Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальной деятельности




Международная торговля услугами и результатами

Основное отличие торговли услугами от торговли товарами, из которого вытекают многие особенности международной торговли услугами, состоит в том, что услуги не имеют свойства накапливаться. Объем рынка услуг составляет приблизительно 25% мирового товарного оборота, причем темп роста данного сектора мировой экономики значительно превышает темп роста мирового товарного оборота. Также торговля услугами влияет на занятость населения национальной экономики в значительно большей степени, чем товарный рынок.

Специфические черты международной торговли услугами состоят в следующем:

· место производства и потребления услуг совпадает, - экспорт услуг обязательно предполагает их производство за границей;

· тесная связь рынка услуг с рынком товаров, капитала и рабочей силы;

· степень концентрации на рынке современных услуг гораздо больше, чем на рынке товаров;

· национальная сфера услуг защищена более сильно;

· ряд услуг практически не вовлекается в международный оборот.

Международный рынок услуг состоит из: услуг фрахта; других транспортных услуг; туризма; прочих услуг, оказываемых государственными организациями (банковские, страховые, биржевые, посреднические, экспорт технологий и т. д.); прочих услуг, оказываемых частным сектором.

Основную роль в международной торговле услугами играют туризм и транспортные услуги.

Операции по международному транспорту представляют собой передвижение товаров между странами.

Транспортные услуги классифицируют по следующим основаниям.

1. По виду транспорта: водный, наземный, воздушный, трубопроводный, смешанный.

2. По виду транспортной операции: грузовой, пассажирский.

3. По транспортной характеристике товара: сухой (навалочный, насыпной, генеральный, штучный), наливной.

4. По периодичности перевозки: регулярные, нерегулярные.

5. По порядку прохождения границы: перегрузочные, неперегрузочные.

6. По виду транспортно-технологической системы: контейнерная, паромная, лихтерная.

7. По виду сообщения: прямое, непрямое.

Грузооборот промышленно развитых стран представлен морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. В развивающихся странах преобладает морской транспорт, а также трубопроводный. Страны с переходной экономикой используют в основном железнодорожный, отчасти автомобильный, а также трубопроводный транспорт.

Ведущий вид транспорта – морской – до 80% всех перевозок. Основные грузы – нефть, железная руда, полуфабрикаты, пищевые продукты, готовая продукция.

Морские перевозки осуществляются различными типами судов:

· грузовыми (ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы, лесовозы, балкеры, паромы, танкеры, рефрижераторы);

· пассажирскими;

· ледокольными;

· гидрографическими;

· аварийно-спасательными;

· служебно-вспомогательными.

Бизнес морских перевозок связан с таким понятием как «удобный флаг» - ситуацией, когда различные страны плавают под флагом другой страны, в которой существуют льготы по регистрации судна, набору команды и т. д.

Операции по международному туризму представляют собой вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. В основе роста международного туризма, прежде всего – экономический и социальный прогресс. С одной стороны, увеличивается объем деловых поездок и поездок с познавательными целями, с другой – совершенствуются транспортные средства, что ведет к ускорению и удешевлению поездок.

К видам туристических услуг относятся:

· услуги по размещению туристов (в гостиницах, кемпингах, мотелях и др.);

· услуги по передвижению туристов до страны назначения и по стране различными транспортными средствами;

· услуги по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, кафетериях и др.);

· услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение театров, концертных залов, музеев, за­поведников, памятников истории и культуры, спортивных сорев­нований);

· услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, конференция, выставках);

· услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.).

Виды международного туризма разграничиваются по следующим критериям:

1. По целям поездки:

· курортный (с целью отдыха и лечения);

· экскурсионный (знакомство с природой, историей, культурой и достопримечательностями);

· научный (знакомство с достижениями науки, техники, про­мышленности, участие в конгрессах, симпозиумах);

· деловой туризм (деловые переговоры, выставки);

· этнический (поездки для встречи с родственниками).

2. По методу проведения:

· организованный (осуществляемый туристическими фирмами или различными организациями);

· плановый (по заранее разработанному плану, программе);

· самодеятельный (без программы);

· независимый (группа туристов самостоятельно планирует и организует свою поездку и пребывание в стране, не прибегая к услугам туристических фирм);

· неорганизованный.

3. По численности участников:

· индивидуальный туризм;

· групповой.

Особенностями современного туристического бизнеса являются:

1. Усиление концентрации среди самой многочисленной группы розничных фирм, предлагающих туристические услуги - турагентств; лишение большого числа таких фирм юридической и хозяйственной независимости, появление в их отношениях с другими компаниями новых форм связей (лицензии, франшизы и др.).

2. Изменение характера деятельности туристических оптовых фирм и превращение их в туроператорские фирмы, предлагающие пол­ный комплекс услуг в виде эксклюзивных туров и выступающие свя­зующим звеном между предприятиями туристической индустрии и турагентствами.

3. Образование крупных корпораций туристической индустрии и непосредственное осуществление ими операций по предоставлению туристических услуг клиентам с большой сетью филиалов за рубежом.

4. Проникновение в сферу туристического бизнеса «нетуристского» капитала – транспортных, торговых фирм, банков, страховых об­ществ, медийных корпораций.

Международная торговля результатами интеллектуальной дея­тельности предполагает продажу технических знаний, достижений, опыта и т. д. на международном технологическом рынке.

Международный технологический рынок представляет собой рынок, возникающий в связи с научно-техническим развитием, на котором происходит распределение научных знаний и достижений.

К основным формам международной торговли результатами интеллектуальной деятельности относят:

· лицензионную торговлю;

· франчайзинг;

· инжиниринг;

· заключение ряда контрактов (лизинговый контракт, контракты на обслуживание, на управление, на поставку комплектного оборудования, субконтракты, маркетинговые контракты).

В настоящее время объектом лицензионной торговли является:

1) патент – документ, подтверждающий государственное признание технического решения за изобретателем, и закрепляющий за лицом, которому он выдан (патентообладателю), исключительное право на изобретение;

2) промышленный образец – новое художественно-конструкторское решение изделия;

3) торговый знак – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних производителей от однородных товаров других производителей;

4) ноу-хау – имеющие коммерческую ценность конфиденциальные сведения и научно-технические знания, которые не пользуются правовой охраной. С развитием техники значение ноу-хау резко возрастает, и оно превращается в самостоятельный объект лицензионной торговли. Причем в одних случаях ноу-хау – это фактическое, но незарегистрированное изобретение, в других – элемент изобретения, не включенный в описание, либо непатентоспособное изобретение (математическая формула, программное обеспечение и т. д.).

В мировой торговле наиболее часто встречаются следующие виды патентной лицензионной торговли:

· патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства;

· патентные лицензии с ноу-хау;

· чистые патентные лицензии без ноу-хау.

В первом и втором случаях могут иметь место условия о неразглашении ноу-хау в период действия лицензионного соглашения.

Лицензии делятся также на:

· самостоятельные, предполагающие передачу технологий вне зависимости от их материального носителя;

· сопутствующие, которые имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.

Существуют три основных вида лицензий:

1. Простая, когда продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии и давать аналогичные лицензии другим.

2. Исключительная, когда лицензиар не имеет права давать анало­гичные лицензии, но может сам использовать объект лицензии.

3. Полная, когда лицензиар полностью лишается права использовать объект лицензии. Такой вариант часто имеет место при лицензи­ровании маломощных фирм.

Лицензионная торговля осуществляется посредством оформления лицензионных соглашений (договоров). Особая сложность при составлении лицензионных договоров связана с определением цены лицензии. Дело в том, что реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации объекта лицензии.

Цена лицензии определяется с учетом ряда факторов:

· вероятной прибыли;

· затрат на создание технологии;

· альтернативных издержек;

· издержек передачи технологии, касающихся «неформализо­ванных знаний», которые хранятся в голове работника;

· цен на аналогичные технологии у конкурентов;

· потенциальных издержки самостоятельной разработки технологии покупателем;

· издержек нарушения патентных прав.

Выделяют два основных метода расчета цены лицензии.

1. Роялти – периодические отчисления от дохода покупателя в те­чение периода действия соглашения. В этом случае цена лицензии определяются по следующей формуле:

(15.4),

где: Сp – цена лицензии;

Vi – объем продукции в i-м году;

Zi – цена единицы продукции в i-м году;

Рi – размер роялти в i-м году;

t – срок лицензионного соглашения минус срок освоения лицензии.

Средний уровень роялти составляет, как правило, 3-7%. Данная форма вознаграждения присутствует в 90% случаев заключения лицензионного соглашения.

2. Паушальные (единовременные) платежи, которые устанавли­ваются на основе экспертных оценок. Они также могут быть в виде передачи ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической документации. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций. Данные платежи используются в случае, когда лицензиар не имеет возможности контролировать лицензиата, его фактическую прибыль.

Также имеют место комбинированные платежи.

Франчайзингспособ деятельности или услуга, при которой продавец передает покупателю право на использование своей торговой марки. Кроме того, продавец обеспечивает условия, при которых использование покупателем торговой марки будет соответствовать стандартам, которые с ней ассоциируются; он оказывает услуги по оказанию технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению.

Различают три вида франчайзинга.

1. Франчайзинг продукта и торговой марки, который предусматри­вает реализацию дилером товаров головной компании, исключительно под ее товарным знаком (продажа бензина, автомобилей).

2. Комплексный франчайзинг, предусматривающий предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой стратегии и технологию бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции (часто встречается в ресторанном бизнесе).

3. Розничный франчайзинг, который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и т. д.

Выгоды от использования франчайзинга состоят для продавца в возможности проникнуть на другой рынок (более емкий и более доходный); а для покупателя франчайзинг является способом использования известной торговой марки, способом привлечения иностранных инвестиций, приобретения зарубежного управленческого опыта и технических знаний.

Успех франчайзинга обеспечивает известность торговой марки, стандартизацию продукции и услуг (легкость передачи опыта).

Инжиниринг представляет собой услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология.

Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы.

1. Услуги по подготовке производства:

· предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследова­ния, топографическая съемка, подготовка технико-экономических обоснований и др.);

· проектные услуги (составление генеральных планов и схем, технических спецификаций и т. п.);

· послепроектные услуги (подготовка контрактной документа­ции, ведение проекта, управление строительством, приемосдаточные работы и т. п.).

2. Услуги по организации процесса производства и управлению предприятием.

3. Услуги по обеспечению реализации продукции.

Существует три основных метода строительства, отличие которых заключается в содержании контрактов на оказание инжиниринговых услуг.

При первом методе большая часть работ осуществляется персоналом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консультанта и не несет ответственности за осуществление проекта.

Второй метод предполагает выполнение иностранной инжинирин­говой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соот­ветственно, ее ответственность за выполнение проекта.

Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг.

При оплате инжиниринговых услуг используются три метода:

1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инжене­ров-консультантов. Применяется для оплаты таких видов услуг, как консультирование, обучение специалистов и других работ подобного характера, объем которых зачастую невозможно определить. Расценки устанавливаются на основе рыночных почасовых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы. Совокупные затраты на оплату труда умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется фактическая сумма прямых материальных и других затрат.

2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознагражде­ние. Применяется при проведении инжиниринговых работ с не определенным заранее объемом и структурой.

3. Оплата в процентах от стоимости строительства. Применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг. На международном рынке используется чаще всего.

Лизинговый контракт представляет собой контракт на долгосрочную аренду машин и оборудования.

Лизингодатель является полным собственником объекта лизинга. Лизингополучатель обычно по условиям договора принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности, риском случайной гибели имущества, техническим обслуживанием и т. д. Сам лизинговый контракт предполагает: обучение персонала, модернизацию объекта лизинга, ремонт.

По критерию срока службы оборудования, лизинг можно разделить на финансовый и оперативный.

1. Финансовый лизинг влечет за собой обязанность лизингополу­чателя выплачивать в течение периода действия контракта суммы, покрывающие полную стоимость амортизации оборудования либо большую ее часть, а также прибыль лизингодателя. По окончании срока действия контракта лизингополучатель должен возвратить объект лизинга лизингодателю либо заключить новый договор, либо выкупить его по остаточной стоимости.

2. Оперативный лизинг предполагает использование оборудования в течение значительно меньшего периода времени, чем срок службы оборудования. Объектом оперативного лизинга обычно является оборудование с высокими темпами морального старения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.