Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория общественного выбора




Теория общественного выбора сформировалась в качестве самостоятельного направления экономической теории в конце 1960-х гг. Ее основателем считается американский экономист Джеймс Бьюкенен (р. 1919).

Предмет теории общественного выбора составляет исследование взаимозависимости политических и экономических явлений. В рамках этой теории ведется поиск принципов экономического регулирования, которые учитывали бы политические и социальные черты современного общества. В центре рассмотрения теории общественного выбора находятся вопросы государственных финансов, процесса политического голосования, деятельности правительства и др.

Основнойпредпосылкой теории общественного выбора является предположение о том, что принцип рационального поведения потребителя, действующий в рыночной экономике, применим и при исследовании политических процессов. Человек, занявший государственную должность, не обязательно руководствуется исключительно соображениями общественного благополучия и проводит в жизнь решения, отражающие мнение всего населения. Если рядовой потребитель заинтересован в максимизации полезности, бизнесмен – в максимизации прибыли, то представитель государственных органов также стремится к максимизации собственной частной выгоды. А в условиях демократического государства выгода эта для государственного чиновника состоит в желании быть переизбранным на государственную должность, получить как можно больше голосов избирателей. Таким образом, особенность подхода теории общественного выбора заключается в том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в повседневной жизни и бизнесе, но и в общественной жизни. Любое решение, принимаемое обществом, зависит от экономических голосующими своих затрат и выгод в связи с его реализацией.

Рассмотрим пример принятия обществом решения о производстве товара коллективного пользования или общественного блага – например дорожных знаков в городе X.

 

Таблица 8.2

Количество знаков Общая выгода общества Предельная выгода общества Индивидуальная предельная выгода по группам:
А (70%) В (20%) С (10%)
           
           
           
           
      17,5   2,5

 

Предположим, что существуют три равные группы населения: A, B, C, из которых лица, входящие в группу А, получают от данного мероприятия наибольшую индивидуальную предельную выгоду, так как они чаще других пользуются автомобилем, за ними следуют представители группы В и, наконец, наименьшую предельную выгоду получают лица из группы С, которые вообще не имеют личных автомобилей и участвуют в уличном движении лишь как пешеходы (см. табл. 8.2). Предельные издержки установки каждого дополнительного дорожного знака составляют 50 единиц.

Оптимальным количеством дорожных знаков для общества являются четыре (рис. 8.10). Но за какое количество знаков проголосуют жители? С учетом соотношения выгод и затрат здесь возможны три случая.

 

P

 

 

100

Предельные издержки

50

 

0 Q

1 2 3 4

 

Рис. 8.10. Оптимальное количество дорожных знаков

 

I. Если затраты распределяются в той же пропорции, что и выгоды, то, голосование приведет к идеальному результату. Все группы населения (избиратели) проголосуют за установку четырех дорожных знаков, поскольку в таком случае их предельные выгоды будут равны предельным затратам.

Но такой идеальной ситуации, скорей всего не будет. Поэтому возможны два вида отклонений.

II. Если затраты распределяются поровну между группами (каждая группа платит по 16,6 ед.), а выгоды – в заданной пропорции, то есть неравномерно. Такие затраты превышают предельную выгоду группы С даже при установлении второго знака (16,6 > 15), но результаты голосования будут на стороне большинства А + В. Точно также пройдет и предложение об установке третьего знака. Но четвертый знак уже установлен не будет, поскольку для группы В предельные затраты перекроят предельную выгоду (16,6 > 10) и в совокупности с группой С обе эти группы проголосуют «против». Таким образом, при равномерном распределении затрат и неравномерном распределении выгод на общественные блага будет тратиться меньше средств, чем необходимо для общества.

III. Если затраты распределяются неравномерно (например, группа А несет 90% затрат или 45 единиц, а группы В и С – по 5% или по 2,5 единицы), а выгоды равномерно. В этом случае группа А будет против установления уже третьего знака, так как предельная выгода этой группы (100 / 3 = 33,3) окажется меньше предельных затрат (45), но группы В и С проголосуют «за». Пройдет решение и о четырех и даже о пяти знаках, так как предельная выгода В и С (25 / 3 = 8,3) будет больше их предельных затрат (по 2,5 ед.). Таким образом, в случае неравномерных затрат и равномерной выгоды будет тратиться больше средств, чем это оптимально необходимо.

Приведенный пример позволяет сделать следующий вывод: в общественной жизни люди ведут себя, исходя исключительно из своих частных интересов, что, в конечном счете, не всегда приводит к результату, отвечающему интересам общества.

Пример с установкой дорожных знаков в городе x иллюстрирует практику прямой демократии, когда каждый налогоплательщик по закону имеет возможность проголосовать по любому конкретному вопросу, связанному с финансированием производства общественных благ. В современных странах с развитым рыночным хозяйством осуществляется практика не прямой, а представительной демократии, когда все, имеющие право голоса граждане, периодически избирают своих представителей (депутатов) в законодательные органы власти, а уже избранные законодатели проводят в жизнь те или иные решения, в том числе связанные с финансированием производства общественных благ.

В таких условиях наибольшие возможности реализовать свои экономические интересы имеют хорошо организованные группы давления или лобби (например, отраслевые профсоюзы, аграрно-промышленный комплекс, военно-промышленный комплекс и т. д.). В условиях представительной демократии теория общественного выбора рассматривает процесс принятия решений как разновидность рыночной сделки, торга: «Вы мне обеспечиваете голоса на выборах – я вам обеспечиваю проведение конкретных государственных программ, удовлетворяющих ваши интересы».

В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, активно используя систему логроллинга (logrolling – «перекатывание бревна») - практику взаимной поддержки путем «торговли голосами». Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат «покупает», отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег. Сторонники теории общественного выбора (например, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок) не считают всякую «торговлю голосами» отрицательным явлением. Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов, то есть распределения, повышающего общее соотношение выгод и затрат в соответствии с принципом Парето-оптимальности. Однако не исключен и прямо противоположный эффект. Идя навстречу местным интересам, с помощью логроллинга правительство добивается одобрения крупного дефицита госбюджета, роста ассигнований на оборону и т. д. Тем самым общенациональные интересы нередко приносятся в жертву региональным выгодам.

Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как принципиально важные решения (ограничение гражданских прав, свободы совести, печати, собраний и т. д.) могут быть «куплены» предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

Лобби – это группы экономически заинтересованных избирателей, оказывающих влияющих на представителей государственной власти с целью принятия выгодных для них решений. Лоббистами являются представители органов государственной власти, способствующие на условиях получения политической ренты размещению среди своих подопечных выгодных для них заказов, получению кредитов, созданию благоприятных условий ведения бизнеса, подавлению конкурентов.

Политической рентой называется получение представителями государственной власти (чиновниками) экономической ренты через политические институты, иначе говоря, в силу занимаемого ими в системе государственной власти должностного положения.

Для объяснения процесса принятия политических решения в теории общественного выбора широко используется микроэкономический подход. Так, современный представитель этого направления американский экономист Э. Даунс, для объяснения поведения рационального избирателя предложил следующую формулу:

 

E(UAt+1) – E(UBt+1) (8.3),

 

 

где: E – ожидаемая ценность;

U – полезность от деятельности правительства за период t+1;

А – партия власти;

В – политическая оппозиция;

t+1 – период времени между прошлыми и будущими выборами.

 

Если в результате расчета по формуле 8.3 получает положительное число, избиратель голосует за партию А (поддерживает правящую партию), если отрицательное – за оппозицию, если 0 – воздерживается от голосования или голосует против всех.

Таким образом, сторонники теории общественного выбора приходят к выводу о том, что принятие экономически неэффективных решений в современном обществе возможно в силу следующих причин:

· нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами (как это было проиллюстрировано в вышеприведенном примере);

· неравенство в доступе к публичной информации, когда лучше организованные экономические агенты, используя инструменты лоббирования, оказываются в преимущественном положении при распределении общественных благ, максимизируя, таким образом, свою частную выгоду;

· недобросовестность государственных чиновников, которые, преследуя свой частный интерес, заключающийся в переизбрании на выборах, принимают такие экономические решения, которые помогут достичь им этого результата (популистские решения);

· несоразмерность временных горизонтов, когда экономически неэффективное решение принимается на волне предвыборных обещаний, а реализация его приходится уже на период деятельности нового правительства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.