Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Численность населения России и субъектов ЮФО по данным переписи населения 2002 года 1 страница




Ислам

Ислам – возник в VII в. на Аравийском полуострове. Основатель Мухаммед (Магомет). Священное писание – Коран, который состоит из 114 глав (сур). Пять основных догм ислама:

1. единобожие («нет Бога кроме Аллаха»);

2. вера в божественную справедливость;

3. вера в конец света, воскрешение человека, судный день, потусторонний мир;

4. признание пророческой миссии Магомета;

5. учение о халифате (имамате).

Пять столпов ислама:

1. Вера в Аллаха – божество и Магомета – пророка его;

2. Молитва (не менее 5 раз в день);

3. Пост;

4. Хадж (паломничество в Мекку);

5. Закят (милостыня).

В исламе существует два направления сунниты и шииты. К суннитам принадлежит большая часть мусульманского населения Северного Кавказа. Шиитам – часть лезгин и татов, а также азербайджанцы. Суннизм также делится на ряд тарикатов – направлений (школ):

Маникижкий, халибалитский – не распространены на Северном Кавказе.

Ханафизм (балкарцы, черкесы, табасаран).

Шафиитский (ингуши, чеченцы, аварцы).

До недавнего времени серьезных столкновений между суннитами и шиитами не было.

Таким образом, в ЮФО представлены все мировые религии, а также пережитки первичных религий (магия, тотемизм, фетишизм) и родоплеменных религий (язычество).

5. Хозяйственно культурная классификация народов (скотоводческая, земледельческая, смешанная культура).

6. Социально-экономическая (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество).

7. Классификация по материальной культуре (сельская или городская, производящая или присваивающая).

Таким образом, курс «История и культура народов Юга России» является учебным курсом гуманитарных дисциплин. Он интегрирован с другими дисциплинами, которые будут изучаться студентами – это Отечественная история, культурология, социология, правоведение, религиоведение и др.

Юг России в данном курсе предстает в границах ЮФО, географически он включает в себя Дон, Нижнее Поволжье, Степное предкавказье, горные районы Северного Кавказа. В административном отношении ЮФО состоит из 13 субъектов (табл. 1).

 

Таблица 1

Регион Численность населения, тысяч человек
1. Республика Адыгея (Майкоп) 444,5
2. Республика Дагестан (Махачкала) 2194,7
3. Республика Ингушетия (Магас) 441,4
4. Кабардино-Балкарская республика (Нальчик) 780,7
5. Республика Калмыкия (Элиста)  
6. Карачаево-Черкесская республика (Черкесск) 426,9
7. Республика Северная Осетия – Алания (Владикавказ) 677,1
8. Чеченская республика (Грозный)  
9. Краснодарский край (Краснодар) 4975,6
10. Ставропольский край (Ставрополь) 2635,6
11. Астраханская область (Астрахань) 1006,9
12. Волгоградская область (Волгоград) 2620,9
13. Ростовская область (Ростов-на-Дону) 4264,3
Южный федеральный округ  
Российская Федерация  

 

Субъекты ЮФО по наличию межэтнических проблем условно можно разделить на три группы.

1) Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия – в этих республиках проявились открытые межэтнические конфликты с проявление ненависти к другим народам и религиям применение оружия и человеческие жертвы.

2) КЧР, КБР, Адыгея, Калмыкия – здесь существуют предпосылки межэтнических конфликтов, которые проявляются в латентной форме.

3) Ростовская, Астраханская, Волгоградская области, Краснодарский и Ставропольский края – 80 % русских в этих регионах межэтническая напряженность имеет локальный характер.

Первая группа:

1. Чеченская республика – завершение контртеррористической операции постепенно нормализует социально экономическую обстановку, но не решает проблему межэтнической конфликтности. До 1994 г. республики покинули 200 тыс. человек русских, армян и др.; в период 1995–2002 гг. русское население сократилось с 300 до 15 тыс. человек около 20 тыс. было убито (без военных потерь) 100 тыс. квартир и домов некоренных жителей захвачено, десятки тысяч людей было захвачено в рабство. В настоящее время определились со статусом Чечни в РФ, однако, вряд ли в ближайшее время некоренное население вернется.

2. Ингушетия, – несмотря на ограниченную площадь, перегружена беженцами и вынужденными переселенцами. Только по официальным данным в Ингушетии 200 тыс. беженцев. Дестабилизирующими факторами выступают наличие территориальных споров с Чечней и Северной Осетией. Ингуши настаивают на восстановлении границ 1944 г. (до момента их депортации). Особый спор идет за село Татское (бывший Ангушт), которое является колыбелью ингушского народа. Русское население Ингушетии сократилось с 25 тыс. до 2 тыс.

3. Дагестан – после боевых действий в приграничных с Чечней районах (лето 1999 г.). В результате вооруженного конфликта около 5 тыс. семей покинули свои дома чеченцы, акинцы, которые проживают на границе Дагестана, требуют возращения Ауховского района. Нестабильность вызывает лезгинский вопрос, так как значительная часть лезгин осталась в Азербайджане. Такая же участь постигла и аварцев, которые проживают в Грузии. Важнейшим фактором межэтнической нестабильности является вытеснение русского населения, в том числе и казачьего из северных районов. В Дагестане за последние годы существенно меняется этническая картина, мелкие этносы перестают существовать и вливаются в крупные, многие народы вынуждены менять свои исконные занятия (скотоводство, земледелие) на ремесло и торговлю, которые требуют меньшего количества земли.

4. Республика Северная Осетия – Алания – нерешенность осетино-ингушского конфликта негативно влияет на возврат беженцев ингушей. Напряженность доставляют террористические акты. Источником постоянной экономической нестабильности выступает проблема Южной Осетии, которая находится в составе Грузии. Осетинский народ состоит из четырех основных групп: одна из которых кударцы проживают в Южной Осетии. Не смотря на усилия ООН кударцев не удалось вернуть на территорию Грузии.

Вторая группа:

1. КЧР – титульные этносы в республике карачаевцы (30 %) и (10 %) черкесы составляют этническое меньшинство, так как нетитульный этнос – русские составляют 43 % населения республики. Однако ежегодно доля русского населения сокращается, что вызвано притеснениями на бытовом уровне. В последнее время ситуацию удалось нормализовать из-за вмешательства федерального центра.

2. КБР – здесь сохраняется возможность этнического противостояния между кабардинцами и балкарскими, так как последние настаивают на реабилитации. Неоднократно ставился вопрос о разделении на Кабарду и Балкарию, однако федеральная власть этого не допустила. В настоящее время достигнут своеобразный компромисс между кабардинцами, балкарцами и русскими. Языки каждого народа признаны государственными.

3. Республика Адыгея – около 25 % республики составляют адыгейцы, 65 % русские, 3 % армяне, 3 % украинцы. Адыгейцы проводят политику государственной протекции титульному этносу. В законодательстве закреплено паритетное представительство (50/50) адыгейцев в органах власти, что ущемляет права преобладающего этноса.

4. Калмыкия – в настоящее время актуальна идея борьбы за утраченные территории, которые сейчас входят в состав Астраханской области (Наримановский и Мемановский районы). В республике все чаще проявляются элементы этнократии.

Третья группа:

В настоящее время ситуация в субъектах ЮФО с преобладающим русским населением, характеризуется локальной напряженностью связанной с притоком беженцев, по разным оценкам в 90-е годы в этих субъектах осело 1,5 млн человек. Актуальна проблема возрождения казачества, которое пытается противопоставить себя иногородним, в том числе этнически. В Краснодарском крае не решена проблема турок-месхитинцев и контролем за миграцией из Абхазии.

Приток мигрантов способствует росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, усилению националистических и сепаратистских настроений, криминализации обстановки. Значительные перегрузки испытывает социальная инфраструктура регионов, не рассчитанная на такое количество населения. Именно это определяет оценку миграции как негативного в социальном плане явления. Вместе с тем, необходимо признать, что неконтролируемые миграционные процессы уже внесли существенные коррективы в структуру этнического разделения труда, привели к изменениям на рынке жилья, отразились на криминогенной обстановке в регионе, способны вызвать столкновения на межнациональной и межконфессиональной основе. В условиях социально-экономического неравенства факты, свидетельствующие о создании льготных условий мигрантам, в сочетании с нереализованными правами русских беженцев из горячих точек Северного Кавказа и Закавказья, нередко лишенных помощи государства, – воспринимаются местным населением наиболее остро и способствуют возникновению конфликтных ситуаций, вплоть до массовых беспорядков.

В этой связи можно понять внешнюю привлекательность для части населения региона националистических идей, усиление пропаганды ваххабизма, «тихую экспансию» неславянского населения на территорию районов Ставрополья, граничащих с Дагестаном, Чечней и Карачаево-Черкесией, и другие факторы. Идеи РНЕ оказались весьма привлекательными и для части казачества, уставшего от междоусобиц и рассматривающего свое участие в движении как реальную возможность отстаивать интересы русских на Кавказе. Стремясь остановить потоки миграции, нормализовать обстановку в приграничных районах, органы власти Ставропольского и Краснодарского краев вынуждены принимать самостоятельные меры по ужесточению пограничного режима. Кроме того, сложная криминогенная обстановка в приграничных с Чечней районах Ставропольского края выдвигает на первый план требования местного населения о жестком закрытии административной границы с «беспокойным соседом», инициирует территориальные притязания к отдельным субъектам Федерации на Северном Кавказе.

Политическая обстановка, трудности социально-экономического характера, складывающаяся новая социальная структура, различия национальных, религиозных, политических и других интересов, неравномерность распределения общественного богатства среди различных слоев населения способствуют возникновению очагов напряженности и конфликтов. На Северном Кавказе как ни в каком другом регионе России стали разрастаться официальные и неофициальные вооруженные формирования и военизированные структуры с нечетко определенными задачами, статусом и гарантиями прав личного состава.

Нерешенность проблем национальной безопасности, эскалация вооруженного противостояния на территориях отдельных республик, а также нагнетание напряженности вокруг региона уже сегодня создает реальные предпосылки к усилению уже имеющихся и возникновению новых угроз безопасности Российской Федерации на Северном Кавказе. Поэтому приоритетными направлениями должны стать правовое обеспечение конституционной безопасности и правовое регулирование региональных отношений в социально-экономической сфере, повышение роли интеграционных региональных структур и реализация региональных инвестиционных программ.

Дополнительная литература

1. Альтудов Ю.К., Кетова Н.П. Созидательный потенциал инновационных факторов развития экономики Юга России // СГЗ. 2002. №5. (215)

2. Дибирдеев В.И. К вопросу о понятии «регион» // Вопросы статистики. 2001. №6. (215)

3. Ершов Ю. Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы // Регион. 2006. №4. (215)

4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы: современное состояние и проблемы развития. Ростов-на-Дону: МарТ, 2006 (215, 225, 334)

5. Казанцев В.Г. ЮФО и его Северо-Кавказский субрегион как предмет социально-политической теории и практики // СГЗ. 2001. №1 (215)

6. Каримова А.Б. Регионы в современном мире // Социс. 2006. №5. (215)

7. Лапин Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // Социс. 2006. №8. (215)

Очерк 2. Религиозная ситуация на Юге России. Конфессиональная характеристика населения ЮФО

Христианство, его особенности и направления. Православие как традиционно ведущая религия в Южно-Росийском регионе. Ислам. Мусульманские конфессии, исповедуемые народами Северного Кавказа. Буддизм. Ламаизм традиционная религия калмыков. Иудаизм и другие нетрадиционные религии Юга России.

 

Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации. Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть осетин, цыган, армян, греков. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар. Православными являются часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские). Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 – 80 млн чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России – Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией. В России сейчас имеются также православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 г. – Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 г. из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1995 г. Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за границей, хотя на территории России по-прежнему есть и приходы, оставшиеся в юрисдикции Русской православной церкви за границей. Приходы Российской православной церкви имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Шахтах и некоторых других городах России, ряде сельских населенных пунктов, приходы Русской православной церкви за границей – в Москве, Санкт-Петербурге и прочих местах. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские.

После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви – геннадиевская (или поздеевская), исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа митрополита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, Кисловодске и в других местах России. По этнической принадлежности большинство из них русские. Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп, многие из которых в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Ростовской области, Краснодарском крае, республике Адыгея. Большинство истинно православных христиан по национальности русские. В Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце XIX в. из Русской православной церкви секты иоаннитов.

Гораздо раньше, чем все перечисленные церковные организации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, более 2 млн чел. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы и др. Старообрядчество никогда не было единым. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует). В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русской древлеправославной церкви. Единоверческая церковь малочисленна. Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия) – самая крупная организация старообрядцев-поповцев. Ее приверженцы, живущие на Юге России, сосредоточены в Волгоградской области, Ставропольском и Краснодарском краях и в некоторых других регионах. Последователи Русской древлеправославной церкви живут в Волгоградской, области, Краснодарском крае и в ряде других мест. Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное, поморское, федосеевское и спасово согласия, филипповский и страннический толки. Наиболее крупные группы поморцев сосредоточены в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Адыгея.

Возникшие в XVII-XVIII вв. в России секты «духовных христиан» сейчас в стране довольно малочисленны. Основные их группы – хлысты, скопцы, духоборцы и молокане. Численность хлыстов весьма невелика. Они расселены главным образом в Тамбовской и Ростовской, Краснодарском и Ставропольском краях. Скопцов в России еще меньше. Духоборцев в стране насчитывается 15 – 20 тыс., живут они в Тамбовской, Ростовской и Оренбургской областях, Краснодарском крае. Молокан в России приблизительно 40 тыс. чел. Они в основном обитают в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Среди духовных христиан резко преобладают русские. Из-за дисперсности расселения духоборцы и молокане, бывшие в прошлом достаточно изолированными группами, все больше растворяются среди окружающего русского населения. К духовному христианству примыкает малочисленная секта Духовное единство (толстовцы), проповедующая религиозно-этические положения, разделявшиеся Л.Н. Толстым. Из недр Русской православной церкви вышла также секта иеговистов-ильинцев, сочетающая элементы христианства и иудаизма. К секте принадлежит в настоящее время всего несколько тысяч человек, которые живут преимущественно на Урале и на Северном Кавказе. По этнической принадлежности иеговисты-ильинцы – русские. Еще больше приблизилась к иудаизму вышедшая из недр православия в конце XVII в. секта субботников. Она распалась на две группы: одна из них стремится сохранить свое собственное вероучение, другая (так называемые геры) фактически слилась с иудаизмом. Субботники расселены в Воронежской и Тамбовской областях, а также в Северной Осетии.

Помимо православных и последователей ответвившихся от православия сект в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России имеются католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (т. н. греко-католиков). Католиками латинского обряда являются большинство живущих в стране поляков и литовцев, часть немцев, бoльшая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских. В России католиков латинского обряда насчитывается около 300 тыс., самые крупные их общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Астрахани, Ростове-на-Дону, Сочи. Католики византийского обряда представлены в нашей стране Российской греко-католической церковью. Эта церковь была образована после Февральской революции 1917 г., в советское время подверглась запрету, а с 1991 г. стала действовать вновь. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс., причем подавляющее большинство их составляли жившие в России украинцы – выходцы из западных областей Украины. В последующие годы многие из них уехали на Украину.

У нас в стране есть и протестанты, относящиеся к различным течениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству, баптизму, пятидесятничеству, адвентизму и т. д. Лютеранство исповедуют часть живущих в России немцев, большинство финнов, эстонцев и латышей. В настоящее время основная часть действующих в России лютеранских приходов относятся к Евангелическо-лютеранской церкви (объединяющей преимущественно немцев) либо к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (прихожанами которой являются прежде всего финны). Численность лютеран в России – 170 тыс. человек. В России представлено и более радикальное течение протестантизма – кальвинизм (в форме реформатства и пресвитерианства). Реформатства придерживается небольшая часть живущих в стране немцев, а также венгры – выходцы из Закарпатской области Украины. Общая их численность составляет всего 5 тыс. человек.

Помимо лютеранства и кальвинизма в России представлено еще одно раннее протестантское течение – меннонитство. Российские меннониты образуют две основные группы: церковных и братских. Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине XIX в., баптизм первоначально распространялся среди немцев, однако довольно скоро группы баптистов появились и среди других народов. В 1870-е гг. в России стало распространяться близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее английские корни. В 1944 г. эти два движнения объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г.- Союз евангельских христиан-баптистов). В 1945 – 1947 гг. в него вошли часть пятидесятников, а в 1965 г. – общины братских меннонитов. В 1961 г. от Союза откололся Совет церквей евангельских христиан-баптистов. В 1992 г. Союз евангельскими христиан-баптистов был преобразован в Федерацию союзов евангельских христиан-баптистов, одним из членов которой стал Союз евангельских христиан-баптистов России. Самые крупные его общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ставрополе. Продолжают действовать и Совет церквей евангельских христиан-баптистов, а также их независимые общины. Общая численность евангельских христиан-баптистов, входящих в разные организации, составляет в России около 500 тыс. чел. Среди них есть русские, немцы, украинцы и представители других национальностей. В РФ представлено и сравнительно молодое (возникшее в 1901 г.), протестантское течение – пятидесятничество, подразделяющееся на ряд ветвей. Основную массу последователей этого течения составляют пятидесятники двух благословений. К этой ветви пятидесятников относятся христиане веры евангельской и некоторые другие, более мелкие группы. Общая численность всех пятидесятников в стране составляет около 300 тыс. чел. Основной район их расселения в ЮФО это Краснодарский край. В последние годы в России появились близкие к пятидесятничеству т.н. харизматические церкви, причем численность их быстро растет.

Некоторое распространение в России получил адвентизм. Подавляющее большинство составляют адвентисты седьмого дня. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) 90 тыс. чел. Они расселены в Ростовской области, и республиках Северного Кавказа. Адвентисты седьмого дня ведут очень активную деятельность по вовлечению новых членов. Есть в стране и небольшая группа адвентистов-реформистов, отколовшихся от адвентистов седьмого дня в 20-х гг. XX в. Кроме перечисленных протестантских конфессий в России в последнее время стали действовать и ряд других: Армия спасения, англикане, квакеры, так называемые Международные церкви Христа («Бостонское движение») и пр.

Особое положение в протестантизме занимают разные группы т. н. маргинальных протестантов, вероучения которых весьма сильно отличаются от традиционного протестантизма, а иногда и от христианства вообще. Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются среди такого рода конфессий – свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. чел. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Их малочисленные группы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Владикавказе. Появились в стране и последователи Церкви объединения, или муниты (мунисты). Эту церковь причисляют к так называемым тоталитарным сектам: в ней поддерживается железная дисциплина, имеет место беспрекословное подчинение установлениям основателя секты «преподобного Муна». Монофизитство в Российской Федерации исповедуют последователи Армянской апостольской церкви, объединяющей большинство живущих в нашей стране армян. Самые многочисленные группы сторонников Армянской апостольской церкви (армяно-григориан) сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Северной Осетии, Адыгее. Их общая численность составляет 450 тыс. чел. Есть в России и небольшое число приверженцев несторианства. Это большинство ассирийцев, которые проживают главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.

Вторая по численности последователей религия Российской Федерации – ислам (ок. 13 млн чел.).Принятие ислама народами Северного Кавказа растянулось почти на тысячу лет. Первыми на Северном Кавказе приняли ислам народы Дагестана (аварцы, агулы, лакцы, лезгины, рутульцы, табасараны, цахуры и другие этносы дагестанской группы кавказской языковой семьи, а также кумыки – тюркский этнос кыпчакского происхождения). Проникновение в Дагестан новой религии происходило первоначально как результат арабских завоеваний. В 685–686 гг. арабы захватили Дербент, который с тех пор стал центром исламизации Северо-Восточного Кавказа, получив название «Баб ал-Джихад» («ворота борьбы за веру»). Несмотря на то, что Арабскому Халифату не удавалось надолго закрепиться в Дагестане (уже в IX в. появляется южнодагестанское государство, горские общины Севера Дагестана становятся независимыми), распространение ислама продолжалось. В 913 г. арабский проповедник Абу Муслима распространял ислам среди лезгин. В XI–XII вв. ислам принимают другие народы юга Дагестана – агулы, рутульцы, цахуры.

К XIV в. относится распространение ислама среди наиболее многочисленного дагестанского народа – аварцев, чему способствовала деятельность проповедника Хаджи-Удурата. Отдельные горские общины принимают ислам еще позже: в 1435 г. – Караханское и Цунтинское, а в 1475 г. – Гидатлинское горское общество. Таким образом, окончательное принятие ислама народами Дагестана завершилось к концу XV в. В XV–XVI вв. ислам распространяется в Чечне, коренное население которой – вайнахи (чеченцы и ингуши) – принадлежит к нахской группе кавказских языковых семей. Этому способствовали аварские и кумыкские проповедники, нанимавшиеся пастухами в чеченские аулы. Хотя, как отмечает А. Берже, «до Шамиля духовенство в Чечне далеко не пользовалось тем значением, – каким оно вообще пользовалось на мусульманском Востоке» Со временем чеченцы сделались одними из наиболее ревностных мусульман.

Иная ситуация сложилась на Западном Кавказе. Его население состояло из народов абхазо-адыгской группы кавказской языковой семьи (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), многие из которых до сих пор считают себя частью единого народа – адыгов, в прошлом именуемых черкесами. Другую группу составляли тюркские народы – балкарцы и карачаевцы, генетически связаны с волжско-камскими булгарами. Уже в VI в. адыги попадают в зону византийского политического и культурного влияния. В результате, среди адыгов распространилось христианство. На Западном Кавказе существовали четыре епископства, входившие в состав Анапской митрополии Греческой православной церкви. После взятия Константинополя турками в 1453 г. христианство в западной части Северного Кавказа стало исчезать. Исключение составляют осетины (аланы) среди которых православное христианство распространилось из Грузии. В X-XII вв. в Осетии сформировалась самостоятельная церковь. Ислам начал проникать на Западный Кавказ в XIII-XIV вв. из Золотой Орды: часть адыгов платила дань золотоордынским ханам. С XIII в. известен мусульманский мавзолей в станице Усть-Джегутинской (ныне Прикубанский район Карачаево-Черкесской Республики). В 1334 г. в районе Пятигорья (ныне окрестности города Пятигорска Ставропольского края) существовала соборная мечеть. С Золотой Ордой генетически связаны ногайцы – тюркский мусульманский народ, с XIII в. кочевники степных районов Предкавказья (ныне компактные группы проживают в Ставропольском крае, Карачаево-Черкессии, Чечне, Дагестане). В XVI–XVII вв. ислам распространился в Кабарде, а оттуда в Осетию. Но ислам воспринимался только незначительной частью осетин, тогда как большинство сохраняли христианство.

В России представлены обе основные ветви ислама – суннизм и шиизм, подавляющее большинство российских мусульман – сунниты. Из четырех суннитских мазхабов (богословско-правовых школ) в России широкое распространение получили только два: ханафитский (наиболее либеральный изо всех мазхабов) и шафиитский (более консервативный). Ханафитского мазхаба в России придерживаются подавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные из них, как уже отмечалось, исповедуют в основном православие), верующие адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, осетины-мусульмане (дигорцы). Последователями ханафитского мазхаба являются также живущие в России казахи, узбеки, киргизы, туркмены, таджики, крымские татары. Шафиитский мазхаб распространен среди представителей большинства коренных народов Дагестана (кроме ногайцев), чеченцев и ингушей. В последние годы в России появились и сторонники фундаменталистской секты ваххабитов. Их можно встретить в Дагестане и некоторых других районах. Численность шиитов в России незначительна. Они имеются в Дагестане (небольшая часть лезгин и даргинцев), городах Нижнего Поволжья (кундровские татары). Шиизма придерживаются и бoльшая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев. В России есть также приверженцы так назывемого немечетского ислама. Особенно широко он распространен у чеченцев и ингушей, большим влиянием среди которых пользуются различные подразделения орденов накшбандийя и кадирийя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.