Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение общего объема денежных доходов населения РФ




в 1990-2003 гг., %

Денежные доходы населения 1990 г. 1995 г. 1998 г. 2000 г. 2003 г.
Денежные доходы, всего:          
в т.ч. по 20%-ным группам:          
I (с наименьшими доходами) 9,8 6,1 6,0 5,8 5,6
II 14,9 10,7 10,5 10,4 10,3
III 18,8 15,2 15,0 15,1 15,3
IV 23,8 21,7 21,5 21,9 22,7
V (с наибольшими доходами) 32,7 46,3 47,0 46,8 46,1
Индекс Джини - 0,387 0,394 0,395 0,400

 

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется коэффициент концентрации доходов ( или индекс Джини ). Чем этот показатель больше (ближе к 1), тем сильнее степень поляризации общества по уровню доходов. При выравнивании доходов в обществе индекс Джини стремиться к нулю. Индекс Джини рассчитывается по формуле (13.1).

 

KL = 1 – ∑ (Fi – F(i-l)) (S(i-l) +Si) (13.1),

i=1

 

где: S – нарастающие проценты денежного дохода;

(Fi – F(i-l)) – доля населения, относящегося к i-му интервалу;

S(i-l), Si – доля суммарного дохода, приходящегося на эту группу населения.

Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Рыночная система устанавливает справедливое распределение, то есть более предприимчивый, располагающий большими и лучшими ресурсами хозяйствующий субъект оказывается в более благоприятном экономическом положении, и наоборот. При этом справедливыми в рыночной экономике признаются все доходы, полученные в результате свободной конкуренции.

В то же время рыночная система оставляет за бортом людей, которые в силу болезни, инвалидности и др. объективных факторов не могут быть конкурентоспособными агентами. Утвердившиеся в цивилизованном обществе принципы гуманности требуют, чтобы все они имели какой-то минимально достаточный, достойный человека уровень жизни. Для достижения этой цели необходимо государственное перераспределение благ через бюджетно-налоговую систему, что достигается в результате реализации государственной социальной политики.

Для улучшения качества жизни в стране государство проводит социальную политику.

Социальная политика государства – это воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей, поддержания приемлемого для общества уровня жизни, предоставления социальных услуг населению, обеспечения конституционных социальных гарантий гражданам, оказания социальной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества. Социальная политика необходима и для того, чтобы способствовать удовлетворению «здоровых» потребностей членов общества, своевременно регулировать процессы его социальной дифференциации, не допуская углубления противоречий и обострения конфликтов.

Базовой целью социальной политики является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы. По своей природе социальная политика вторична по отношению к экономике, которая была и остается материальной основой социального прогресса, решения всех социальных задач и проблем. Опыт свидетельствует, что социальные программы, не обеспеченные экономически, остаются на бумаге. Однако вторичное положение социальной политики по отношению к экономике не означает ее второстепенности для развития материальной и духовной культуры общества. Только с помощью разумной социальной политики и соответствующих организационных усилий возможно поддержание достигнутого в стране уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность.

Реализация социально политики направлена на решение следующих основных задач:

· стабилизация жизненного уровня населения и недопущения массовой бедности;

· сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов, размер и качество которых соответствуют потребностям общественного производства;

· поддержание стабильного уровня реальных доходов населения, путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

· поддержание в нормально функционирующем состоянии и развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное строительство, культура).

К основным направлениям государственной социальной политики относятся:

· государственная политика доходов;

· обеспечение занятости населения;

· гармонизация отношений между участниками рынка труда в форме социального партнерства;

· развитие отраслей социальной сферы.

Государственная политика доходов заключается в их перераспределении через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. В результате реализации государственной политики доходов значительная часть национального дохода перераспределяется посредством социальных трансфертов от высокодоходных слоев населения к низкодоходным. Социальные трансферты – это система денежных и натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом периоде. Примерами социальных трансфертов являются пенсии (например, по инвалидности, в связи с потерей кормильца и др.), стипендии, пособия (на детей, на погребение, по безработице и др.).

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками, предпринимателями, профсоюзами, государством и муниципальными образованиями, направленная на согласование (гармонизацию) интересов работников и предпринимателей по вопросам регулирования трудовыми и иных связанных с ними социально-экономических отношений. Правовые основы социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации в настоящее время установлены частью второй Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г. (ТК РФ)[163]. Инструментами социального партнерства является разработка и принятие коллективных договоров и коллективных соглашений, регламентирующих трудовые и связанные с ними социально-экономические отношения на уровне отдельной фирмы, отрасли или региона.

Вопрос о количестве моделей социальной политики достаточно сложный и дискуссионный. Наиболее устойчиво в научной литературе используется следующая классификация моделей социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная и католическая.

· Социал-демократическая (или скандинавская) модель социального обеспечения реализуется через государственный бюджет. Модель базируется на следующих принципах: граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах; социальная защита должна быть непрерывной и охватывать все сферы жизнедеятельности, быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Право на социальное обеспечение и социальное обслуживание в этой модели имеют право все граждане. Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер, через розничную продажу товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

· Консервативная модель социальной политики (она же континентальная европейская или институциональная) делает упор на рыночные институты и механизмы страхования. Модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение, социальное обслуживание (социальные услуги) государство не организует. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не заняты и не имеют страховок, так как степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. При этом бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные страховые социальные фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

· Либеральная ( или американо-британская) модель социальной политики также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, то есть граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании, Англии и Ирландии.

· Главным принципом католической модели социальной политики является идея вспомогательности, по которой ближайшая инстанция должна сама пытаться решать возможные проблемы. Ближайшей инстанцией является сам индивид. Если он не может себе помочь, то обращаться надлежит к его семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не помогает, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. И только последней инстанцией будет являться государственный сектор.

В целом достаточно правомерно считать, что социал-демократическая или скандинавская модель является улучшенным вариантом либеральной модели, а католическая – ухудшенным вариантом консервативной.

Известна также другая классификация, выделяющая две основные модели социальной политики: «бисмарковскую» и «бевериджскую».

· «Бисмарковская» модель социальной политики устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Таким образом, социальная защита независима от государственного бюджета.

· «Бевериджская» модель социальной политики исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы[164] обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости.

Решения в социальной сфере, принимаемые государством, а тем более совокупность направлений социальной политики способны оказать глубокое и разностороннее воздействие на экономическое развитие. В связи с этим возникают проблемы экономической эффективности, капиталовложений, конкурентоспособности, устойчивости денежной системы и госбюджета, занятости и безработицы, стимулов к экономической деятельности.

 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и назовите основные цели денежно-кредитной политики.

2. Перечислите основные инструменты денежно-кредитной политики и раскройте их содержание.

3. Какие инструменты бюджетно-налоговой политики Вы знаете, и как они воздействуют на совокупный спрос и совокупное предложение?

4. На решение каких целей направлены сдерживающая и стимулирующая бюджетно-налоговая политики?

5. Что такое встроенные стабилизаторы, и каков их механизм воздействия на экономику?

6. Дайте определение социальной сферы, и расскажите об элементах, входящих в ее состав?

7. Дайте определение, что понимается под качеством жизни?

8. Чем отличаются понятия качества и уровня жизни?

9. Какие показатели учитываются при расчете индекса человеческого развития?

10. Перечислите известные Вам основные виды доходов населения, а также основания их классификации?

11. Какие показатели используются для количественной оценки уровня неравенства в доходах?

12. Раскройте содержание понятия социального партнерства?

 

 

Задание для самостоятельной работы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.