Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды экономического анализа и его связь со смежными




Существенные ограничения на реализацию этой функции анализа хозяйственной деятельности накладывают такие характеристики экономической информации, как несвоевременность, неполнота и недостоверность. В значительной степени это касается бухгалтерской отчетности.

Несвоевременность информации с точки зрения принятия решений объясняется следующими причинами. Процесс подготовки годовой бухгалтерской отчетности достаточно продолжителен, вследствие чего она попадает к пользователям отчетности (аналитикам, инвесторам, кредиторам и пр.) через значительный промежуток времени после даты, на которую составляется эта отчетность. Утверждение бухгалтерской отчетности производится на общем годовом собрании акционеров (участников), которое может проходить более чем через 90 дней после отчетной даты. За период от отчетной даты до даты представления бухгалтерской отчетности могут произойти события, информация о которых могла бы быть полезна, а иногда и просто необходима для принятия решений.

Недостоверность информации также имеет свои причины. Одной из наиболее важных проблем информационного обеспечения анализа являются вопросы временной и методической несовместимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Их наличие обусловлено спецификой учетной работы, основанной на ряде принципов и требований. В первую очередь это касается оценки имущества и обязательств организации. В отчетности активы и пассивы показываются по книжной (бухгалтерской) стоимости, которая, во-первых, не соответствует реальной рыночной цене, в особенности в условиях инфляции, во-вторых, существенно зависит от выбранного варианта их оценки в учете. До сих пор эти вопросы не нашли адекватного отражения как в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, так и в методиках внешнего финансового анализа.

Общими для всех предприятий точками угрозы недостоверности бухгалтерской отчетности также являются ошибки. Наиболее типичными из них являются:

− ошибки при формировании бухгалтерской отчетности, связанные с учетом основных средств, вложений во внеоборотные активы, материалов, в т.ч. собственных и переданных в переработку (давальческих), специальной и форменной одежды и пр.;

− ошибки при формировании затрат организации, при отражении финансовых вложений, в т.ч. при учете ценных бумаг;

− ошибки при формировании налоговой отчетности (по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на рекламу), возникающие из-за постоянных изменений нормативных актов и др.

Неполнота и недостоверность информации определяется еще и тем, что в 90-е годы прошлого века сформировалась налоговая ориентация бухгалтерской отчетности и, как следствие, появилось значимое расхождение между данными официальной бухгалтерской отчетности и реальным положением дел на предприятии.

Проблема несвоевременности информации в настоящее время существенно снижается при внедрении систем бюджетирования, использующих локальные компьютерные сети, осуществляющих сбор, обработку и представление информации в темпе экономических процессов. Однако, внедрение таких систем требует существенных затрат.

Значимой также является образовательная функция экономического анализа хозяйственной деятельности. Его развитие заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ и учебных планов в средней и высшей школе, учебников, на технологию, формы и методы обучения.

И здесь существенную роль играет появления нового направления экономической мысли: в последние годы в экономической литературе утвердился термин «экономика знания», который был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Принципиально новым является то, что в экономику стали включать не только сами технологии, а весь механизм производства знаний. Таким образом, экономика знаний – это не только экономика для производства. Под управлением знаниями понимают умение собирать, структурировать, хранить, развивать (в том числе в заданном направлении) и продавать знания.

Знания обладают способностью бесконтрольно умножаться и распространяться - поскольку обмен идеями ведет к приумножению знаний каждого индивидуума. В конечном итоге система образования и формирует экономику знаний. Специалисты только сейчас начинают понимать, какое место занимает экономика знаний в нашем мире. В основе же экономики знаний лежат только нелинейные явления, связанные с необратимостью обмена знаниями, их умножением и кооперативными эффектами при их получении и использовании. Обмен и распространение знаний способствует их умножению, а университеты и вся система образования служат средством для этого. Из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, так же, как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, как наука, наиболее приближенная их всех экономических наук к практике, содержащая возможности междисциплинарного анализа и получения комплексного знания об организации, ориентированная на непосредственное участие в процессах подготовки управленческих решений, является важной составляющей наиболее востребованного экономического знания на рынке знаний.

Главная задача экономического образования студентов состоит в формировании современного типа экономического мышления и поведения на основе выработки представлений о структуре и функциях основных звеньев экономики, о логике и эффективности экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики. Чем глубже экономические знания, тем выше рейтинг специалиста. В настоящее время в вузах РФ осуществляется подготовка нескольких специальностей, квалификационная характеристика выпускников которых может характеризовать их как экономистов-аналитиков, что обеспечивается соответствующим составом изучаемых дисциплин экономико-аналитической направленности.

Важность функции комплексного экономического анализа как непосредственной производительной силы не вызывает сомнений. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.

Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. Вплоть до середины XIX века случаи, когда результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не вели к всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило практическое использование результатов научных исследований. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства.

Экономический анализ позволяет обосновывать выбор стратегий развития, планировать деятельность организации, ориентируясь на экстенсивную и (или) интенсивную составляющие, оценивать эффективность использования всех ресурсов организации (основных средств, сырья и материалов, трудовых ресурсов и др.), выявлять резервы и снижать затраты.

Важной стороной превращения экономической науки в производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования экономических знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Все это влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики. Экономическая наука получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку применение достижений науки к практике управления само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов. Со своей стороны, практика экономического анализа все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного управления организацией все более широкое применение моделей и методов комплексного экономического анализа становится обязательным условием повышения эффективности управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.