Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы музеев




Культурно-досуговая деятельность музеев

Изменения в экономике и прочное установление рыночных отношений оказали заметное влияние на все сферы общества. Произошел пересмотр, казалось бы, незыблемых представлений о функциях и задачах многих социальных институтов, в том числе и музеев.

Социально-эстетические функции музея:

— создают фонды художественной культуры;

— предоставляют материалы для изучения;

— знакомят население с ценностями культуры и искусства;

— обогащают внутренний мир человека, формируют его вкусы;

— создают атмосферу духовного общения с прошлым и современностью;

— чтят художественно-мемориальную и историческую память без которой нет будущего культуры.

В настоящее время требования, предъявляемые социумом к музею как к общественному институту, значительно расширились.

С одной стороны, общество взглянуло на него как на особое пространство, обладающее силой излечивать кризисные состояния души.

С другой, оказавшись в условиях рынка и испытав достаточно серьезные потрясения, выразившиеся в сокращении посещаемости, музей стал активно работать над привлечением посетителей и созданием востребованных форм работы.

К музейной деятельности относятся:

— научное комплектование, организация учета и хранение музейных коллекций;

— научные исследования на основе музейных коллекций, архивных библиотечных материалов;

— создание музейных экспозиций и выставок;

— все виды реставрации и консервации музейных предметов;

— подготовка и издание каталогов музейных коллекций и другой печатной продукции;

— популяризация музейных коллекций.

В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности – лекции, уроки в музее, концерты, конкурсы, фестивали, обряды, праздники и спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, вовлекают посетителя в непосредственное участие в музейном празднике, обряде, представлении, уроке.

 

 

  КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ
дает возможность изучить историю

изучить историю родного края;

в нем собраны все элементы других

музеев поэтому их называют еще

комплексные (быт), исторические

события, флора, фауна

 

  МУЗЕИ ЭТНОГРАФИИ  
в этих музеях собраны материалы по

быту, культуре народа, фольклор,

история костюма народа данной

местности

 

 

ХУДОЖЕСТВЕН-НЫЕ МУЗЕИ  
включают в себя собрания декора-

тивно-прикладного и изобразитель-

ного искусства

 

 

создаются для увековечивания в

памяти народа выдающихся событий,

МЕМОРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ  
деятелей, здесь представлены

вещественные экспонаты, которые

воссоздают атмосферу творческого

процесса, общественно историчес кую, культурно-художественную

ситуацию

 

  ОТРАСЛЕВЫЕ МУЗЕИ  
в них собраны экспонаты, посвящен-

ные какой-либо определенной

отрасли науки (медицинские, автомо-

билестроения, промышленно-техни-

ческие, исторические и т. д.)

 

ПАРКИ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

 


Видное место в сфере культурно-досуговой деятельности занимают парки культуры и отдыха. Это комплексное многофункциональное учреждение культуры.

Парк (от позднелатинского passicus – отгороженное место), участок земли, предназначенный для прогулок, отдыха, игр с естественной и специально посаженной растительностью, аллеями, водоёмами и т.д.

Парки культуры и отдыха – культурно-досуговое учреждение, работа которых направлена на содействие нравственному, эстетическому и физическому воспитанию человека и общества, повышению социальной активности, формированию высоких эстетических и нравственных вкусов в процессе организованного проведения досуга.

Парки культуры и отдыха создаются решением исполнительных комитетов Советов народных депутатов с учетом количества населения, территории, характера планирования населенных пунктов и природных условий.

В своей деятельности парки культуры и отдыха руководствуются Законом «О культуре в Республике Беларусь» и «Положением о парках культуры и отдыха», а также другими нормативными документами.

В современных условиях парковые сооружения используются как летом, так и зимой. В парках культуры и отдыха должны быть самые разнообразные зоны отдыха: зона тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами, зоны активного отдыха с подзонами развлечений, зрелищ, игр и физкультурно-оздоровительной.

На территории парка могут находиться памятники архитектуры и садово-паркового искусства.

 

В зависимости от использования в парке культуры и отдыха выделяются:

— зрительно-массовый сектор;

— сектор культурно-просветительной работы;

— сектор спортивно-физкультурных мероприятий;

— сектор тихого отдыха.

 

Для осуществления своей деятельности парк формирует совре-менную материально-техническую базу: строит и открывает «зеленые» и эстрадные театры, танцевально-концертные и спортивные залы, летние эстрады, выставочные залы, игровые площадки и павильоны, бильярдные залы, видеотеки, игротеки, дискотеки, тиры, стадионы, спортивные площадки, лыжные и лодочные станции, экологические и прогулочные тропинки, солярии, базы проката культурно-бытового и спортивного инвентаря и другие объекты культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения в соответ-ствии с законодательством Республики Беларусь; приобретает аттракционы и игровые автоматы, стационарные и передвижные аттракционные комплексы.

Формы социально-культурной и досуговой деятельности:

 

— традиционные праздники «красного» календаря;

— профессиональные праздники;

— праздники народного календаря;

— молодежные праздники;

— детские праздники;

— праздники и фестивали искусств;

— танцевально-развлекательные программы;

— дискотеки;

— концерты коллективов художественного творчества;

— вернисажи самодеятельных и профессиональных художников;

— дни семейного отдыха;

— спортландии;

— игровые программы для детей;

— конкурсы детского рисунка на асфальте;

— конкурсы снежной скульптуры;

— выставки народных мастеров, ремесленников;

— любительские объединения и клубы по интересам;

— кружки и студии самодеятельного художественного творчества;

- спортивные секции.

ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ  


Главным богатством любой страны является человек. И каким вырастет этот человек – таким станет и будущее страны. Внешкольные учреждения являются составной частью государственной системы образования и воспитания и предназначены для развития способностей детей, подростков и юношества, получения ими дополнительного образования. Реализуя целевые установки Закона «Об образовании в Республике Беларусь» система учреждений внешкольного воспитания и обучения обеспечивает «детям, подросткам и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном само-определении, формирование здорового образа жизни». Системе внешкольного воспитания и образования отводится особая роль: дать детям гораздо больше тех общих знаний, которые они получают в школе, развить не только умение и навыки, но и воспитать человека будущего.

Современное учреждение внешкольного воспитания и обучения представляется как многоуровневое культурно-образовательное пространство, в котором ребенок в сотворчестве с педагогом взаимодействует с окружающим миром. Такой подход ставит в центр системы деятельности учреждения личность ребенка, исходя из его потребностей, возможностей и интересов. Итогом внешкольного педагогического процесса и деятельности учреждения в целом становится создание таких условий, при которых развивающаяся личность способна высвобождать свой творческий потенциал и, приобщаясь к культуре, осознавать себя творцом собственной судьбы. Внешкольное воспитание и обучение формирует личность ребенка в развивающейся среде, которая культивирует позитивный социально-психологический потенциал свободного времени за счет основных воспитательных средств:

— неформального диалогического общения;

— досуговой деятельности;

— сотворчества в системе отношений;

— дополнительного образования.

В учреждении внешкольного воспитания и обучения можно научить человека с детства умно наполнять свое свободное время для того, чтобы данное ценное качество стало источником его духовного богатства, основой нормального эмоционального, нравственного, физического состояния на всю жизнь.

Внешкольные учреждения всех типов и профилей создаются государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и отдельными гражданами по согласованию с Советами народных депутатов. Они пользуются государственной поддержкой, направляют и координируют их деятельность соответствующие органы образования. Учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех внешкольных учреждений на территории республики осуществляет Министерство образования, которое также создает, реорганизует и ликвидирует внешкольные учреждения республиканского подчинения; регистрирует их уставы. Финансовые средства внешкольного учреждения формируются из госбюджетных ассигнований и собственных средств, которые поступают от разного рода хозяйственной деятельности и других источников, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «Об образовании в Республики Беларусь», «О правах ребенка», «Примерным положением о внешкольном учреждении» и Уставом, который разрабатывает каждое внешкольное учреждение, в котором определены задачи и функции учреждения, нормы и правила жизни коллектива с учетом его профиля.

Основные цели внешкольных учреждений:

— создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;

— удовлетворение их интересов и профессионального самоопределения;

— адаптация личности к жизни в обществе;

— укрепление здоровья;

— организация содержательного свободного времени;

— развитие интеллектуального и духовного потенциала;

— активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа.

Сложившаяся в Республике Беларусь система внешкольных учреждений имеет четкую:

региональную структуру (республиканская, областная, городская, районная, ведомственная);

— профильную (экологический центр, техническая станция, художественная школа и т. д.).

Основой учебно-воспитательного процесса во внешкольных учреждениях являются занятия кружка, секции, клуба, научного объединения, студий, школы юного… и др.

Досуговая деятельность в учреждениях внешкольного воспитания и образования неразрывно связывается с формированием культуры поведения и знанием этикета


ТИПЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Центры детского творчества
Детские спортивные учреждения
Детские парки и городки
Центры технического творчества
Детская железная дорога
Загородные лагеря
Центры детского и юношеского туризма и экскурсий
Детские библиотеки
Музыкальные, художественные школы
Экологические центры
Детские театры
Игротеки

 


КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

 


Среди учреждений культурно-досуговой сферы, содействующих снятию физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановлению сил посредством активного отдыха, приоритет принадлежит клубным учреждениям как самым массовым, доступным для каждого члена общества, учитывающим эстетические потребности различных категорий населения.

Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни, становясь важнейшими центрами общения людей.

Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы и большие Дома и Дворцы культуры. Между ними нет принципиальной разницы. Их отличие в возможностях, которыми они располагают – в объеме и масштабе работы. Клубные учреждения, в отличие от других культурно-досуговых учреждений, являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна быть направлена на решение социальных проблем в регионе, внедрение новых моделей образа жизни.

Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как учреждения, способного уменьшить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, осуществлять психологическую релаксацию.

Современные клубных учреждения – это центры развития рекреационной культуры различных групп и слоев общества, творческие лаборатории любительского искусства, организаторы празднично-зрелищных программ на основе как традиционных, так и инновационных технологий, а также координаторы культурной жизни и социально-культурных процессов в регионах страны

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.