Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов и особенности их административно-правового статуса




Понятие, содержание и структура административно-правового статуса хозяйствующих субъектов

Прохождение государственной службы

Под прохождением государственной службы понимается си­стема юридических факторов, вызывающих возникновение, из­менение и прекращение государственно-служебных отношений:

- прием (зачисление) на государственную службу;

- аттестация государственных служащих;

- перемещение по службе;

- стимулирование служебной деятельности служащих;

- ответственность государственных служащих;

- прекращение государственной службы.

Порядок прохождения государственной службы определяет­ся законами и иными правовыми актами с учетом вида государ­ственной службы, ее особенностей и категорий государственных должностей.

Право по­ступления на государственную службу, как правило, имеют граждане, достигшие возраста 18 лет. Должности государствен­ных служащих замещаются в порядке назначения, выборов, конкурса, по контракту.

Гражданин не может быть принят или продолжать на­ходиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченным в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей на государственной службе Российской Федерации, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) несоблюдения требований к служебному поведению;

7) утраты гражданства Российской Федерации;

8) наличия гражданства другого государства (государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

9) представления заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу.

Назначение на должность производит компетентный госу­дар­ст­венный орган или должностное лицо путем издания соот­ветствующего юридического акта (приказа и др.). С момента издания акта о назначении на должность на служащего возлага­ется осуществление должностных функций, обязанностей и прав. В порядке назначения замещается большинство должно­стей государственных служащих.

Выборы применяются при замещении ограниченного круга государственных должностей. Например, избрание Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России и иных должностных лиц. Суть этого способа замещения должностей состоит в выдвижении кандидатуры и акта избрания на должность.

Конкурс как способ замещения государственных должностей состоит в оценке профессиональных качеств среди подавших заявление об участии в конкурсе и избрании из них наиболее квалифицированных работников. Конкурс на замещение государственной должности проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации. По конкурсу замещаются некоторые категории должностей федеральных органов исполнительной власти и др.

Контрактная форма поступления на службу состоит в том, что орган (руководитель органа) заключает с гражданином в письменной форме контракт (договор, соглашение) на определенный срок. В контракте указываются условия службы, обязанности и права сторон. На основании контракта издается приказ о назначении гражданина на должность. Контрактная форма применяется, в частности, при поступлении на службу в органы внутренних дел, в Вооруженные Силы и др.

Для гражданина, впервые назначенного на государственную должность или назначенного на должность иной группы и вида, устанавливается испытательный срок. Продолжительность испытательного срока зависит от занимаемой должности. Так, по Положению о федеральной государственной службе устанавли­вается испытательный срок от трех до шести месяцев.

Для ряда категорий государственных служащих вступление в должность сопровождается обязательным принесением присяги.

В некоторых видах государственной службы (федеральная го­сударственная служба, военная служба, служба в органах внутрен­них дел и др.) служащим, занимающим соответствующие должности, присваиваются классные чины, воинские или специ­альные звания и др.

Гражданин, поступающий на службу, знакомится с условиями службы, под которыми понимаются факторы, призванные обеспечивать благоприятные условия для труда и социальную защиту служащего. К таким факторам относятся внутренний распорядок в органе, продолжительность рабочего времени, заработная плата, отпуск, социальное страхование, льготы, гаран­тии и компенсации.

Гражданин, принятый в установленном порядке на службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-власт­ных служебных отношений. При исполнении обязанностей и реализации предоставленных прав служащий вступает в правовые, в том числе и административно-правовые, отношения с иными субъектами права как внутри органа, где он служит, так и вне него.

В целях определения соответствия служащих предъявляемым требованиям проводится их аттестация. Она может быть очередной и внеоче­редной. Очередная аттестация проводится через определенные промежутки времени (как правило, не реже одного раза в три-четыре года). Внеочередная аттестация проводится в свя­зи с возобновлением контракта, переводом на вышестоящую или иную должность, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда и др. Аттестации не подлежат государственные служащие, замещающие должности государственной службы категорий «руководители» и «помощники», с которыми заключен срочный служебный контракт.

Порядок проведения аттестации регулируется нормами ряда законов, положений о службе, специальными положениями об аттестации служащих. Аттестация осуществляется аттестацион­ной комиссией, формируемой руководителем государственного органа. Главный итог аттестации — оценка работы служащего. При аттестации рассматриваются вопросы о соответствии или несоответствии служащего занимаемой должности, о возможно­сти продвижения по службе, о материальном стимулировании служебной деятельности. По результатам аттестации руководи­тель органа принимает решение с учетом рекомендации аттеста­ционной комиссии.

Законодательными и иными норма­тивными актами, регулирующими прохождение государственной службы, перемещение по службе производится на должность:

- вышестоящую — в порядке продвижения по службе с согласия работника;

- равнозначную — с согласия служащего, при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования служащего с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

- нижестоящую — при сокращении штатов или занимаемой должности при невозможности перемещения на равнозначную должность, с согласия служащего; по состоянию здоровья; по личной просьбе; по служебному несоответствию — в аттестационном порядке; в дисциплинарном порядке — в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.

Действующая система прохождения государственной службы создает благоприятные условия и возможности для осуществления любым гражданином конституционного права на равный доступ к государственной службе. Оформляя гражданина на службу, каждая из сторон приобретает права и принимает на себя соответствующие обязанности. Служебные отношения носят длящийся характер. Однако, любое правоотношение независимо от его длительности, в конечном итоге, прекращается. Прекращение служебных отношений представляет собой завершающий этап прохождения государственной службы.

Прекращение служебных правоотношений допускается только в случаях и по основаниям, предусмотренным в законе.

Прекращение государственной службы можно представить как нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей.

Прекращение государственной службы возможно только по основаниям, установленным в нормативных правовых актах, регламентирующих прохождение государственной службы.

На практике в подавляющем большинстве случаев государственные служащие прекращают службу в связи с увольнением.

 

Глава 8. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций

Административно-правовой статус всех видов предприятий и учреждений включает в себя совокупность всех их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях с государственными и муниципальными органами исполнительной власти.

Характеризуя административно-правовой статус хозяйствующих субъектов, следует использовать «наработки» гражданского права, подробно определяющее понятие и статус юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Гражданское право предлагает и основную группировку юридических лиц, разделяя их на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень таких форм является закрытым и может быть изменен только внесением поправок в ГК РФ.

Что же касается юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. При этом ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня возможных форм некоммерческих организаций, делегируя данную функцию специальным федеральным законам.

Говоря о правоспособности юридических лиц, административное право оперирует терминологией, разработанной гражданским правом. Содержание правоспособности юридического лица определено ст. 49 ГК РФ. Отметим основные положения:

1.Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. При этом в отношении коммерческих организаций (исключение составляют унитарные предприятия) действует правило о том, что указанные организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом;

2. отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии);

3. правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Вместе с тем право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами;

4. юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

 

Традиционно выделяют две организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов – предприятие и учреждение.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления социально-культурных или административно-политических функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения).

Предприятия делятся на три группы по виду производства: предприятия, производящие продукцию (заводы, фабрики и т.п.); предприятия, производящие работы, например, строительные, монтажные (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья и т.д.); предприятия, оказывающие хозяйственные услуги (магазины, дома быта, станции технического обслуживания и т.д.).

В зависимости от формы собственности различают государственные предприятия (основанные на государственной собственности – федеральной или субъектов Российской Федерации), муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления), кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида), частные (основанные на частной собственности), предприятия, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий), смешанные (основанные на двух или более формах собственности).

Специального выделения заслуживают унитарные предприятия, учредителями которых могут быть лишь государственные либо муниципальные органы. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В случаях, предусмотренных законом, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Его Устав утверждается Правительством Российской Федерации, а ответственность по обязательствам, кроме самого предприятия, несет Российская Федерация.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Учреждения как и предприятия также делятся на виды. Например, по роду деятельности можно выделить:

- учреждения социальной сферы (образовательные, соцзащиты, научные, здравоохранения и др.);

- внешнеполитические учреждения (системы МИД России – консульства, посольства);

- учреждения правоохранительных органов (высшие и средние образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).

Учреждения также могут быть классифицированные по формам собственности и другим критериям.

Например, частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

 

§ 3. Особенности административно-правового статуса субъектов частной детективной и охранной деятельности.

Особенности административно правового статуса субъектов частной детективной и охранной деятельности регламентированы законом от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В законе дано общее определение частной детективной и охранной деятельности, которое звучит как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Исходя из вышеприведенного определения, можно отметить следующие черты частной детективной и охранной деятельности:

1. Договорный характер деятельности (это означает, что частная детективная и охранная деятельность подпадает под регламентацию ГК РФ, Федерального закона от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» и др.).

2. Оказание услуг на возмездной основе.

3. Клиентами могут быть как физические, так и юридические лица.

4.Предприятия, занимающиеся оказанием описываемой деятельности, должны получить специальное разрешение (лицензию) на оказание такой деятельности (этот вопрос регулируется ФЗ от 11.03.1992 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Инструкцией об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ от 19.06.2006 г., др. нормативно-правовыми актами).

5. Такие услуги должны оказываться лишь с целью защиты законных прав и интересов клиентов.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.