Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. В учебном пособии содержится краткое изложение основных этапов развития хозяйства Изучение хозяйственной истории способствует лучшему усвоению экономической




Воронеж 2009

Часть

Учебное пособие

История экономики

О. Л. Барковская

В учебном пособии содержится краткое изложение основных этапов развития хозяйства Изучение хозяйственной истории способствует лучшему усвоению экономической теории и конкретных экономических дисциплин, пониманию экономических процессов, происходящих в современном обществе. Знание прошлого опыта помогает эффективно хозяйствовать и вырабатывать верную экономическую политику. Пособие предназначено для студентов экономических специальностей дневного и заочного отделений.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

Глава 1. Предмет, функции, методы, источники курса

Глава 2. Первобытно-общинное хозяйство

 

Глава 3. Экономическое развитие ранних цивилизаций

 

Глава 4. Экономическое развитие феодального общества

 

Глава 5. Развитие рыночной экономики.

 

Глава 6. Экономика ведущих стран в конце 19 - начале 20 века

 

Глава 7. Развитие экономики ведущих стран в 20 веке

 

Список общей литературы

 

Тесты

 


Курс «Истории экономики» занимает существенное место в системе экономического образования. Курс имеет познавательное и мировоззренческое значение, способствует лучшему усвоению экономической теории и конкретных экономических дисциплин. Задача курса - содействовать выработке современного экономического мышления, помочь в осмыслении многовековой истории человечества и современной хозяйственной практики. В курсе «Истории экономики» дается попытка рассмотрения истории экономики не изолированных стран, а с точки зрения формирования единого экономического пространства. Проводится мысль, что только объединенными усилиями людей разных стран и народов можно построить на Земле жизнь, достойную человека.

Изучение исторического процесса развития общественного производства в тех конкретных формах, которые этот процесс принимал в различных странах, вооружает студента знаниями, необходимыми для эффективного хозяйствования на микроуровне и выработки верной экономической политики на макроуровне, способствует более глубокому усвоению экономической теории и конкретных экономических наук. В свою очередь, курс экономической истории опирается на экономическую теорию, которая служит ему теоретической и методологической базой.

ГЛАВА 1

Экономическая история как самостоятельная наука сложилась в середине 19 века, и с конца 19 века начинает широко преподаваться в высших учебных заведениях, становится частью экономической и гуманитарной подготовки студентов. Как учебная дисциплина она тесно связана с такими дисциплинами, как экономическая теория (из которой она выделилась и которая является ее теоретической и методологической базой), со всеобщей историей и историей экономической мысли.

Объектом изучения данной науки является хозяйственная деятельность разных стран и народов, их экономика. Предметом - изучение процессов становления, развития и смены различных типов экономических систем. В кратком курсе экономической истории рассматриваются только ведущие страны, ставшие лидерами экономического развития, на их примере анализируются основные типы хозяйства.

Изучение экономической истории имеет большое теоретическое и практическое значение. Функции экономической истории как науки: познавательная (объяснение экономических процессов, происходивших и происходящих в обществе), практическая (помощь в хозяйствовании на микро- и макроуровне) и ценностная (оценка прошлого опыта и определение его значимости для современной практики).

Методы познания, используемые экономической историей как наукой: исторический и хронологический, абстрактно-логический и эмпирический, метод классификаций, исторического моделирования, математической статистики и др.

Источники знания для данной науки можно разделить на две группы:

1. Памятники материальной культуры (они имеют первостепенное значение для изучения отдаленных исторических эпох, когда еще не существовало письменности),

2. Письменные источники: законодательные и нормативные акты, хозяйственные документы, свидетельства очевидцев (мемуары, описания путешественников, переписка и т. п.), статистические материалы, труды ученых, художественная литература и др.

В развитие науки об истории экономики большой вклад внесли ученые многих стран, такие как Арнольд Тойнби (Великобритания), Фюстель де Куланж, Марк Блох, Лабрус Камиль, Фернан Бродель (Франция), Карл Маркс, Карл Бюхер, Макс Вебер, Вернер Зомбарт (Германия), Й. Шумпетер и У. Ростоу (США), Д. Г. Виноградов, И. М. Кулишер, С. Д. Сказкин, Ф. Я. Полянский, В. А. Жамин, В. Т. Чунтулов (Россия) и многие-многие другие.

В исторической науке нет единого подхода к периодизации хозяйственной истории. Предлагались различные подходы: формационный; цивилизационный (в последнем учитывались как материальные, так и духовные, культурные, политические факторы); линейный; циклический; деление истории на доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды. Ни одна из теорий не является универсальной, и любая может быть оспорена. Наиболее часто употребима следующая периодизация:

Древняя история (сотни тысяч лет до н. э. - 5 век н.э.), экономическим содержанием которой была первобытная и рабовладельческая экономика;

Средние века (5-17 века) - феодальная экономика, в том числе эпоха первоначального накопления капитала (16 - 17 вв);

Новое время (18-19 века) - рыночная (капиталистическая) экономика;

Новейшее время (с 1914 г.) - современная рыночная экономика.

На хозяйственное развитие влияет огромное количество факторов, причем в разных странах и на разных исторических этапах преобладали разные факторы. Их достаточность и положительное влияние на экономику способствует экономическому росту, их отсутствие или недостаточность обусловливают замедление развития, кризисы и стагнацию экономики. Все эти факторы можно условно разделить на две большие группы:

1. Факторы экономического характера, непосредственно влияющие на хозяйственное развитие:

- количество, качество, эффективность использования и перспективы развития факторов производства (или экономических ресурсов общества) - человеческого фактора, капитальных ресурсов, сырья;

- инновационные факторы (степень развития НТП и использования ее результатов в производстве);

- инвестиционные (наличие финансовых ресурсов для развития, их доступность, каналы финансирования экономики и др.);

- организационно-экономические (характер управления, концентрация производства, уровень специализации и кооперации производства, организация и стимулирование труда и др.);

- экономические отношения и отношения собственности (типы и формы собственности многообразие и соотношение форм собственности, рынок прав собственности, защита прав собственности и др.);

- состояние рынка (уровень конкуренции, наличие эффективного спроса, характер ценообразования и др.);

- внешнеэкономические факторы (хозяйственная изолированность или интеграция в мировое хозяйство, формы и характер внешнеэкономических связей, проводимая внешнеэкономическая политика);

- географические, природно-климатические и демографические факторы.

2. Факторы неэкономического характера, имеющие на развитие хозяйства косвенное, опосредованное влияние:

- мораль;

- культура;

- религия;

- исторические традиции;

- психологические особенности нации;

- социальные факторы (социальная структура общества, отношения между классами, уровень жизни, развитие социальной инфраструктуры и др.);

- внутри- и внешнеполитическая ситуация (революции, войны);

- государственное управление (форма государственного правления, прочность власти, степень доверия к ней нации, способность власти к осознанию исторической перспективы, формированию экономической программы и ее реализации, умение сплотить нацию на достижение поставленных целей и т. д.);

- развитость и роль других социальных институтов (политических партий, профсоюзов, церкви, общественных организаций, института семьи и брака и др.);

- правовое поле экономики (совершенство законодательной базы, контроль государства за соблюдением законов, законопослушание граждан) и многие другие факторы.

 

 


Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.