Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младенчество как период стабильного развития




Новорожденностъ (0—2 месяца) как кризисный период

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Глава XII МЛАДЕНЧЕСТВО

Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, свя­занное с физическим отделением от материнского организма, это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому ново-рожденность с физиологической точки зрения — это переходный пе­риод, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения 'орга­низма1.

Некоторые психологи придают особое значение явлению бон-динга2. Так называют форму раннего контакта с ребенком сразу по­сле рождения. Утверждается, что в первые полтора часа после появ­ления на свет существует критический (сензитивный) период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанно­сти у ребенка и по отношению к ребенку. Взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прикасание способствуют появлению у всех членов семьи особо теплого, интуи­тивного отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и в долговременном плане оказывает развивающий эффект.

Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная), большую часть времени новорожденный погружен в себя и просы­пается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. Л.С. Выготский характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преоб­ладание \недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; невыделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, не различение социальных и физических объектов1.

У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на диском­форт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, задаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденное™ отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Методы исследования психики новорожденных и младенцев. Многие исследователи подчеркивают исключи­тельную сложность изучения психики детей младенческого воз­раста и недопустимость умозрительных рассуждений. В России начало объективного изучения психического и физиологического развития младенцев было положено в 1920-х гг. сотрудниками И.П. Павлова и В.М. Бехтерева Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным и др. £\ля этой цели были использованы систематическое наблюдение, экспериментальные методики анализа условных рефлексов и ориентировочной реакции

В последние десятилетия в связи с расширением возможностей точной регистрации поведенческих проявлений наблюдается новый всплеск интереса к психологии младенцев. В настоящее время при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого года жизни используют регистрацию целого ряда объектив­ных «индикаторов», частоты сердечных сокращений, ритма дыха­ния и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции.

Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

— рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности

сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений),

—защитных рефлексов (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете),

—ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при лег­ком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к ис­точнику света),

— атавистических рефлексов (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого вложенных в руку ребенка, рефлекс спонтанного ползания — по­ложенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук, а если к его подошвам подставить ла­донь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее и ползет ак­тивнее — рефлекс Бауэра, автоматическая походка — если, при­держивая под мышки, ребенка поставить на опору и слегканаклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождаю­щиеся движениями рук, и др)

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функцио­нальной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает При этом сущест­вует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением боль­шинства из этих простейших рефлексов Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга1

Здоровый новорожденный обладает разными видами чувстви­тельности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (спо­собностью различить сладкое от горького, кислого, соленого) Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших де­тей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно прими­тивны, но быстро совершенствуются Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается К концу первого месяца жизни, а у отдельных

детей и раньше, появляется возможность кратковременной фикса­ции взгляда на блестящем предмете

Появились новые поразительные данные о возможностях ново­рожденных и младенцев первых недель и месяцев жизни, например о так называемой лицевой имитации новорожденных (способно­сти имитировать вытягивание губ, высовывание языка, открывание рта)

Сообщается, что значимым фактором научения для младенцев оказывается вовсе не характер подкрепления, а особенности самой программы, включенность в нее задач, требующих от ребенка опре­деленного решения1

Например экспериментально задавалась такал схема поворотом головы налево младенец может включить свет Большинство двух трехмесячных детей вскоре обнаруживали эту взаимосвязь и включали свет неоднократно за короткий промежуток времени Затем частота поворотов головы уменьшалась и сохранялась на низком уровне до смены программы Когда ребенок случайно открывал изменение схемы (теперь включение света происходило при повороте головы направо) всякий раз на­блюдался рост активности

Пяти-шестинедельные младенцы научались так регулировать темп сосания пустышки чтобы достигать наилучшей фокусировки изображения на экране телевизора.

Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения1 Это способности избирательных контактов ребенка с человеком предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений, способ­ность выделять человеческий голос среди других звуков, выделение голоса матери из прочих голосов, достаточно сложные лингвистиче­ские задатки Врожденные схемы взаимодействия поведенчески проявляются в направленности взгляда в момент расположенности к общению, в закрывании глаз и отворачивании головы как сигналах свертывания общения

Утверждается, что подлинные способности маленького ребен­ка к обучению часто оказываются непродемонстрированными в силу неподходящей организации экспериментальной ситуации — важна физическая близость к матери, лучше всего контакт «кожа к коже»

Биологическая беспомощность новорожденного и ее значение Аля развития И тем не менее те способности, о которых мы говорили выше, рассматриваются как предпосылки будущего развития

Новорожденный не имеет ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Даже безусловный сосатель­ный рефлекс нуждается в «доводке»: некотором обучении ребенка в первые дни жизни. Исследования показали, что такие двигательные акты, как хватание и ползание, не являются естественным продол­жением врожденных рефлексов. Напротив, требуется угасание без­условных движений, чтобы могли быть сформированы новые про­извольные двигательные акты.

Человеческий детеныш — самый беспомощный на Земле. Его биологическая беспомощность увеличивает количество степеней свободы в выборе направления развития и обеспечивает гибкость адаптации.

Наиболее эволюционно близкий к человеческому детеныш обезьяны, физически отделившись от матери, обладает ценной для выживания способностью ухватиться за ее шерсть и удерживаться таким образом в первые два месяца после рождения. На начальном этапе развития решающее условие выживания новорожденного — это уход взрослого человека, удовлетворение им всех жизненных по­требностей ребенка. Любое отношение к предмету осуществляется только через и посредством взрослого человека. Имея в виду имен­но это, говорят о новорожденном как о максимально социальном существе.

В противоречии между максимальной нуждой во взрослом и минимальными средствами взаимодействия заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого. В конце первого — начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетли­во выделять взрослого из окружающей обстановки. Как это проис­ходит? Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку ка­чества субъекта общения — обращается к нему, о чем-то спрашива­ет, комментирует собственные действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, кото­рые ему демонстрируют (феномен лицевой имитации новорожден­ных). Взрослый, кроме того, очевидно, становится наиболее при­влекательным и удобным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях, которую не­которые исследователи считают врожденной. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей-четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на об­ращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого — ребенок за- губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной кон-. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения.

«Митя (0, 0, 17)1 сегодня по крайней мере два раза задерживал свой взгляд на нее. Сосредоточение было несколько секунд, в это время глаза малыша были обра­щены ко мне.

(0; 0, 23) Очень чуток к различным звукам, особенно к голосу. Когда начина­ешь говорить, глядя на Митю, он весь замирает и смотрит на меня. Когда недоволен, * то от одного звука моего голоса прекращает хныкать и даже плакать Теперь уже по­долгу смотрит на меня, при этом весь замирает

(0; 1, 0) Во время гуляния издает короткие звуки типа «ы-ы» с закрытым ртом, размахивая ручками и суча ножками. Когда смотрит на меня, изменяется вы­ражение лица. Митя весь как бы устремляется ко мне, личико его «светлеет», словно он вот-вот улыбнется.

(0, 1, 8) После кормления лежит у меня на руках и очень долго и внимательно смотрит на меня (это впервые так). Иногда на лице появляется не то что улыбка, а скорее ее тень, очень робкая.

(0; 1, 10). Сегодня у Мити впервые появилась вполне достоверная улыбка, правда, очень неуверенная, робкая и мимолетная.

(0; 1, 13). Сегодня впервые Митя нам открыто и радостно улыбался Но это стоило нам немалых трудов' вдвоем говорили ему «агу».

(0, 1, 18) Улыбка появляется у Мити все быстрее и быстрее. Теперь уже доста­точно только начать с ним разговаривать, конечно, ласковым и всецело адресован­ным ему голосом, как он сразу же одаривает нас улыбкой. Особенно легко вызвать улыбку простым «агу». Теперь мы уже ведем небольшие диалоги, я — «агу», Ми­тенька тоже — «агу-агу», правда, еще довольно робко и мало» (из дневника Л Г. Лысюк)2.

Выразительная улыбка и другие, присваиваемые младенцем позже элементы пралингвистической знаковой системы (мимика, жесты) умиляют родителей, действуют на взрослых воодушевляюще и приводят к ответному эмоциональному вознаграждению малыша.

Здесь мы наблюдаем взаимное эмоциональное отождествление взрослого и ребенка. Некоторые зарубежные ученые называют пер­вые проявления связи между матерью и ребенком с помощью звуков «коммуникативной синхронией» ребенка и взрослого, «сращивани­ем» или «настраивающим» поведением, так как звуковые сигналы Ребенка воздействуют на голос и речь матери и, наоборот, ее речь — на звуки, издаваемые малышом. Такое «сращивание» формирует основу будущих отношений привязанности, закладывает чувство доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще.

Французский психоаналитик Ф. Дольто считала, что соматическое благополучие ребенка может быть обеспечено речевым воздействием, объяснением новорожденно­му тех событий, которые, например, временно разлучают его с матерью Опираясь на собственный врачебный опыт, она утверждала, что словесное заверение новорожден­ного в том, что мать любит его и что скоро они вновь будут вместе, нормализует са­мочувствие малыша, прекращает расстройство кишечника, восстанавливает аппетит и сон1.

Даже на такой ранней стадии взаимоотношения не определяют­ся всецело взрослым. Темперамент новорожденного (его раздражи­тельность или спокойствие, гибкость приспособления к окружающей ситуации), тональность плача (высокий голос при плаче, характер­ный для детей с различными отклонениями, — «сигнал выжива­ния»), множество других поведенческих признаков влияют на от­ношение к нему родителей, на характер и скорость их реагирования

Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризис­ного периода новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка — улыбки на обращение матери (близкого взрослого).

Это означает начало собственной «индивидуальной психической жизни новорожденного»2. Б период новорожденности жизнь стано­вится индивидуальным существованием, отдельным от материн­ского организма, но вплетенным в социальную жизнь окружающих ребенка людей. Кроме того, она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Комплекс оживления. В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического пе­риода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Термин «комплекс оживления» вве­ден Н.М. Щеловановым, а впервые описан Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой3.

Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная ре­акция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредо­точения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта ре­акция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10—12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, пере-

ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокали­зации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привле­чения внимания к себе. Своевременность появления и степень вы­раженности комплекса оживления — основной критерий норма-хивности психического развития ребенка в первом полугодии 75сизни. Комплекс оживления начинает дифференцироваться после трех месяцев.

Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и поя­вились средства общения. Активность со стороны малыша направ­лена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый1. Комплекс оживления вызывает у ухаживаю­щих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощуще­ние взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что спе­цифическая для младенческого возраста социальная ситуация раз­вития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сло­жилась.

Феномен эмоционального единства отражается в использовании местоимения «мы» для описания всех поведенческих актов ребенка. Так, молодая мама двухмесячного малыша рассказывает знакомой, впервые встреченной после рождения ребенка: «У нас все хорошо. Мы родились такие большие, такие лохматенькие».

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Кризисный период новорожденное™ заканчивается, и начинается период стабильного развития — младенчество. Ведущая деятельность младенческого пе­риода — непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), или ситуативно-личностное обще-аие (по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности — другой че­ловек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удо­вольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов.

U решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпипга. лизмаУ.

Явление госпитализма обнаружилось при попытках наладить внесемейное вос­питание детей, оставшихся без попечения родителей Прежде всего поражала огрслц, нал смертность маленьких детей в приютах Например, в 1678 г. в Венеции из 2000 детей, принятых в приют, в течение 10 лет осталось в живых только семь. Приюты получили печальное название «фабрик ангелов». Дети, оставшиеся в живых, имели выраженное отставание в физическом и психическом развитии, к трем годам они не умели есть, почти не говорили, были чрезмерно пассивны или, напротив, возбуждены и агрессивны. Причины таких последствий долгое время искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода, в неполноценном питании и небрежности врачей.

Большое значение для привлечения внимания к нарушениям психомоторного развития детей, воспитываемых вне семьи, имели исследования психолога психоаналитической ориентации Р. Шпица, в особенности работа «Госпитализм» (1945).

Шпиц проводил сравнительные наблюдения за развитием детей в одном из при­ютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Гигиенические условия, врачеб­ное наблюдение, «наследственность» в приюте были лучше Но дети из яслей имели единственное преимущество: за ними ухаживали их собственные матери В тюремных яслях за два года не умерло ни одного ребенка, в то время как в приюте из 91 ребенка погибло 37%. Годовалые дети из приюта встречали незнакомых людей испуганным визгом или вели себя крайне навязчиво. К концу второго года дети становились пас­сивными, предпочитая лежать в постельках Что касается ясельных детей, то основ­ная проблема заключалась в том, как справиться с их нарастающей любознательно­стью и предприимчивостью.

Р. Шпиц, а также другие психологи неофрейдистской ориента­ции объясняли подобные нарушения развития разрывом контактов ребенка с биологической матерью, подчеркивали глубину и необра­тимость искажений психического развития2.

Российские педиатры и психологи причину госпитализма опре­делили как дефицит, общения. Были созданы научные основы вос­питания детей раннего возраста в общественных учреждениях и дос­тигнуты успехи в искоренении госпитализма путем направленной организации общения персонала с детьми с первых дней жизни.

Нельзя забывать, что стертые, неявные, но все же весьма опас­ные для полноценного психического развития малыша симптомы госпитализма могут возникать при ранней разлуке (помещении ре­бенка в больницу) и даже в семье. Так бывает, когда родные не уде-

д ребенку достаточно внимания и тепла, в ситуации социально-экономического неблагополучия или когда ребенок оказывается по какой-либо причине, например из-за несоответствия его пола ожи­даемому, психологически «не принятым» матерью.

Трудными (для установления взаимодействия с ними) оказы-ваются младенцы, относящиеся к группе риска по биологическим, медицинским показателям, а также младенцы с «трудным» тем­пераментом. Например, преждевременно рожденные, или недо­ношенные, дети нуждаются в специальных условиях выхажива­ния, что приводит к длительной послеродовой разлуке матери и ребенка. Отмечено, что и специфические «особенности» поведе­ния недоношенных детей увеличивают вероятность эмоциональ­ной депривации1.

Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризу­ется так называемым синдромом «дефицитарности ключевых сигналов». Дети начинают улыбаться в более поздние сроки, при­чем улыбки обычно стертые, невыраженные; инициатива в контакте со взрослым отсутствует, а ответная реакция очень слаба; они из­бегают зрительного и эмоционального контакта; напрягаются и отстраняются при взятии на руки. В первом полугодии жизни на­блюдается доминирование отрицательных эмоций, быстрая исто-щаемость и высокая утомляемость ребенка при взаимодействии со взрослым, запаздывание в появлении и бедность вокализаций.

Выделены и матери групп риска: депрессивные, с психическим заболеванием, с нарушением отношений с родителями в собствен­ном детстве, матери-подростки.

Характерные изменения поведения со стороны ребенка (сокра-щенность и ослабленность сигналов, меньшая отзывчивость на со-. циальное поведение матери, сниженная инициативность) и со сто­роны матери (меньшая чувствительность к сигналам ребенка, доминирование, дефицит вовлеченности в общение, эмоциональная отстраненность) с высокой вероятностью могут привести к наруше­ниям взаимодействия в системе «мать — младенец», отклонениям в формировании взаимной привязанности, риску отставания в разви­тии. Эти признаки являются одним из существенных показаний для Усиления внимания такой семье, оказания помощи по программе крайнего вмешательства»2.

-

: Автореф дис. М., 1998. См.: Мухамедрахимов Р.Ж. Мать я младенец: психологическое взаимодейст- СПб., 1999.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.