Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль комплексного анализа в управлении




КноРус

МОСКВА

Учета и мировой экономики

Рекомендовано

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В.Малеева, Л.И.Ушвицкий

МОСКВА

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ

«КноРус»


УМО по образованию в области финансов,

в качестве учебного пособия для студентов вузов,

обучающихся по специальностям

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

«Финансы и кредит»,

«Налоги и налогообложение»


УДК 33

ББК 65.053

А16

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой Л.Н.Усенко

Канд.экон.наук, доцент, начальник отдела макроэкономического анализа и финансовых балансов Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края С.Н.Стехина

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие /А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И.Ушвицкий. - М.: КНОРУС, 2009. – 688 с.

В учебном пособии изложены теоретические аспекты средств и методов экономического и финансового анализа хозяйственной деятельности, а также их практические приложения, имеющие целью повышение эффективности и результативности экономической и финансовой деятельности организаций.

Особое внимание уделено современным методам организации аналитической работы, планирования деятельности коммерческих организаций, анализа в системе маркетинга и работы с ценными бумагами, инвестиционного анализа, оценке экономического потенциала и бизнеса. Приведены современные аналитические методики, позволяющие повысить эффективность экономического и финансового анализа. Аналитические материалы учитывают современную ориентацию на международные стандарты бухгалтерского учета.

Для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» и других экономических специальностей, аспирантов, преподавателей, работников экономических служб коммерческих организаций.

 

 

УДК 33

ББК 65.053

ISBN

 
 
 


Оглавление

Предисловие. 8

РАЗДЕЛ I

РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ.

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ.. 12

Глава 1 Характеристика комплексного экономического анализа. 12

1.1. Предмет экономического анализа и его научный аппарат. 12

1.2 История комплексного экономического анализа и его функции. 19

Контрольные вопросы.. 43

Глава 2. Организация аналитической работы.. 43

2.1. Система показателей экономического анализа. 43

2.2. Метод и методика экономического анализа. 48

2.3. Особенности использования факторного и индексного анализа. 57

2.4. Анализ структуры и структурных сдвигов. 75

2.5. Информационное обеспечение и последовательность экономического анализа. 81

Контрольные вопросы.. 84

РАЗДЕЛ II

СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОГО

БИЗНЕС-ПЛАНА И РОЛЬ АНАЛИЗА В РАЗРАБОТКЕ И МОНИТОРИНГЕ ОСНОВНЫХ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.. 86

Глава 3. Роль анализа в комплексном планировании бизнеса. 86

3.1. Общая характеристика планирования. 86

3.2. Значение анализа во внутрипроизводственном планировании. 88

3.3. Пределы планирования. 91

3.4. Мониторинг основных плановых показателей. 95

Контрольные вопросы.. 99

Глава 4. Структура, содержание и принципы разработки бизнес-планов. 99

4.1. Инвестиционный бизнес-план. 99

4.2. Современные стандарты управления. 110

4.3. Система планирования и контроля производства. 115

Контрольные вопросы.. 131

РАЗДЕЛ III

СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (БЮДЖЕТИРОВАНИЕ) И АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ СМЕТ (БЮДЖЕТОВ) 133

Глава 5. Бюджетирование как система планирования деятельности организации. 133

5.1. Цели и задачи бюджетирования. 133

5.2. Процесс бюджетирования. 135

5.3. Состав операционных бюджетов. 138

5.4. Состав финансовых бюджетов. 142

Контрольные вопросы.. 144

Глава 6. Технология составления и контроля бюджетов организации. 145

6.1. Исходные данные для составления бюджетов. 145

6.2. Составление операционных бюджетов организации. 148

6.3. Составление финансовых бюджетов. 154

6.4. Контроль выполнения бюджета организации и анализ отклонений. 158

Контрольные вопросы.. 162

РАЗДЕЛ IV

АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА

Глава 7. Сущность и концепции маркетингового анализа. 164

7.1. Основные понятия маркетингового анализа. 164

7.2. Информационное обеспечение маркетингового анализа. 169

Контрольные вопросы.. 173

Глава 8. Методы маркетинговых исследований. 174

8.1. Цели и порядок проведения маркетингового исследования. 174

8.2. Общая характеристика методов маркетинговых исследований. 177

8.3 Методы полевых исследований. 179

8.4. Методы обработки и обобщения данных. 186

Контрольные вопросы.. 187

Глава 9. Анализ в стратегическом маркетинге. 188

9.1. Процесс стратегического планирования маркетинга. 188

9.2. Методы анализа рынка. 194

9.3. Применение SWOT- анализа для определения маркетинговых стратегий организации 198

9.4. Применение методов маркетингового анализа для прогнозирования рыночных тенденций 205

Контрольные вопросы.. 210

РАЗДЕЛ V

АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ... 212

Глава 10. Анализ объема производства и продаж.. 212

10.1. Цели и задачи анализа производства и продаж товаров. 212

10.2. Порядок анализа объемов производства и продаж.. 215

Контрольные вопросы.. 219

Глава 11. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ.. 220

11.1. Ассортиментная политика и планирование ассортимента. 220

11.2. Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров. 222

11.3. Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров. 224

Контрольные вопросы.. 228

Глава 12. Анализ обновления продукции и ее качества. 228

12.1. Критерии оценки новых товаров. 228

12.2. Анализ показателей качества товара. 232

Контрольные вопросы.. 236

Глава 13. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров. 236

13.1. Анализ ритмичности производства. 236

13.2. Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств 239

13.3. Анализ сбыта товаров. 243

Контрольные вопросы.. 245

РАЗДЕЛ VI

АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО УРОВНЯ И ДРУГИХ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА 247

Глава 14. Оценка и анализ уровня организации производства и управления. 247

14.1. Анализ технико-организационного уровня. 247

14.2. Показатели экстенсивности и интенсивности развития производства. 258

14.3. Оценка комплексного воздействие экстенсивных и интенсивных факторов развития организации 263

Контрольные вопросы.. 258

Глава 15. Анализ эффективности использования средств труда. 258

15.1. Цели анализа основных средств организации. 258

15.2. Анализ состояния и движения основных средств. 261

15.3. Характеристика использования машин и оборудования по времени и по производительности 268

15.4. Анализ эффективности использования основных средств. 273

Контрольные вопросы.. 280

Глава 16. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов организации. 281

16.1. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами. 281

16.2. Анализ использования рабочего времени. 287

16.3. Резервы роста производительности труда. 292

16.4. Анализ производительности труда. 295

16.5. Анализ влияния использования труда рабочих на объем выпуска продукции. 299

Контрольные вопросы.. 302

Глава 17. Анализ создания и использования материальных ресурсов организации. 303

17.1. Оценка планов материально-технического снабжения. 303

17.2. Оценка потребности в материальных ресурсах и эффективности их использования. 308

Контрольные вопросы.. 315

РАЗДЕЛ VII

АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ.. 316

Глава 18. Управление затратами. 316

18.1. Классификация затрат. 316

18.2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью.. 325

Контрольные вопросы.. 337

Глава 19. Анализ себестоимости продукции. 337

19.1. Цели и содержание управления себестоимостью.. 337

19.2. Факторный анализ себестоимости. 339

19.3. Анализ затрат на рубль произведенных товаров. 345

19.4. Анализ использования материальных ресурсов и их влияния на себестоимость продукции 348

19.5. Анализ использования труда и его влияния на себестоимость продукции. 353

Контрольные вопросы.. 360

РАЗДЕЛ VIII. 361

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 361

Глава 20. Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации. 361

20.1. Цели и задачи финансового анализа организаций. 361

20.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли. 366

20.3. Факторный анализ рентабельности активов коммерческой организации. 372

20.4. Анализ финансовых результатов и рентабельности активов организации на основе финансовых коэффициентов. 375

Контрольные вопросы.. 378

Глава 21. Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа. 379

21.1. Цели и содержание управления финансовым состоянием коммерческой организации. 379

21.2. Анализ структуры имущества организации и источников его формирования в разрезе разделов и статей баланса. 384

21.3. Анализ имущественного положения организации на основе финансовых показателей. 363

Контрольные вопросы.. 364

Глава 22. Анализ эффективности использования оборотных активов организации. 365

22.1. Общая оценка оборачиваемости активов организации. 365

22.2. Анализ продолжительности производственно-коммерческого цикла и источников его финансирования. 369

22.3. Анализ движения денежных средств. 374

22.4. Анализ дебиторской задолженности. 379

22.5. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. 382

Контрольные вопросы.. 385

Глава 23. Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости организации 386

23.1. Анализ ликвидности. 386

23.2. Оценка текущей и перспективной платежеспособности. 395

23.3. Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования. 398

23.4. Оценка рыночной финансовой устойчивости на основе финансовых коэффициентов. 402

Контрольные вопросы.. 413

Глава 24. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений. 413

24.1. Основы инвестиционной деятельности организации. 413

24.2. Задачи оценки инвестиционного проекта. 419

24.3. Методы оценки эффективности инвестиций. 425

24.4. Варианты оценки инвестиционной привлекательности. 434

организаций. 434

Контрольные вопросы.. 443

РАЗДЕЛ IX.. 444

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА.. 444

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ.. 444

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 444

Глава 25. Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта. 444

25.1. Цели и задачи комплексного анализа экономического потенциала организации. 444

25.2. Оценка производственного потенциала организации. 446

25.3. Оценка финансового потенциала организации. 454

Контрольные вопросы.. 459

Глава 26. Оценка бизнеса. 459

26.1. Основные подходы к оценке бизнеса и методы оценки. 459

26.2 Российская практика оценки бизнеса. 480

26.3. Оценка бизнеса на основе экономической добавленной стоимости (EVA) 485

Контрольные вопросы.. 494

Глава 27. Оценка деятельности организации на рынке ценных бумаг. 495

27.1. Цели деятельности организации на рынке ценных бумаг. 495

27.2. Характеристика ценных бумаг организации. 497

27.3. Учет и анализ ценных бумаг в организации. 500

27.4. Дивидендная политика организации. 508

27.5. Методика рейтингового анализа эмитентов. 513

Контрольные вопросы.. 518

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 519

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 526

 


Предисловие

Произошедшие за последнее десятилетие коренные экономические преобразования резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере — широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.

Россия имеет широкие потенциальные возможности для обеспечения социально-экономического роста: квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих, подавляющее большинство видов минерально-сырьевых ресурсов, созданные производственные мощности. Однако этот потенциал не может быть задействован без коренного улучшения экономического обоснования принимаемых решений.

На современном этапе для обеспечения экономического роста необходимо, прежде всего, добиться существенного повышения эффективности управления организациями. Однако организации различных форм собственности функционируют в определенной экономической среде, создаваемой государством посредством налоговой и таможенной политики, норм и правил банковской деятельности, межбюджетных отношений и отношений собственности. В этих условиях задача повышения эффективности управления организациями должна решаться по всей управленческой вертикали от федерального Центра, через субъекты Федерации и до каждого конкретной организации. При этом особая роль отводится комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий.

Квалифицированный бухгалтер, аудитор, налоговый инспектор, экономист, менеджер, финансист должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности. Каждое направление анализа имеет в своей основе самостоятельную область знаний, формируется как особое направление общей области научных знаний экономического анализа.

Однако если требования знания и владения методами анализа является общепризнанными, то признание экономического анализа как самостоятельной науки долгое время и часто до сих пор вызывает дискуссию. Достаточно напомнить, что в системе научных дисциплин многих зарубежных стран экономический анализ рассматривается как неотъемлемая часть бухгалтерского учёта, который в свою очередь разделяется на финансовый, предназначенный для внешнего использования, и управленческий, раскрывающий особенности формирования затрат организации.

Расширение сотрудничества с зарубежными партнёрами, гармонизация бухгалтерского учёта России с требованиями международных стандартов финансовой отчётности вызвало необходимость максимального приближения экономического анализа к условиям рыночной экономики.

При этом нужно отличать общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне (на уровне общественно-экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей), и конкретно-экономический анализ на микроуровне — анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных организаций. Если общетеоретический экономический анализ как научный подход значительное развитие получил в трудах экономистов еще прошлого столетия, то анализ хозяйственной деятельности как наука (специальная отрасль знаний) выделился сравнительно недавно. Становление анализа хозяйственной деятельности обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой отрасли знаний.

Во-первых, это необходимо для удовлетворения практической потребности, которая возникла в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчёты, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Без всестороннего комплексного анализа невозможно управлять сложными экономическими процессами в современных условиях деятельности организаций.

Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. Как известно, с развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа рассматривались в рамках существовавших в то время таких научных дисциплин, как балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако для обоснования долгосрочных и краткосрочных планов экономического и социального развития организаций появилась потребность в комплексном и всестороннем исследовании их деятельности, что обусловило необходимость выделения анализа хозяйственной деятельности в самостоятельную отрасль знаний. В дальнейшем роль экономического анализа возрастала, началось комплексное аналитическое изучение производства, и анализ стал основой планового управления экономикой организации, выявления резервов повышения эффективности производства.

Современное состояние анализа можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными работниками, используются в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, персональных компьютеров, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.

Перспективы развития анализа хозяйственной деятельности в теоретическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др. Кроме того, развитие анализа зависит и от запросов практики. Что касается перспектив прикладного характера, то комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности постепенно занимает ведущее место в системе управления. Этому содействуют преобразования, которые происходят в нашем обществе. Совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция организаций и различных форм собственности будут содействовать повышению заинтересованности в развитии этой науки и применении ее достижений в практике управления.

В связи с этим, основное назначение данного учебника – не только представить учебный материал в полном соответствии с содержанием образовательного стандарта подготовки специалистов по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», но и детально рассмотреть наиболее применяемые методы и методики анализа.

Настоящий учебник преследует две цели. Во-первых, это систематическое изложение основ представления информации о текущем состоянии конкретной организации на основе финансовой и статистической отчетности. Подробно излагаются методики, позволяющие с использованием данной отчетности получить как можно больше аналитической информации, рассматриваются варианты повышения обоснованности принятия хозяйственных решений на основе аналитических данных.

Вторая цель учебника состоит в демонстрации практического приложения методик анализа. Отличительной особенностью изложения материалов является то, что все методические вопросы рассматриваются на основе сквозного примера организации, которая живет и работает в реальных условиях, испытывая характерные для настоящего времени трудности. Деятельность этой организации представлена системой экономических и финансовых показателей, которая дает представление о текущем состоянии и результативности ее деятельности за конкретный период времени. Комплексный экономический анализ помогает разобраться в причинах проблем организации и рекомендовать пути их решения. Методики анализа важнейших показателей деятельности организации представлены с учётом новых достижений науки, практики и мировых стандартов. Каждый раздел учебника снабжен контрольными вопросами, способность ответить на все вопросы свидетельствует о достаточном усвоении основного материала раздела.


 

РАЗДЕЛ I

 

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.