Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная политика государства. Кривая Лаффера




Важную роль в регулировании рыночных отношений играет фискальная политика государства. Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиск – это государственная казна). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики.

Фискальная политика представляет собой систему регулирования государственных финансов. В целом она проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика государства означает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фискальная политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: 1) в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика); 2) в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Посредством проведения фискальной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие возникновению кризисных явлений.

В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.

Между этими концепциями, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает особый тип действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой.

Политика стабилизации – это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового внутреннего продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации – наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

Стабилизационную фискальную политику в зависимости от механизма ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части:

1. Недискреционную фискальную политику – автоматическую политику встроенных стабилизаторов.

Недискриционная фискальная политика представляет автоматические изменения государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в период роста (уменьшения) ВВП, которые оказывают стимулирующее воздействие на экономику.

Автоматические встроенные стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное положение. Это механизмы, которые работают в режиме саморегулирования, сами реагируют независимо от принимаемых решений на изменение положения в экономике.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и профицит возникают автоматически, поскольку встроенный стабилизатор – это такой экономический механизм, который смягчает циклические колебания, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства.

К числу встроенных стабилизаторов относятся:

– автоматические изменения в налоговых отчислениях;

– система государственных трансфертов: совокупность пособий по безработице и социальных выплат;

– система участия в прибылях.

Встроенные стабилизаторы смягчают потрясения в экономике. Но для этих целей их одних оказывается явно недостаточно. Поэтому не следует переоценивать их роль. Встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Это уже правительство пытается решить с помощью дискреционной фискальной политики и денежной политики. Поэтому даже при наличии встроенных стабилизаторов колебания в экономике сохраняются.

2. Дискреционную фискальную политику – регулируемую государством фискальную политику. Она представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или во изменение постоянно действующих правил, норм, установлений хозяйственной жизни. Данная политика проводится по усмотрению правительства, на основе его решений и связана с осуществлением определенных правительственных программ.

Дискреционная фискальная политика – это целенаправленные изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.

Дискреционная политика включает такие составляющие:

– государственную программу занятости;

– изменение налоговых ставок;

– целенаправленное создание дефицита государственного бюджета вследствие увеличения расходов, например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест;

– целенаправленное создание бюджетного профицита в фазу промышленного подъема.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они таковыми не являются.

Фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования и налогообложения.

В характеристике влияния уровня налогов на реальный объем производства заметная роль принадлежит теории предложения, выдвинутой в 70-е годы XX века неоконсерваторами. Данная теория раскрыла неблагоприятное влияние роста налогов на динамику производства и получаемых доходов. Рост ставок налогов на определенном этапе перестает компенсировать сокращение поступлений в государственный бюджет, так как сокращается налогооблагаемая часть доходов. Как свидетельствует хозяйственная практика, высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережений. Поэтому теория предложения сконцентрировала свое внимание на определении оптимальных ставок налогообложения, установлении налоговых льгот. Она обоснованно указала на необходимость снижения налогов, которое способно обеспечить повышение эффективности производства и снизить инфляцию.

Многие экономисты считают, что уменьшение налогового бремени позволит снизить цены на ресурсы, сократить издержки производства во всех отраслях, в том числе и в сельском хозяйстве, создать условия роста производства. За счет этого сократятся развитие теневой экономики, уклонение от уплаты налогов, сложности со сбором в доходную часть государственного бюджета.

Американский профессор А. Лаффер выявил зависимость собирания налогов от их размера. Она получила название «кривой Лаффера» (рис 18.1).

 

Т (сумма налоговых

поступлений)

 
 

 

 


0 а 100 t (ставка налога, %)

 

Рис. 18.1. Кривая Лаффера

 

А. Лаффер считал, что по мере роста налога (t) от 0% до 100% сумма налоговых поступлений сначала возрастает и достигает максимума в точке А при t=а, а затем начинает снижаться, хотя налоговая ставка и продолжает расти. Налоговые по­ступления падают после некоторой точки потому, что более высокие налоговые ставки, по предположению Лаффера, сдерживают экономическую активность и, следовательно, налоговая база сокраща­ется. Например, 100%-я налоговая став­ка имеет характер конфискации и оста­навливает производство; налоговая база становится равной 0 и приносит нулевой налоговый доход. «Если успешное функ­ционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов... то экономическая активность будет па­дать», – отмечал Лаффер.

По мнению А. Лаффера и его сторонников, снижение налоговых ставок может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, экономическому росту и, как результат, росту налоговой базы. Такая расширенная налоговая база сможет поддерживать налоговые поступ­ления на прежнем уровне даже при сни­жении налоговой ставки.

Во многих странах в практике налогообложения используются два основных вида налогов: 1) подоходный налог, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц, 2) налог на добавленную стоимость (НДС). Как показал А. Лаффер, при ставке подоходного налога более 50% облагаемого дохода резко снижается деловая активность фирм и предпринимателей. Американцы считают, что при такой ставке подоходного налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налога должна находиться в пределах 50-70%. Прогрессивный подоходный налог сглаживает неравенство в доходах различных групп населения. Ставки налога на добавленную стоимость в большинстве стран не превышают 20-30%.

Некоторые положения и аргументы сто­ронников теории предложения были ис­пользованы при проведении налоговых реформ в США и в ряде других стран в 80-е гг. 20 века.

Аргументы критиков Лаффера сводят­ся к трем основным положениям. Во-пер­вых, многие экономисты утверждают, что чувствительность экономических стимулов к изменению ставок налогов может быть незначительной, неясной по своей на­правленности или очень замедленной. Изменение налоговых ставок действитель­но может вызвать увеличение накопления капитала, а, следовательно, и темпов эко­номического роста, что, в конечном сче­те, обеспечит рост налоговых поступле­ний, однако подобные закономерности проявляются в долгосрочной перспекти­ве и могут растянуться на годы и даже десятилетия. Во-вторых, понижение на­логовых ставок может оказать намного более серьезное воздействие на спрос, вызвав значительный рост совокупного спроса, превосходящего любой прирост совокупного предложения, что может обострить проблемы бюджетного дефици­та и инфляции. В-третьих, представители всех экономических школ согласны с ут­верждением, что налоговые поступления будут максимизироваться при некоторых уровнях ставок налогов от 0 до 100%. Од­нако необходимо выяснить, в какой точ­ке кривой Лаффера находится экономи­ка той или иной страны в тот или иной период времени. Если эта точка располо­жена после максимальной точки, то сни­жение ставок налогов имеет надежную базу, если же до точки максимума, то снижение налоговых ставок будет озна­чать и снижение налоговых поступлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.