Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя и международная торговая политика




Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основными целями внешнеторговой политики является:

· изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

· изменение объема экспорта и импорта;

· изменение структуры внешней торговли;

· обеспечение страны необходимыми ресурсами;

· изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Существуют два основных направления внешнеторговой политики: политика свободной торговли и протекционизм.

Политика свободной торговли представляет собой государственную политику, при которой государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена.

Положительные стороны политики свободной торговли состоят в:

· свобода торговли способствует международной специализации страны;

· облегчает развитие конкуренции;

· расширяет товарные рынки;

· удешевляет товары для потребителей внутри страны[169].

Протекционизмгосударственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.

Положительные стороны протекционизма состоят в:

· ограничении иностранной конкуренции с целью не допустить формирования неэффективной для данной страны экономической структуры;

· ограждении менее развитых отечественных отраслей производ­ства от конкуренции со стороны более развитых иностранных;

· сокращении безработицы.

Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, так как ослабляется заинтересованность национальных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. Крайняя форма протекционизма – это экономическая автаркия.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельно­сти осуществляется с помощью экономических и административных форм. Главная задача государства в области внешней торговли состоит в том, чтобы поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на: тарифные и нетарифные (см. рис. 15.6).

Тарифные методы регулирования внешней торговли основаны на использовании таможенных тарифов.

Под таможенным тарифом понимается:

· систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

· инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

· ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).

 

 


Рис. 15.6. Классификация методов регулирования

внешней торговли

 

Таможенная пошлина представляет собой налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.

К основным функциям таможенных пошлин относятся:

· фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;

· защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку госу­дарство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;

· балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

Таможенные тарифы принято классифицировать по различным основаниям:

1. По направлению движения товара:

· экспортный тариф – пошлина, накладываемая на экспортные товары; применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета; применяется достаточно редко;

· импортный тариф – пошлина, накладываемая на импортные товары; применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

· транзитный тариф – пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны; цель этих пошлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

2. По способу установления:

· адвалорный тариф – пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

· специфический тариф – ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т. д. (например, 20 долл. за 1 т); применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);

· комбинированный тариф – одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более 20 долл. за 1 т);

· альтернативный тариф – применяется по решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

3. По величине в зависимости от страны происхождения товара:

· максимальный тариф устанавливается для всех стран на осно­вании национальных законодательных актов, без согласования с другими государствами;

· минимальный тариф предоставляется тем странам, которые получают статус страны с режимом наибольшего благоприятствования. Эта ставка устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране режим наибольшего благоприятствования, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, то есть страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

· преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах. Их цель – побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.

4. По характеру происхождения:

· автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

· конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

5. По направлению действия:

· преференциальный тариф устанавливается с целью предоста­вить какой-либо стране или группе стран льготу, то есть облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

· сезонный тариф устанавливается для регулирования междуна­родной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок его действия не превышает нескольких месяцев в год, и на это время действие обычных ставок тарифов на товар приостанавливается;

· дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны.

При этом дискриминационные тарифы делятся на:

1) ответные, применяемые как взаимная мера на недружественную торговую политику другой страны;

2) компенсационные, используется с целью уравнять цены ана­логичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

3) антидемпинговые, применяемые в качестве меры по защите на­ционального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям, или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг представляет собой продажу товаров по необоснованно заниженным ценам. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. Они имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

1. Количественные ограничения импорта и экспорта.

1.1. Контингентирование (квотирование) – регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени (квотой). Полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок носит название эмбарго. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям).

Квоты делятся на:

· глобальные – на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать (экспортировать) вне зависимости от страны импортера (экспортера). Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

· индивидуальные – устанавливается в рамках глобальной кво­ты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, то есть вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономическими последствиями таких квот является ограничение предложения и увеличение роста доходов национального производителя.

 

Р

Sd

 

 

P0 Импортная квота

P1

P2 Sw

 

Dd

Q

Q1 Q3 Q0 Q4 Q2

 

Рис. 15.7. Механизм действия импортных квот

 

Представим следующую ситуацию (см. рис. 15.7). Внутреннее предложение товара на рынке составляет Sd а спрос – Dd тогда внут­реннее производство составит – Q0,. Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет Sw (по мировой цене – Pw), то производство товара на внутреннем рынке составит Q1, потребление – Q2, импорт товара – Q2Q1 Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q4Q3. В результате этого внутренние цены поднимаются до P1, внутреннее производство увеличивается до Q3, внутренний спрос сократится до Q4.

1.2. Лицензирование, которое может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Как составная часть квотирования, лицензия представляет собой всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах полученной квоты. Как самостоятельный инструмент внешнеторгового регулирования, лицензирование проявляется в следующих формах:

· индивидуальная лицензия – разовое разрешение на импорт/ экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано конкретное юридическое лицо);

· открытая индивидуальная лицензия – разрешение на импорт/ экспорт товара без ограничения количества;

· генеральная лицензия – постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

· автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

Введение квотирования ведет к возникновению квотной рентыспецифического дохода при введении квоты, проистекающего из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по Pw а продаются на внутреннем по P1). Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

· аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

· бесплатная передача – рента идет национальному субъекту – импортеру;

· передача лицензии стране-производителю – добровольное ко­личественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

Применение квот и тарифов имеет между собой сходство, состоящее в том, что цена на импортные товары и доходы национальных производителей возрастают. Различие состоит в том, что в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, то есть мерой для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

2. Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидииденежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта.

Субсидии по характеру выплат делятся на:

· прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Такие субсидии запрещены правилами ВТО, их применение очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

· косвенные (скрытые) – предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкури­рующих с импортом, так и производителям экспортных товаров.

3. Импортный депозит представляет собой своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

4. Государственная система размещения заказов – покупка госу­дарственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

5. Валютное регулирование:

· внешние валютные ограничения (например, клиринг – торговля между странами на основе взаимозачетов);

· ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

· механизм дифференцирования валютных коэффициентов (ус­тановление различного курса для определенных торговых сделок);

· девальвация или ревальвация – понижение или повышение курса национальной валюты.

6. Технические барьеры – ограничения, возникающие на пути иностранного товара из национальных технических, административных и других норм и правил (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.).

Международная торговая политика представляет собой согласованную политику государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества в целом.

Главным субъектом либерализации международной торговой политики является Всемирная торговая организация (ВТО), выросшая из Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), созданного в 1947 году. ГАТТ представляет собой международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной торговли; по сути – кодекс правил поведения в сфере международной торговли.

Деятельность ВТО основывается на следующих принципах:

· предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на не дискриминационной основе (применение РНБ);

· взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли пре­имущественно тарифными методами;

· отказ от использования количественных ограничений;

· транспарентность торговой политики;

· разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и др.

По взаимной договоренности стран, подписавших текст ГАТТ, был создан организационный механизм (секретариат), предназначенный для реализации на практике международной торговли основных принципов ГАТТ. Секретариат ГАТТ разместился в Женеве. Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций-сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после чего проходили переговоры, получившие название раундов – периодов переговорного процесса, завершавшихся принятием какого-либо решения.

Важнейшими раундами являлись:

· 1964-1967 гг. – Кеннеди-раунд (снижение тарифов; разработка антидемпингового кодекса);

· 1973-1979 гг. – Токийский раунд (снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров);

· 1983-1994 гг. – Уругвайский раунд (снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)).

С 1 января 1995 г. начала свою деятельность ВТО. Высший руководящий орган этой организации – конференция министров. ВТО контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ, в том числе соглашений, заключенных по результатам Уругвайского раунда.

Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. На конец 2012 г. в составе ВТО насчитывало 157 страны-члена. Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Страны, желающие вступить в ВТО, должны:

· начать процесс сближения со странами-членами ВТО, что занимает значительный промежуток времени (необходимо пройти несколько этапов);

· пойти на торговые уступки,

· выполнять уставы ВТО (особенно принцип недискриминации).

Россия завершила процесс вступления в ВТО 22 августа 2012 года.

Положительными моментами вступления РФ в ВТО стали:

1. Внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применений механизмов ре­гулирования внешнеэкономической деятельности, распространение которых повысит инвестиционную привлекательность России для иностранных инвесторов и сделает более предсказуемым экономический и правовой климат для российских субъектов экономики.

2. Улучшение условий доступа на мировые рынки российских товаров и услуг, что должно позитивно отразится на экономической дея­тельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли.

Негативными моментами от вступления России в ВТО:

1. Россия будет ограничена в применении инструментов государ­ственного регулирования экономических обменов и субсидий.

2. Возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут серьезно ограничены.

Практическое осуществление торговой политики в рамках ВТО предполагает соблюдение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) – то есть выполнения странами-членами обязательства устанавливать на поставляемые импортируемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой другой стране. В соответствии с этим режимом, страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной защиты, то есть ставок таможенных пошлин. На практике РНБ характеризуется следующим: путем двусторонних консультаций и переговоров страны договариваются о предоставлении таможенных уступок в торговле товарами. Как только соответствующее соглашение по данному вопросу заключено, оно немедленно распространяется на все другие страны; теперь действия стран строятся по принципу недискриминации, в соответствии с которым любая страна-член ВТО, не может быть поставлена в худшие условия. Сущность РНБ заключается в том, что ликвидация или снижение таможенных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокращение производится в одностороннем порядке.

В ВТО предусмотрены официально допускаемые исключения из режима наибольшего благоприятствования. Важнейшие из них следующие:

· разрешается продолжать использовать преференции, существовавшие на момент образования ГАТТ (ВТО);

· из сферы действия РНБ исключаются уступки в области тамо­женной политики, предоставленные при образовании таможенного союза или в рамках соглашений о приграничной торговле;

· развивающиеся страны получают особые уступки в области внешней торговли в рамках общей системы преференций;

· особое место занимают таможенно-тарифные уступки наиме­нее развитым странам.

Продажа товара на мировом рынке по цене ниже справедливой, то есть ниже внутренней стоимости производителя (страны происхождения) данного товара образует демпинг.

Выделяют несколько видов демпинга:

· спорадический демпинг – разовая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам;

· преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения иностранных конкурентов и завоевания монополии;

· постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;

· обратный демпинг – завышение цен на экспорт в сравнении со справедливой ценой;

· взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одними и теми же товарами по заниженным ценам.

Стремясь защитить свои экономики от демпинга, страны вводят антидемпинговые пошлины, компенсирующие разницу между мировой и демпинговой ценой на товар.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.