Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реакция потребителя на изменение цен и доходов




X

Y

 

S

M

 

 

0 T H

Оригинальные препараты

 

Рис. 4.4. Зона замещения и предельная норма замещения

 

Количество оригинальных лекарственных препаратов, равное ОТ, представляет собой минимально необходимую величину потребления оригинальных брендированных лекарственных средств, от которых потребитель (пациент) не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен количество дженериков.

Взаимная замена оригинальных лекарственных средств и дженериков имеет экономический смысл только в пределах отрезка RS – зоны замещения. Вне этой зоны замена данных лекарственных средств исключена, и они выступают как не зависимые друг от друга товары.

Предельная норма замещения (marginal rate substitution – MRS) – это количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. Предельная норма замещения характеризует вкусы потребителей, то есть относительную ценность благ (продуктов) для них.

Предельная норма замещения (или субституции) блага В благом А (MRSAB) рассчитывается как:

 

– Δy

MRSAB = (4.3).

Δx

 

В рассматриваемом примере: MRSAB=3 – 6 / 2 – 1= 3;

MRSBC= 2 – 3 / 3 – 2= 1;

MRSCD= 1,5 – 2 / 4 – 3= 0,5.

 

Таким образом, при движении вдоль кривой величина MRS уменьшается, что объясняет вогнутый характер кривой безразличия. Предельная норма замещения выполняет в ординалистской теории полезности ту же роль, что и величина предельной полезности в кардиналистской теории.

 

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом они не учитывают два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим, но не определяют, какой именно набор товаров (или услуг) потребитель считает для себя наиболее выгодным.

Ответить на этот вопрос позволяет бюджетное ограничение (линия цен или прямая расходов), показывающее какой набор товаров и услуг можно приобрести на имеющиеся в распоряжении потребителя средства.

Уравнение бюджетного ограничения может быть записано в следующем виде:

 

I = P1X + P2Y (4.4),

 

где: I – доход потребителя:

P1 (P2)– цена блага А (или В);

X(Y) – количество приобретенных потребителем благ А и В, соответственно.

 

При Х = 0 весь доход потребителя расходуется на благо В (дженерики). Его количество определяется посредством деления дохода потребителя на цену этого блага. При Y = 0, весь доход потребителя будет израсходован только на благо А (оригинальные лекарственные препараты), количество которого рассчитывается как произведение дохода потребителя на цену оригинального препарата.

Преобразовав равенство (4.4) получим уравнение линии цен:

 

I PX

Y = – Y,

PY PY

 

I PY

X = – X (4.5).

PX PX

 

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает в ординалистской теории полезности положение равновесия потребителя (рис. 4.5). На данном рисунке показаны несколько кривых безразличия - U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию MN и поэтому является неоптимальным решением для потребителя. Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, находим такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия более высокого порядка U2 и в которой максимизируется полезность потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако, она выходит за пределы данного потребительского бюджета, а потому будет для данного потребителя недостижимой. Увеличение денежного дохода потребителя означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также будет означать для потребителя увеличение его реального дохода.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положения R1, R2, R3 … Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями P1, P2, P3 , Pn показывают последовательные положения потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 4.6). Данная кривая, названная британским экономистом Дж. Хиксом (1904-1989) «доход – потребление», получила название кривой уровня жизни.

 

Дженерики

N

 
 


 

 
 

 


D

 

U3

U2

U1

0

Оригинальные препараты M

 

Рис. 4.5. Положение равновесия потребителя

(в ординалистской теории полезности)

 

Графически кривая «доход – потребление» может представлять собой луч, выходящий под углом 45о, что означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковой степени увеличивает потребление обоих благ и А (оригинальные лекарственные препараты) и В (дженерики). Если же рост потребления идет непропорционально, то угол наклона кривой изменяется. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления дженериков (благо В) и постепенное увеличение потребления блага А (оригинальных лекарственных препаратов).

Уже в XIX в., немецким статистиком Эрнестом Энгелем (1821-1896) было замечено, что ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем первичных (товаров первой необходимости). На рис. 4.7 представлены кривые Энгеля в современной интерпретации, где на оси абсцисс отложен доход потребителя (I), а на оси ординат – количество оплачиваемых им продуктов (Q). Прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, затем промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее высококачественными товарами и услугами. При этом в экономике замечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск потребительского спроса на промышленные товары стандартного качества, используемые потребителем для повседневных нужд.

 

Дженерики

 
 

 


 
 


P3

N3


N2 P2

 

N1 P1 U3

U2

U1

0

M1 M2 M3

Оригинальные препараты M

 

Рис. 4.6. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни)

 

Рассматривая кривую «доход - потребление» мы исходили из постоянства цены благ, менялся только доход потребителя. Теперь рассмотрим ситуацию, когда происходит изменение цены (так называемая модель «цена – потребление»). В этом случае изменение цен на товары также приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо. И наоборот, увеличение цен перемещает график влево.

Изменение цен и доходов влечет переход к потреблению более качественных товаров, что объясняется действием уже описанных в предыдущей главе двумя эффектами: эффектом дохода и эффектом замещения. Именно такое поведение потребителя характерно при спросе на нормальные товары; исключение составляет, уже упоминавшийся в главе 3, так называемый «парадокс Гиффена», открытый английским экономистом Робертом Гиффеном (1837-1910). Суть его заключается в том, что на низкокачественный товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос растет даже при повышении цены, поскольку повышение цен и падение реальных доходов потребителей, вытесняют из их потребления другие более высококачественные (и дорогостоящие) товары.

 

 
 


Q

высококачественные

товары и услуги

 
 

 


промышленные товары

стандартного потребительского

качества

       
   
 
   
 
 

 


продовольственные товары

 
 


0 I

 

Рис. 4.7. Кривые Энгеля

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое полезность, и какие виды полезности Вы знаете?

2. В чем заключается суть закона убывающей предельной полезности?

3. Какие факторы влияют на поведение потребителя?

4. В чем заключается правило максимизации полезности?

5. Раскройте суть второго закона Госсена.

6. Какие два подхода к оценке полезности Вы можете назвать? В чем их отличие?

7. Что показывают кривые безразличия и карта кривых безразличия?

8. Что такое зона замещения и предельная норма замещения?

9. Что показывает кривая бюджетного ограничения?

10. Что иллюстрируют кривые Энгеля?

11. В чем заключается «парадокс Гиффена»?

12. Покажите графически состояние оптимума потребителя при различном уровне его дохода?

 

 

Задание для самостоятельной работы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.