Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Численность населения России и субъектов ЮФО по данным переписи населения 2002 года 2 страница




В ряде районов России имеется также значительное число последователей буддизма (ок. 900 тыс. чел.). Большинство из них – сторониики школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большинство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков (живущие в Бурятии). Ламаизм – это региональная форма буддизма, сложившаяся в XVII – XVIII вв. Административная система ламаизма в Калмыкии схожа с таковой в других региональных формах ламаизма. Три степени монашества (манджи, гецул, гэлюнг) соответствуют принятой регламентации, имеют аналогии в тибетском, монгольском, бурятском ламаизме. В отличие от других региональных форм для ламаизма в Калмыкии характерно отсутствие института перерожденцев, развитый институт крепостных, закрепленных за монастырями и ламами. В целом на формирование его особенностей оказали влияние отдаленность от крупных центров ламаизма и прямые связи с Тибетом. Этническая специфика калмыцкого ламаизма связана с характером всей культуры калмыков и их предков и прослеживается на уровне бытовых обрядов.

В последние годы в некоторых городах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Анапе и др.) появились малочисленные группы сторонников различных течений буддизма среди русских (школы Гелугпа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Ньингмапа направления ваджраяна, различные школы направлений махаяна и тхеравада). В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргинальная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрикё. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятельность АУМ Синрикё в России была запрещена, хотя нелегально секта продолжает свою деятельность. Действует у нас и метабуддийская секта Вонбулбгё (вон-буддисты).

В России есть и последователи иудаизма – подавляющее большинство верующих евреев. Подавляющее большинство иудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных. Самые многочисленные их группы на Юге России сосредоточены в Ростове-на-Дону. Иудаисты России делятся на две основные группы: ортодоксальных и прогрессивных (реформированных). Среди российских иудаистов есть и последователи хасидского течения, возникшего в первой половине XVIII в.

В последнее время в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и др. среди русского населения появились сторонники неоиндуистского движения Харе Кришна (Сознание Кришны), которых обычно не совсем точно называют кришнаитами. Численность их оценивается п-разному: от 100 тыс. до 700 тыс. чел. Есть в России и последователи другой неоиндуистской секты – Тантра cангха.

Итак, подавляющее число конфессий, получивших распростаранение в России, представлены в субъектах ЮФО, так как исторически южные окраины нашей страны являлись центрами сосредоточения «сект» и «ересей» праволавных христиан, районом иностранной (католики и протестанты) колонизации, традиционным регионом распространения ислама, который имеет на Кавказе многовековую историю.

 

Дополнительная литература

1. Абдулагатов З. Российские православные и мусульмане: общие проблемы – разные взгляды // ОНС. 2004. №2. (215)

2. Авторханов А. Империя Кремля // Родина. 1990. №12. (215)

3. Денисова И.В., Воденко К.В. Религия в контексте культуры: Восток и Запад: учеб. пособие.– Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2007. (215)

4. Иванов В. Межнациональные отношения в России // Социс. 1994. №6. (215)

5. Иванов В.Н., Ладодо И.В., Назаров М.Н. Состояние межнациональных отношений в РФ // СПЖ. 1996. №3. (215)

6. Макаров Д.В. Радикализация ислама в Дагестане: возможности и пределы джихадизма // ОНС. 2004. №6. (215)

7. Рубан Л. Межрегиональные отношения и межконфессиональные противоречия (региональный аспект) // Социс. 1995. №4. (215)

Очерк 3. Особенности культуры народонаселения Южно-Российского региона

Исторически традиционные формы хозяйственной деятельности населения Южно-Российского региона. Материальная культура народов. Культура этнических общностей и диаспор Юга России.

 

На относительно небольшой территории Юга России компактно проживает много разных народов, в большинстве своем коренных. В состав коренных народов Северного Кавказа входят группы народов относящихся к трем языковым семьям индоевропейской, алтайской, кавказской. К славянской группе индоевропейской семьи относятся русские (в том числе казаки) численностью 7289 тыс. человек, 59,9 % населения Северного Кавказа. Иранской группе – осетины численностью около 400 тыс. человек. К тюркской группе алтайской семьи относятся татары, численностью 59 тыс. человек, в том числе этническая группа утар-алабугские татары. Потомки юртовых (астраханских) татар, ногайцев, кочевых узбеков, туркмен и казахов (серкеш), смешавшись, образовали этническую общность (два приморских аула в Калмыкии) в количестве на настоящее время около 500 тыс. человек. Кумыки (кумуклар), коренное население Дагестана. На Северном Кавказе проживают около 270 тыс. человек. Карачаевцы (карачайлыла), коренное население Карачая, количество на Северном Кавказе около 165 тыс. человек. Балкарцы (таулула, малкарлыла) населяют южные районы Кабардино-Балкарской республики – Балкарию, численность на Северном Кавказе 71,5 тыс. человек. Ногайцы (ногъайлар), расселены в степях Северного Кавказа от Карачаево-Черкесии до Дагестана, общей численностью на Северном Кавказе – 70 тыс. человек. К монгольской группе алтайской семьи относятся калмыки (хальмгуд), основное население Республики Калмыкия Хальмг Тангч (52,6 %).

В Кавказскую семью входят три группы народов Северного Кавказа. Дагестанская группа: аварцы (маарулал), один из основных народов Дагестана, населяют Запад республики (Авария) численность на территории Северного Кавказа 550 тыс. человек. В состав Аварии входят группы малочисленных этнических общностей (андо-цезы и арчинцы) это – андинцы (андал) около 13 тыс. человек, арчинцы (аршиштиб) около 3 тыс. человек, ахвахцы (ашвадо) 10 тыс. человек, багулалы (гантлиало) около 5 тыс. человек, бежтинцы (бежтини) около 6–7 тыс. человек, гинухцы (гьинзо) около 8 тыс. человек, годоберинцы (гъибдида) около 7 тыс. человек, гунзибцы (гьуезал) не больше 3 тыс. человек, каратинцы (ккаралал) не менее 5 тыс. человек, тындолы или тинанийцы (идеры) более 10 тыс. человек, хваршины (хваршал) около 10 тыс. человек, чамалалы (чама-ига) около 10–12 тыс. человек. Даргинцы (дарганти) коренное население Центрального Дагестана. Кроме Дагестана на территории Северного Кавказа особенно много даргинцев проживает в Ставропольском Крае и в Калмыкии – Хальмг-Тангч. В субэтническую группу даргинцев входят: кайтагцы (хайдаклан) около 30 тыс. человек, кубачинцы (угбуганты) около18 тыс. человек. Общее число даргинцев на Северном Кавказе около 380 тыс. человек. Лезгины (лезгияр), коренное население Южного Дагестана, численность на Северном Кавказе около 278 тыс. человек. Лакцы (лаккучу) коренное население Центрального Дагестана, на Северном Кавказе проживает около 95 тыс. человек. Табасаранцы (табасаран) коренное население трех районов Дагестана, численность на Северном Кавказе – 118 тыс. человек. Рутульцы (мухадар) коренное население Дагестана. Численность около 17 тыс. человек (Северный Кавказ). Агулцы (агулдере), два десятка аулов на юго-востоке Дагестана, около 20 тыс. человек (Северный Кавказ). Цахуры (йыхбы), цахурцы, населяют один из районов Дагестана, около 6 тыс. человек. В Нахскую (вайнахскую) группу Северо-Кавказской языковой семьи входят: чеченцы (нохчий), коренное население республики Ичкерия. На Северном Кавказе проживают более 1 млн человек (2002 г.), ингши (галгай) основное население Республики Ингушетия, на Северном Кавказе насчитывается около 250 тыс. человек. Абхазо-адыгская группа: кабардинцы (адыге), адыгейцы (адыге), черкесы (адыге) численность на Северном Кавказе – 390, 138, 55 тыс. человек соответственно. Абазины (абаза), проживают в основном в Карачаево-Черкесии и в районе г. Кисловодска. Количество населения на Северном Кавказе около 45 тыс. человек, шапсуги (шапсыг), около 4-х тыс. человек, абадзехи (абадзах), точное число не известно, около 4-х тыс. человек, темиргоевцы (къемгуй, чъемгуй) около 37 тыс. человек.

Несмотря на существующие различия в обычаях, традициях и поведении народов Северного Кавказа, между ними есть очень много общего. Предпринимавшиеся имамом Шамилем и современными лидерами «Ичкерии» попытки полностью вытеснить местные обычаи, заменив их законами шариата, показали, что сделать это весьма сложно и практически невозможно. Сформированная в течение многих веков культура поведения северокавказских народов имеет очень глубокие и прочные исторические корни. На протяжении многих веков каждый народ привносил свой национальный колорит в складывающиеся традиции. Центром кавказской моды считалась Кабарда, откуда распространялись манеры поведения, образцы платья, оружия, обычаи и т.п. Адыгский кодекс поведения «адыгэ хабзэ», весьма сложный и утонченный, оказывал значительное влияние на развитие подобных кодексов у других народов – балкарского и карачаевского «намыса», осетинского «ирон агдаут-та», чеченского «гиллакха» и др.

Культура этнических общностей – это совокупность присущих этносам способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство его жизнедеятельности. Исследуя процессы жизнедеятельности современных народов, ученые этнологи констатируют, что сфера их собственно этнической специфичности постепенно сокращается. Среди многообразия этнических культур выделяют традиционную (архаическую) культуру, которая распространена в обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения. В этом типе культуры господствуют идеи, нормы, обычаи, миропредставления, верования, передаваемые из поколения в поколение посредством традиции. Глобальной проблемой в наши дни становится противостояние традиционной и модернизированной (современной) культур, которое оказывает все возрастающее влияние на ход мирового культурно-исторического процесса. Модернизация подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который предстоит пройти традиционным обществам. Большинство северокавказских культур относятся к типу трудно модернизируемых, т.к. их характеризует стремление к сохранению привычного жизненного уклада. Этносоциологические и социально-психологические исследования фиксируют высокую значимость традиционного культурного компонента для самоидентификации народов Северного Кавказа.

У всех народов любые формы контактов начинаются с приветствия. Везде в этом обычае отражена самая древняя и заветная мечта о мире и дружбе. Поэтому недаром на Кавказе говорят: «Асаламу алейкум», что значит: «Мир вам!» Люди отвечают: «Ваалейкум садам». Это значит: «И вам мир!» Заслуживает внимания почтительное обращение друг к другу, принятое в лакских селах. При встрече мужчины говорят: «Здравствуй, брат отца!», а при встрече женщины – «Здравствуй, сестра матери!» У луткунцев мужчины одного возраста или чуть старше тоже обращаются друг к другу, не иначе как называя друг друга братом. Делается это так: к имени, например Гаджи, прибавляется лезгинское слово «стха», и получается в переводе «брат Гаджи». Считается неуважительным окликнуть просто по имени. В обращении к женщинам к имени прибавляется слово «вах» – сестра.

В наше время в фонд традиционных горских приветствий вошло и русское «Здравствуй!». Эта русская форма приветствия переплелась с горскими национальными традициями. Как неприличным считается сказать «Гаджи» и не прибавить тут же «брат», так неудобно обратиться с одним словом привета и к русскому человеку, которого уважаешь. Поэтому старый горец, встретившись, например, с учительницей, не скажет ей просто: «Здравствуй!», а добавит: «Здравствуй, учительница!». Однако в традициях приветствия народов Дагестана, Чечни, Ингушутии, других представителей Северного Кавказа еще встречается некоторое неравноправие между мужчиной и женщиной. По древнему горскому обычаю мужчина не здоровался с женщинами. Он молча проходил мимо них, и женщина не имела вообще права произносить заветную формулу «Асаламу алейкум».

Если мужчина входил в дом, он говорил «Асаламу алейкум» только в том случае, если в доме находился человек мужского пола, пусть это будет шестимесячный ребенок. Если же в доме одни женщины, мужчине полагалось не замечать их. Адыгейский этикет, сохраняя в целом неравноправное положение женщины, в данном вопросе зачастую ставит женщину в предпочтительное положение. При приветствии группы людей первой приветствуют женщину; у кабардинцев сидящие мужчины, независимо от возраста, всегда встают при появлении женщины, будь она даже юной девушкой. Всадник, повстречавшись с женщиной, обязан спешиться; провожая женщину (если это не его жена) мужчина должен уступить ей правую почетную сторону. Существуют определенные правила приветствия. Так, например, первым должен приветствовать тот, кто едет верхом. Младший по возрасту или общественному положению первым приветствует старшего, спускающейся с горы – поднимающегося, проходящий – сидящих, пришедший – собравшихся. В ходе приветствия горцы обнимаются, пожимают друг другу правую руку. Шапка при приветствии ни в коем случае не снимается. Она является символом мужского достоинства, и поэтому ее снятие означает демонстрацию самоунижения. Категорически запрещены объятия между мужчиной и женщиной, нежелательны даже случайные прикосновения, независимо от того, кем эти женщины приходятся мужчине.

Большинство горских народов жили потухтумно (породно). В зависимости от того, здороваются или не здороваются между собой люди разных тухтумов, определялись между ними мирные и немирные отношения. Кстати, среди кровников виновный должен был приветствовать пострадавшего первым. Как известно, при знакомстве важную роль в оценке человека играет первое впечатление. На Кавказе оно определяется прежде всего манерами поведения. Среди чеченцев наиболее ценимыми являются: 1) прямая осанка; 2) строгость и подтянутость в одежде; 3) немногословность; 4) умение обратить на себя внимание скромностью и воспитанностью (уступить место, предложить кому-то воды и т.п.); 5) отсутствие излишних реакций и жестов (вроде склонения головы к говорящему, жестикуляции во время собственной речи, громкого смеха и т.п.). Все эти изложенные пункты у вайнахов обозначаются термином васт (облик, образ), дик васт (хороший облик). Считается, что он указывает и на положительные моральные качества. В восприятии чеченцев внешний облик человека в значительной степени связан с его походкой. Есть кавказское выражение, гласящее: «По походке человека можно узнать, каков он».

У горцев небезразличное отношение к пространству. «Верх» доминирует над «низом». В связи с этим, находясь на лестнице, младший должен стоять на 1–2 ступени ниже. Село, как правило, делится на более почетную верхнюю часть (обычно выше по течению реки или ручья) и на менее почетную – нижнюю (ниже по течению). Передняя часть пространства преобладает над задней. Поэтому, прощаясь, младший делает несколько шагов, пятясь, так как считается неуважительным поворачиваться спиной к старшему. В жилых домах часто делают два выхода, передний вход с фасада – для мужчин, задний – для женщин. Если супруги идут по улице, то муж всегда впереди на 1–2 шага. Таким же образом правая сторона пространства является приоритетной по отношению к левой, а центральная – к периферийной. При любом собрании людей центр занимают старшие, периферию – младшие. Из двоих идущих вместе мужчин младший должен идти слева, уступая старшему почетную правую сторону. При движении группой впереди и в центре идет самый знатный и самый старший. Проявлением учтивости считается манера ходить по улице слева, оставляя возможность встречным оказаться на правой стороне. Отходя от старшего, младший должен повернуть налево, оставляя собеседнику правую сторону. Если мужчина догоняет идущего впереди путника, он в любом случае должен проходить слева от него, обязательно приветствуя его. Обгоняя двух и более человек, мужчина проходит справа. Культура поведения предусматривает и определенный минимум расстояния между беседующими. Младшие по отношению к старшим должны выдерживать дистанцию в 1–1,2 м, поэтому младший, подойдя для рукопожатия, тут же должен сделать 1–2 шага назад. Между разговаривающими мужчиной и женщиной приличная дистанция увеличивается до 1,5 – 2 м.

Таким же образом структурируется традиционная горская усадьба: дом – почетное место, а хлев, где содержится скот, – непочетное. В самом доме почетным местом является противоположная входу сторона – это дальний левый угол. Подобную иерархию можно встретить и в государственных учреждениях Северного Кавказа, где расположение рабочего места относительно входа зависит от должности и возраста. Чем выше служебное положение или старше возраст – тем дальше от входа. Среди старых традиций горских народов, пожалуй, больше других поражает обычай гостеприимства. Дагестанская пословица гласит: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!». У чеченцев появление гостя считается приносящим всякое благо, даже благодать. Гость тем почетнее, чем отдаленнее места, из которых он прибыл. Трапеза хозяина с гостем составляет центральный момент ритуала приема гостя. Гостем человек является в течение трех дней, после чего он приобретает статус друга. Погостивший и уехавший к себе гость становится другом семьи. Его чеченцы сравнивают со своей крепостной башней в далеком краю. Тот гость, который заходит в дом и говорит: «Давайте будем братьями», считается самым почетным. У многих горских народов гость одного из братьев обязательно считается и гостем других братьев. Его так и водят из дома в дом. Гость не должен долго задерживаться, злоупотреблять гостеприимством. Горская пословица гласит: «Путнику лучше быть в пути». Хозяин редко спрашивает, куда держит путь гость, но сам гость должен рассказать ему о цели своего приезда. Весьма ценится умение гостя вести беседу за столом, произносить благопожелания, давать советы. Гость не должен говорить, какие блюда ему хочется есть, а хозяин, в свою очередь, не должен спрашивать гостя, что тот хотел бы есть. Блюда готовятся по установленным этикетным правилам из самых лучших продуктов и как можно больше и разнообразнее.

Кавказское застолье – это процесс, предполагающий очень строгую иерахию участников. Все они делятся на гостей и негостей. Все относящиеся к категории гостей пользуются большим почетом, чем свои. Из числа своих старейшин избирается глава стола, который называется тамадой. За столом ему подчиняются все, невзирая на возраст и ранг. Без его разрешения никто не может сесть за стол, встать из-за него, произносить тосты, петь и т.п. Перед трапезой все гости совершают обряд умывания рук. Рассаживание за стол происходит по принципу – почетное место, наиболее удаленное от входа, занимает тамада, далее рассаживаются гости по старшинству. В некоторых семьях жена в присутствии постороннего человека не осмеливается сесть за общий стол. В прошлом жена не имела права сесть рядом с мужчинами, даже если дома никого не было. Хотя в общественных местах этого обычая обычно не придерживаются, необходимо учесть, что в быту он может сохранять свою силу. Поэтому будет неприличным, если вы, находясь в гостях, начнете просить местных женщин сесть за стол или уговаривать хозяина дома, чтобы он позволил им это сделать. На Кавказе традиционное застолье несовместимо с ссорами, резкими движениями, громким смехом, опьянением. Нельзя напиваться пьяным – за это вежливо, но твердо выведут из-за стола, что будет считаться позором. Тот, кто с показной удалью осушает бокал до дна, всегда будет молчаливо осужден большинством присутствующих. Пить без тостов не полагается.

Правила хорошего тона предписывают, что нельзя есть жадно и много. Нельзя за едой пить воду – это жест, означающий, что человек насытился и больше есть не будет, у него обычно сразу же убирают тарелку. Нельзя произвольно вставать из-за стола, садиться не на свое место. При необходимости выйти из-за стола надо обратиться с вежливой просьбой к тамаде, а при возвращении исполнить обряд прихода как бы впервые, выпить за присутствующих бокал, дать себя усадить на место кому-нибудь из младших хозяев. Завершение застолья производится по нормам этикета. Обычно инициативу проявляет старший из гостей, вслед за чем тамада провозглашает тост в честь гостей. Следующий тост произносится старшим из гостей за хозяев и особенно за тамаду, после чего все подымают заключительный бокал. Считается неприличным для гостя что бы то ни было расхваливать в доме хозяина, так как по традиции хозяин обязан отдать в дар понравившуюся гостю вещь. Правила хорошего тона предписывают гостю деликатно сдерживать расточительность хозяина, который готов отдать гостю последнее. Покидающего дом гостя обычай предписывает одаривать, провожать не только до ворот усадьбы, но дальше – до пределов селения или даже района. При этом гостю от подарков отказываться нельзя, но следует деликатно отказываться от дальних проводов. Уезжая, гость обязательно приглашает хозяина навестить его.

С гостеприимством было связано распространение у горцев куначества. В отличие от гостеприимства оно предполагает уже возникшие на его основе или же как-нибудь иначе дружеские отношения. Вступив в такие отношения, кунаки поддерживают постоянные контакты, оказывая друг другу различные знаки внимания и в нужных случаях – помощь. Дружба, как правило, закрепляется взаимными посещениями, активным участием во всех событиях в семье кунака (свадьба, смерть и др.). В целях закрепления дружбы кунаки обмениваются дорогими памятными подарками (оружием, конями, каракулевыми шапками и т. д.), нарекают детей именами друг друга.

Кунаки посещают друг друга не только по необходимости, но и для приятного времяпрепровождения. Хозяин дома устраивает в честь кунака торжественный прием. Иногда у одной семьи несколько кунаков: кунак отца, кунак брата и т. д. В таких случаях главным считается кунак отца – первый кунак семьи. Приличия требуют, чтобы первый визит делался именно ему как старшему. После посещения его дома приезжий мог навестить другого кунака, третьего и т. д., не обременяя слишком никого. Это необходимо учитывать и тем гостям, которые не связаны узами куначества. В некоторых местах, и прежде всего в горах Дагестана и Чечни, широко распространены представления о том, что нечаянное прикосновение мужчины к лицу, руке или даже к платью женщины означает для нее бесчестье. В прошлом муж или жених такой женщины должен был обязательно покинуть ее. Для родителей это было большим позором. Обычаем, связанным с прикосновением к женщине, пользовались злопыхатели, те, кто хотел отомстить девушке или ее родителям. Очень многие стычки, происходившие на этой почве, заканчивались кровопролитием. Конечно, время вносит определенные изменения в этот обычай, но тем не менее надо помнить о том, что не следует гладить по голове даже маленькую девочку, пытаться здороваться с женщиной за руку и т. п.

Согласно существующим традициям жена не имеет права назвать мужа по имени. У андейцев существовал даже такой обычай: если женщина случайно произнесет имя мужа, брак расторгается. Свою жену муж не всегда называет по имени. Иногда, особенно при гостях, просто окликает: «Эй». По обычаям, если в доме гость, молодой женщине нельзя появляться перед мужчинами. Хозяин, у которого вы в гостях, в таких случаях оказывается в затруднении. Как принять гостя? Подавать самому многие по старой традиции считают для себя неудобным. Поэтому необходимо отнестись с пониманием к различного рода перешептываниям хозяина со своей женой, который, скорее всего, может просить ее позвать пожилую соседку.

Ислам запрещает песни и музыку. Поэтому песенное творчество не было особенно развито на Северном Кавказе, прежде всего в Дагестане, где мусульманская религия имеет более древние корни. Это, конечно, не значит, что горцы не знали песен и не пели их. Но в силу религиозных запретов и установлений адата люди вынуждены были петь в одиночку и так, чтобы песню не слушали мюриды. В годы мюридизма, если кто-нибудь попытался бы спеть песню открыто, на весь аул, это считалось величайшим кощунством. Нигде в Дагестане, Чечне, Ингушетии девушка не могла петь в присутствии отца, братьев или родственников. Поэтому, находясь в гостях, не следует спрашивать даже у маленькой девочки, какую песню она может спеть. Не надо предлагать также хозяину дома совместное песнопение. Рекомендуется воздерживаться и самому от громкого и открытого пения.

У горцев большую роль играет понятие чести, потерять честь считалось страшнее, чем умереть или погибнуть. Важнейшим признаком мужского достоинства в горах был в старину кинжал. Не носить кинжала считалось все равно, что не иметь мужской гордости. Кинжал всегда должен был быть на поясе, а во время сна – под головой. В настоящее время этот обычай претерпел изменения, но понятие мужской гордости сохранилось. До сих пор считается, что стать смешным – значит, потерять честь. По убеждению горцев, над настоящим мужчиной никто не должен смеяться. Поэтому надо помнить, что даже насмешливый, иронический взгляд считается оскорблением мужского достоинства, не говоря уж об откровенном подтрунивании и насмешках. Одним из пережитков родового быта является кровная месть. В случае убийства возмездию подвергался один человек – убийца или его ближайший родственник. «Кровный враг – один», – утверждали кумыки. Однако ранее были случаи на падения одного тухтума на другой, когда месть могла быть направлена на любого из членов рода убийцы. Самого убийцу называли «главный враг». Принцип «кровь за кровь», «смерть за смерть» приводил иногда к полному уничтожению одного из тухтумов. В более позднее время «убийство за убийство» уже не предусматривалось, а устанавливалась целая система выкупов и примирения. Примирение проходило в виде обряда. Однако убийца находился в изгнании 5 – 10 лет. Чеченцы в большинстве своем отвергали примирение посредством выплаты «цены крови», считалось это большим позором. Однако у них также существовал обряд примирения в случае доброй воли сторон.

Большое внимание на Северном Кавказе уделяется погребальным обычаям и обрядам. Похороны устраивают в день смерти. Если же смерть наступила во второй половине дня, после заката солнца, умершего хоронят утром следующего дня. На кладбище покойного несут на носилках. Его помещают лицом на юг в прямоугольную яму с подбоем. Подбой перекрывают дубовыми досками, приложенными к стене погребальной камеры. Могилу засыпают землей, вынутой из ямы. На могиле ставят вертикальную толстую дубовую доску или каменную плиту. На них помещается надпись с именем умершего. Церемония, связанная с похоронами, продолжается 7 дней. В течение этого времени родственники (мужчины) с утра до вечера находятся во дворе и принимают соболезнования. С приходом каждой новой группы людей все родственники (кроме стариков) должны встать и стоя принимать соболезнования. Старший из вошедшей группы говорит добрые слова в адрес умершего. Затем читают Коран.

В связи с переживаемым периодом религиозного возрождения все большее влияние на повседневную жизнь народов Северного Кавказа оказывает мусульманская обрядность. Среди важнейших обрядов и культов можно выделить такие, как чтение Корана, намаз (молитва), закят (милостыня), хадж (паломничество), культ Каабы, культ мазаров. В исламе чтению уделяется большое внимание. Наличие в доме Корана, независимо от того, умеет или не умеет читать его хозяин, понимается как хранение священной реликвии. Считается, что он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза и т.п. Далеко не каждый мусульманин умеет читать, а тем более понимать смысл аятов (стихов). Поэтому за чтение Корана в доме верующего представители духовенства берут «салака» или «шукр-садака», т. е. определенную пошлину. У мусульман все значительные события – праздники, торжества, начало общественных, хозяйственных и военных мероприятий – открываются чтением Корана. Кроме того, среди мусульман распространена клятва на Коране, что свидетельствует о серьезности намерений и истинности слов данного человека.

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва – одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая – утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых ракатов, то есть поклонений, падений ниц; вторая – полуденная (салят асазухр) из четырех ракатов; третья – во второй половине дня до заката солнца (салят-аль-аср) называется вечерней молитвой и состоит из четырех ракатов; четвертая – при заходе солнца (сапят-аль-магриб) и пятая – в начале ночи (салят-аль-иша). Обе они состоят из трех ракатов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола. В месяц рамазан (рамадан) введена особая молитва – «тарауих-памаз», совершаемая после проведения днем поста. Намаз разрешается совершать в любом чистом месте, став на молитвенный коврик, циновку или расстеленную верхнюю одежду. По пятницам шариат рекомендует совершать намаз в мечети. Ритуал намаза весьма сложен, он требует соблюдения множества правил, малейшее нарушение которых приводит к лишению действия молитвы. Это обстоятельство вынуждает верующих сосредоточить все свое внимание, собрать всю волю на совершение обряда, молитвенного поклонения Богу. Перед намазом человек обязан совершить ритуальное омовение «тахара». Содержанием молитвы являются слова, прославляющие Аллаха, преклонение перед ним.

Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана: «Вам не достичь благочестия, покуда не будете летать жертвований из того, что любите». «Каждое пожертвование, какое ни пожертвуют они, малое ли оно будет или большое... записано будет за ними, для того чтобы богу наградить их наилучшим благом...». Среди мусульман считается, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: закят и садакат. Закят в исламском теократическом государстве означат налог, выплачиваемый натурой. В настоящее время более распространенную форму имеет садакат, то есть добровольное даяние («милостыня по внезапному побуждению») в пользу нищего, бедствующего, увечного, калеки или в пользу храма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.