Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последствия экономических кризисов и антициклическое регулирование экономики




Кризисы имеют экономические и социальные послед­ствия. Тем самым кризисы выражают несоответствие суще­ствующих производственных отношений характеру разви­тия производительных сил.

Обратимся, прежде всего, к анализу экономических по­следствий кризисов. Во время кризиса значительная часть средств производства бездействует. Часть предприятий зак­рывается. Другие предприятия используют свой производ­ственный аппарат лишь частично. Кризисы ведут также к неполному использованию и разрушению основной производительной силы общества – рабочей силы. Во время кри­зисов значительная часть работников выбрасывается из про­изводства и превращается в безработных. Безработные ли­шены средств существования и потому не могут нормально воспроизводить свою рабочую силу.

Таким образом, важнейшее экономическое последствие кризисов – это неиспользование и разрушение части произ­водительных сил общества, что свидетельствует о противо­речии производственных отношений и производительных сил.

Во время кризисов имеются материальные условия для расширения производства. Есть сфера производства и рабо­чая сила, с помощью которых размеры производства могли бы быть намного увеличены. Но этого не происходит. На­оборот, вместо расширения производство приходит в упа­док. И это происходит потому, что во время кризиса норма прибыли резко падает. И расширение производства стано­вится для предпринимателей бессмысленным. Они сокраща­ют размеры производства.

Таким образом, еще одним экономическим последствием кризисов является то, что они обнаруживают неспособность предпринимателей обеспечить непрерывный рост производ­ства.

Экономическим последствием кризисов является также то, что вследствие смены промышленных подъемов кризиса­ми и депрессиями средние темпы роста производства оказы­ваются намного ниже, чем темпы роста производства во вре­мя подъемов. Учащение кризисов в XX в. является одним из факторов замедления темпов расширенного воспроизвод­ства.

Кризисы обостряют экономические и социальные проти­воречия экономики и общества. С одной стороны, они явля­ются выражением глубоких экономических противоречий. С другой стороны, кризисы ведут к дальнейшему обостре­нию этих противоречий. Прежде всего они ведут к обостре­нию противоречия между общественным характером произ­водства и частной формой присвоения.

Кризисы тяжело отражаются на положении трудящих­ся. Циклическое развитие влечет за собой и циклические изменения в положении наемных работников. В период подъема растет их потребление. Кризис значительно ухуд­шает их положение.

Социальным последствием каждого циклического кризи­са является, прежде всего, значительный рост безработицы и неполной занятости. Во время фаз оживления и подъема безработица сокращается. Однако полностью избавиться от безработных капиталистическое общество не может даже во время подъемов.

Особенно страшна безработица для лиц пожилого возра­ста, которые вместе с работой теряют и перспективы вновь ее получить. Во время кризиса увеличивается смертность, растут преступность, проституция, ухудшаются многие де­мографические показатели.

В современных условиях характерным новым признаком безработицы становится рост удельного веса в ней безра­ботной молодежи. Молодежь составляет в различных стра­нах от 1/3 до 1/2 всех безработных.

Масса безработных создает ситуацию, когда предложе­ние рабочей силы значительно превышает спрос на нее. Без­работные оказывают давление на работающих. Растет на­пряженность труда работающих, а также интенсивность их труда.

Длительная безработица оказывает весьма неблагопри­ятное влияние на квалификацию работников. Они, как пра­вило, ее утрачивают. И когда их вновь принимают на рабо­ту, то чаще всего как неквалифицированную или низкоква­лифицированную рабочую силу.

Экономические кризисы деквалифицируют отдельные слои работников в связи с исчезновением некоторых видов производства, закрытием ряда промышленных предприятий. Работники, которые не могут найти работу по специально­сти, соглашаются на любую должность, как правило, неква­лифицированную. Переквалификация работников осуще­ствляется медленно и узко.

Кризисы ухудшают положение не только наемных работников, но и мелких товаропроизводителей – ремеслен­ников и торговцев в городах, мелких и средних крестьян в деревне. Кризисы усиливают среди них дифференциацию, многие из них утрачивают во время кризисов принадлежа­щие им средства производства. Ставший пролетарием мел­кий товаропроизводитель увеличивает ряды безработных. Из сельской местности в город уходят разорившиеся кресть­яне и фермеры в надежде найти там средства существова­ния. Во время кризиса массы крестьян и мелких товаропро­изводителей находятся на грани нищеты.

Государство в современной рыночной экономике может и активно воздействует на цикличность и уменьшение потерь от экономических кризисов.

Государственное антикризисное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Объектами государственной антициклической политики являются: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Средства государственного антикризисного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические средства государственного антициклического регулирования разделяются на прямые и косвенные действия. Прямые действия – это непосредственное вмешательство в процесс производства с помощью установления тарифов, принятия нормативных актов или посредством государственных инвестиций и государственного заказа.

Косвенное влияние – это система мер направленная на регулирование экономики через использования государственной собственности, изменения тарифов и условий производства на сопутствующие товары.

Различные взгляды на причины циклических колебаний обусловливают и различные подходы к решению задачи по их регулированию. Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому.

Сторонники кейнсианства, ориентируясь на совокупный спрос, основное внимание уделяют регулирующей роли государства с его финансово-бюджетными инструментами, которые используются либо для сокращения или увеличения расходов, либо для манипулирования налоговыми ставками, сжатия или расширения системы налоговых льгот. При этом денежно-кредитная политика играет хотя и важную, но все-таки вспомогательную роль.

Сторонники классического, или консервативного направления, концентрируют свое внимание на предложении. Речь идет об обеспечении задействования имеющихся ресурсов и создании условий для эффективного производства, отказывая в поддержке низкоэффективным производствам и секторам экономики и содействуя свободе действия рыночных сил.

Основным инструментом становится денежно-кредитное регулирование. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на национальную экономику, средством борьбы с инфляцией.

Следует заметить, что все страны с рыночной экономикой, несмотря на приверженность их правительств тем или иным моделям, концепциям антициклического развития, в своей практической деятельности по государственному регулированию национальной экономики прибегают к использованию и кейнсианских, и классических методов воздействия на рыночную конъюнктуру, экономическую деятельность в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.

Обобщение практики экономической политики государства в этой области позволяет прийти к выводу, что все методы государственного антикризисного регулирования сводятся к реализации политики противодействия. Это означает, что в каждой из фаз экономического цикла государство использует средства и методы, направленные против хода колебаний в экономике.

Правительство в фазе кризиса и депрессии увеличивает государственные расходы, включая дополнительные средства на активизацию инвестиционной деятельности, и проводит политику «дешевых денег». В этот период все мероприятия государства должны бить направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюжетная, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

В период подъема экономической конъюнктуры (экономического подъема, бума) государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности. Снижение спроса вызывает сокращение национального дохода.

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, т.е. проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

Перед государством, проводящим политику активного регулирования экономики, стоит несколько важнейших задач в области формирования антициклической политики:

1) распознать и классифицировать деловые циклы в экономике страны. По существу это означает формирование заказа на изучение причин их формирования;

2) определить временной сдвиг и временной лаг каждого из выявленных циклов, составить единую модель экономического развития;

3) выявить положительный «эффект наложения» и отрицательный «эффект наложения»;

4) разработать стратегию управления деловыми циклами. Это означает не просто формирование комплексов мероприятий по сокращению периодов времени существования стадий 1–3 (особенно стадий 2 и 3) по каждому отдельному циклу, но и поиск таких рычагов регулирования экономики, которые позволили бы в полной мере использовать положительный и уменьшить отрицательный эффекты;

5) минимизировать потери валового продукта общества в период кризиса так, чтобы в долгосрочной перспективе средний прирост продукта оказался максимальным;

6) осуществлять непрерывный мониторинг состояния экономической системы с целью стабилизации ее развития.

В качестве основополагающих мер по обеспечению экономической стабилизации обычно предлагается следующие:

1. Восстановление управляемости путем преодоления экономической анархии;

2. Преодоление обесценивания рубля, дефицита денежной наличности и иных проявлений стихийно развивающейся инфляции, дезорганизующих товарно-денежное обращение;

3. Преодоление отчуждения производителей от собственности на условия и результаты производства с целью достижения большей их заинтересованности в повышении рентабельности их хозяйственной деятельности, в освобождении ее от бюрократических цепей;

4. Совершенствование структуры народнохозяйственного комплекса:

– создание организационных и финансовых условий для появления новых конкурентных производств;

– поощрительная налоговая политика, когда часть налогов, собранных на территории, оставляется для поддержки конкретных видов деятельности;

– меры по выбору и прямой государственной поддержке сравнительно небольшого числа приоритетных направлений в сфере производства и услуг;

5. Тщательное изучение состояния рынка труда и разработка эффективной политики занятости;

6. Проведение эффективной антимонопольной политики;

5. Повышение эффективности социальной политики (разработка социальных программ поддержки малообеспеченных слоев населения);

6. Развитие структур, обеспечивающих эффективное регулирование рыночных отношений в соответствии с основными задачами стабилизации экономики (бирж, коммерческих банков, торговых домов, концернов, акционерных обществ и товариществ, фермерских хозяйств).

Однако следует подчеркнуть два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой как неизбежность не только разрушения, но и созидания, ибо с ней связано восстановление макроэкономического равновесия и обновление экономического организма народного хозяйства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.