских предприятий на их рынках и, одновременно, применять антидемпинговые меры на рынке России. Многие зарубежные товары, например бытовая электроника, часть продукции пищевой промышленности, зачастую реализуются на российском рынке по демпинговым ценам, что ставит российские предприятия в условия неравной конкуренции.

3. Укрепление законности и правопорядка в широком смысле включает:

- совершенствование и развитие законодательной базы рыночной экономики;

- обеспечение выполнения принятых законов и судебных решений;

- борьбу с преступностью и коррупцией.

Отсутствие целого ряда законодательных актов существенно затрудняет ведение бизнеса в России. Например, отсутствие четкого законодательства о частной собственности на землю является важной причиной, сдерживающей инвестиции в российскую экономику.

Другой проблемой является неисполнение принятых законов и судебных решений. В последние годы в России была создана служба судебных приставов, которая должна была обеспечить выполнение судебных решений. Однако деятельность ее нуждается в существенном улучшении.

Преступность является значительным препятствие на пути экономического роста. В стране, где плохо гарантирована сохранность собственности, а жизнь человека подвержена опасности, трудно ожидать инвестиционного бума. Коррупция государственного аппарата, не говоря о моральной стороне вопроса, повышает предпринимательские издержки и замедляет решение многих вопросов развития бизнеса.

 

Совершенствование экономической политики – разные подходы

 

Вокруг вопроса совершенствования экономической политики в России ведется жесткая дискуссия как среди теоретиков, так и среди практиков. Суть дискуссии в кратком виде сводится к следующему.

Одна часть экономистов, например, Андрей Илларионов[12], видит окончательный выход их экономического кризиса на путях дальнейшей либерализации российской экономики ([23], [24]). К сторонникам либерального подхода можно отнести также таких известных российских экономистов как Егор Гайдар, Евгений Ясин ([19]) и некоторых других.

Андрей Илларионов считает, для обеспечение высоких темпов экономического роста необходимо уменьшить долю валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджет до 24 – 26 % при том, что эта величина, например в 1997 г., была равна 33% ([6], c. 28), а в 1999 г. примерно 30 % ([12], [22]). Фактически это означает снижение государственного вмешательства в экономическое развитие.

Сторонники дальнейшей либерализации экономики ссылаются на международный опыт. В Швеции через государственный бюджет длительное время перераспределялось около 60 % ВВП, что привело к глубокой экономической депрессии. Наоборот, Китай с 1979 г. по 1995 г. резко снизил расходы консолидированного бюджета с 36 %; до 14 % ВВП. Высвободившиеся финансовые ресурсы были направлены в более эффективный частный сектор. В результате среднегодовой темп роста ВВП в Китае в последние 20 лет составил около 10 % [23].

Теоретическое обоснование подхода сторонников усиления либерализации экономики состоит в следующем.

1. В случае увеличение доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, происходит увеличение государственных доходов и расходов и, следовательно, возрастает налоговое бремя частного сектора, что приводит к подавлению деловой активности и, в конечном итоге, снижает экономический рост.

2. Увеличение доли государственных расходов в ВВП, при прочих равных условиях, снижает эффективность экономики, так как государственный сектор распоряжается своими ресурсами менее эффективно, чем частный.

3. Рост государственных расходов порождает дефицит государственного бюджета, приводит к росту государственного долга. Обслуживание растущего государственного долга отвлекает ресурсы национальной экономики от инвестирования, что подрывает основы экономического роста.

Позиция другой части экономистов сводится к тому, что государство должно резко усилить свое влияние на экономику. Видными представителями этого подхода являются известный российский экономист Константин Вальтух [26] и Сергей Глазьев [27].

Наиболее существенные предложения К. Вальтуха по совершенствованию экономической политики сводятся к следующему [26].

1. Необходимо значительно усилить централизованное управление государственными предприятиями и компаниями, где государство имеет контрольный пакет акций. Цель – налаживание хозяйственных связей, лучшее использование производственных мощностей.

2. Требуется ввести жесткое регулирование заработной платы независимо от форм собственности. Цель – мобилизовать денежные ресурсы для финансирования инвестиций.

3. Введение жесткого регулирования цен на производимую продукцию. Основная цель – борьба с инфляцией.

4. Введение всеобъемлющего государственного контроля над внешнеэкономическими связями. Цель – предотвращение незаконного экспорта и незаконного вывоза капитала.

5. Возродить всеобщее государственное регулирование финансового сектора экономики. Цель – недопущение антисоциальных финансовых операций, мобилизация финансовых ресурсов для осуществления капитальных вложений.

6. Необходимо осуществлять разработку конкретных государственных программ развития экономики и организовывать их практическую реализацию.

В целом реализация предложенных К. Вальтухом мер весьма близко подведет российскую экономическую систему к экономике командного типа со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые в течение десятилетий наблюдались в странах так называемого коммунистического блока. Например, контроль над заработной платой и ценами, будучи введенными на достаточно длительный период времени, приведут к появлению дефицита товаров и рабочей силы, что неоднократно было доказано опытом других стран.

 

Совершенствование экономической политики

как фактор ускорения экономического развития

 

Совершенствование экономической политики должно привести к конечной цели – существенному повышению уровня жизни населения России на основе экономического роста. Достижение этой цели, рассматриваемое с позиций среднесрочного и долгосрочного экономического развития, невозможно без значительного роста инвестиций в российскую экономику.

Дальнейший рост инвестиций в российскую экономику должен быть обеспечен посредством использования всего спектра инструментов экономической политики.[13]

Поддержание невысокой для экономики переходного типа инфляции (5 % - 10 % в год) будет являться фактором, способствующим росту инвестиций, и возможно лишь в условиях проведения достаточно жесткой монетарной политики.. Снижение реальной нормы процента должно быть обеспечено дальнейшим последовательным уменьшением ставки рефинансирования и процентов по государственным долговым обязательствам. Доходность по государственным долговым обязательствам должна быть ниже прибыльности вложений в развитие производства товаров и услуг. Это будет содействовать направлению финансовых ресурсов в развитие производства.

Фискальные методы стимулирования инвестиций должны включать: 1) реальное налоговое льготирование предприятий и финансовых институтов, осуществляющих инвестиции в основной капитал или кредитующих инвестиционный процесс (например, инвестиционные налоговые скидки); 2) выдачу льготных государственных инвестиционных кредитов на основе проведения открытых конкурсов; 3) разработку и реализацию государственных инвестиционных программ в отраслях, определяющих научно – технический прогресс (космос, оборона и т.д.) и обеспечивающих развитие инфраструктуры.

В ряде случаев государственные инвестиции должны сочетаться с инвестициями частного сектора экономики.

“Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.” [19 и План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 годы [20] предусматривают следуюшие направления совершенствования экономической политики.

 

Совершенствование налоговой системы

 

В рамках осуществления реформы налоговой системы должны быть достигнуты следующие глобальные цели ([19], [20]).

1. Улучшение инвестиционного климата и создание условий для достижения сбалансированности государственного бюджета.

2. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:

- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);

- отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых "оборотных" налогов);

- улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов налогового контроля;

- сокращения числа контролирующих органов за счет объединения Налоговой службы, Налоговой полиции, Службы валютного контроля, подразделений государственных внебюджетных фондов, ответственных за сбор платежей;

- упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах).

3. Упрощение налоговой системы за счет:

- установления закрытого перечня налогов и сборов;

- сокращения числа налогов и сборов;

- максимальной унификация налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.

4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы. Налоговая реформа должна проводиться в несколько этапов и занять 4 - 5 лет. Причем часть предлагаемых преобразований уже реализована в 2000 г., в том числе в связи с принятием второй части Налогового кодекса. В связи с этим бюджет на 2001 год отчасти основывается на новой налоговой системе. Например, с 2001 г. введена единая ставка подоходного налога с физических лиц, равная 13% независимо от уровня получаемого дохода.

 

Совершенствование инструментов кредитно – денежной политики

 

Для обеспечения устойчивого экономического роста предлагается, в частности, обеспечить развитие системы инструментов денежно-кредитной политики по следующим направлениям ([19], [20]).

1. Необходимо обеспечить доступ к операциям по рефинансированию и депозитным операциям Банка России кредитным организациям других регионов (кроме банков Москвы и г. Санкт-Петербурга). Основным препятствием являются вопросы технического обеспечения. По мере развития единой телекоммуникационной системы и системы расчетов Банка России процедура предоставления банкам кредитов должна быть автоматизирована посредством создание программных комплексов по кредитным операциям и перехода на электронный документооборот между всеми участниками процесса кредитования. Это позволит банкам повысить оперативность и эффективность управления своей ликвидностью, снизить системные и внесистемные риски, а для банковской системы будет способствовать обеспечению бесперебойного функционирования системы безналичных расчетов и в значительной степени решению проблемы неплатежей.

2. Целесообразно дальнейшее расширения круга активов, которые могли бы использоваться в качестве обеспечения при предоставлении кредитов банкам со стороны Банка России. В качестве одной из таких мер рассматривается возможность предоставления Банком России кредитов, обеспеченных залогом векселей финансово устойчивых и платежеспособных предприятий, прав требований по кредитам, закладных ценных бумаг и поручительствами.

3. Необходимо создать условия для возобновления операций на рынке государственных ценных бумаг, но проводить операции с ними не для поддержания доходности или ликвидности этого рынка, а в целях регулирования ликвидности банковской системы. Позитивным фактором для рынка может стать размещение небольших объемов ГКО, выпускаемых в целях финансирования кассовых разрывов бюджета, которые традиционно рассматриваются инвесторами как инструмент, более привлекательный по сравнению с купонными облигациями.

 

Библиография к разделу 4

 

1. Суслов Н.И. Структурные проблемы российской экономики // Проблемы, успехи и трудности переходной экономики. М.: «Транспечать», 2000.

2. Тагаева Т.О. Макроэкономические проблемы перехода от централизованной экономики к экономике рыночного типа. Новосибирск: НГУ, 2002.

3. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: «Инфра-М», 1996.

4. Ханин Г.И. Советский экономический рост: анализ западных оценок. Новосибирск: «ЭКОР». 1993.

5. Селиверстова Н.Н. Промышленные мощности: современный уровень и прогноз на перспективу // ЭКО, 1996, N 4.

6. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., Госкомстат России, 1999.

7. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., Госкомстат России, 1994.

8. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2002.

9. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1997.

10. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.; Госкомстат России, 1999.

11. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1995.

12. Сайт Госкомстата России: www.gks.ru/scripts/free.

13. Сайт Госкомстата России: www.gks.ru/scripts/reg1.

14.Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. № 2 (33) – 2000.

15. Ивантер А. Пробуждение. Добро пожаловать в экономику роста. Эксперт. № 1-2 (262), 2001 г., с.16 – 19.

16. M. Friedman, A. Schwartz. A Monetary History of The United States, 1867 - 1960. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1963.

17. M. Friedman, A. Schwartz. Monetary trends in the United States and the United Kingdom. Chicago: University of Chicago Press, 1982.

18. Баранов А.О., Гильмундинов В.М., Павлов В.Н. Прогноз развития экономики России на период 2001 – 2005 гг. с использованием динамической межотраслевой модели с бюджетным и монетарным блоком. Препринт. Новосибирск, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2000.

19. “Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.” Проект. Фонд “Центр стратегических разработок”. 2000 г. Сайт http://www.commersant.ru/docs/strat1.htm.

20. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 годы. Российская газета. 5 августа 2000 г., с. 5, 7.

21. Деньги и кредит. № 7. 1995.

22. Сайт Министерства финансов Российской Федерации http://mac.www.minfin.ru/budjet/budjet99.htm

23. Илларионов А. Лекарство от спада. Известия. 19.09.1996 г.

24. Илларионов А. Экономическая свобода и благосостояние народов. Вопросы экономики. № 4. 2000 г.

25. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях. Вопросы экономики. № 7, 2000 г.

26. Вальтух К.К. Стратегия возрождения. ЭКО. № 7 – 8. 1996 г.

27. Глазьев С. Грядет ли новый финансовый кризис в России? Вопросы экономики. №6, 2000 г.

28. Ивантер А., Кириченко Н. Пять экономических задачек. Эксперт. № 1 – 2 (262). 2001 г., с. 46 – 50.

29. «What Washington Means by Policy Reform». In John Williamson, Ed., Latin American Adjustment: How Much Has Happened? – Washington: Institute for International Economics, 1990.

30. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики пост коммунистической России (1991-1997). М.: ИЭПП, 1998.

 

 


[1] В модели Солоу предполагается, что население равно численности занятых.

[2] Данные об экспорте и импорте в российской статистике приводятся в долл. США. В рубли эти показатели были пересчитаны по среднегодовому курсу рубля к доллару в 2000 г.

[3] Посчитано на основе данных Госкомстата РФ: [3, с. 36, 637, 657].

[4] Подробнее о понятиях внутренней и внешней сбалансированности см. пункт 2.4 настоящего раздела.

[5] Под совместимой во времени политикой понимаются такие действия правительства, когда оно оптимизирует свои решения в каждый момент времени.

[6] Валовой общественный продукт представляет собой показатель, рассчитывавшийся в социалистических странах в рамках методологии баланса народного хозяйства и представлявший собой валовой выпуск, рассчитывавшийся только для отраслей для материального производства.

[7] Термин «вашингтонский консенсус» был введен американским экономистом Джоном Уильямсоном [29].

[8] Коэффициент насыщенности розничной торговли равен отношению количества городов, в которых во время обследования товар был в наличии, к общему числу обследуемых городов.

[9] Анализ экономического развития России в 90 – е годы см. также в статье Александра Ивантера «Пробуждение. Добро пожаловать в экономику роста» ([9]).

[10] Операция РЕПО фактически представляет собой предоставление краткосрочного кредита под залог ценных бумаг, в том числе государственных ценных бумаг. Операция обратного РЕПО – выкуп заложенных ценных бумаг на определенных условиях.

 

[11] В данной работе мы, естественно, не претендуем на исчерпывающее описание этого сложнейшего вопроса, а лишь останавливаемся на некоторых важнейших его аспектах.

[12] В 2000 г. Андрей Илларионов был назначен экономическим советником Президента Российской Федерации.

[13] Предложения по совершенствованию экономической политики в России, направленные на закрепление тенденций роста экономики см. также в статье Александра Ивантера и Никиты Кириченко «Пять экономических задачек» ([22]).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.